В июле исполняется год со дня смерти народной артистки Татарстана и Башкортостана Хании Фархи. Смириться с ее уходом не могут не только семья и близкие, но и преданные поклонники ее творчества. По просьбам зрителей ее песни многократно звучат на радио и телевидении, рождаются посвященные ей стихи и беиты. Уход Хании Фархи стал горем не одной обычной семьи, а всего татарского народа.
Для нас Хания Фархи была звездой эстрады, но для близких она была звездой их семьи. Сегодня сердца дочерей, младшей сестры и родных переполнены безграничной тоской по ней. Это я поняла после поездки в родные края Хании Фархи – пройдя по тропинкам, по которым она ходила, испив воды той земли и пообщавшись с людьми, с кем она близко общалась.
18 мая в Татышлинский район пришел настоящий праздник – здесь состоялся первый межрегиональный вокальный фестиваль, посвященный памятиХании Фархи. Автор идеи и сценария фестиваля – родная сестра певицы, ее близкая подруга Фируза ханым Ибатуллина. Конкурс прошел при поддержке главы Республики Башкортостан Рустема Хамитова.
Сестра Хании Фархи Фируза ханум: «Жизнь продолжается…»
Конкурсная часть фестиваля состояла из двух этапов. Первый проходил заочно – оргкомитет оценивал конкурсантов по их записям, присланным на электронную почту. Всего пришло 200 заявок. Во втором отборочном туре участвовали 56 исполнителей. Их поделили на две возрастные категории: 25-35 и 35 и старше. Профессиональных исполнителей и самодеятельных жюри также оценивало отдельно.
«Хания апа ушла от нас внезапно. Все мы остались в состоянии шока – семья, наша мама, и любящие ее зрители. Она просто исчезла – как в воду канула. Поклонники до сих пор скучают по ней, тоскуют. В группе памяти в социальных сетях есть человек по имени Владимир, он из Белоруссии – пишет по пять стихотворений в день в ее честь. Фестиваль – это проект, задуманный как нечто объединившее в себе тоску и горечь потери, которую ощущают до сих пор ее поклонники, и нашу к сестре любовь. Сначала это была просто идея. Но она стала реальностью, слава Всевышнему. Видимо, потому, что сестра и сама была человеком положительным, с добрым сердцем, для нас все дороги оказались открыты. Мы безмерно благодарны главе республики Рустему Хамитову. Он оказал поддержку, выделил 90 тысяч рублей гранта на проведение фестиваля. Также мы очень благодарны главе нашего Татышлинского района Рушану Гараеву. Он с первого слова подхватил нашу идею», - сказала Фируза Ибатуллина. – Никому из желающих принять участие в конкурсе не отказали. Жизнь продолжается. У каждого есть талант, голос, дарованные ему Всевышним. Пусть поют. Хания апа сама, пока была жива, не признавала ограничений, говорила, что ее песни должны жить», - отметила сестра покойной певицы.
Из каких только уголков страны не приехали на конкурс! Из Аскинского, Балтачевского, Краснокамского, Бижбулякского, Туймазинского, Благоварского, Белорецкого, Миякинского районов Республики Башкортостан, из городов Нефтекамск, Дюртюли, Янаул, Ишимбай, Октябрьск, Белебеево, из Ютазинского, Сармановского районов Республики Татарстан, из Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, из Самарской области, Ижевска, Бардымского района Пермского края, Чернушки, Оренбургской области, Екатеринбурга, и даже из Ханты-мансийских и Ямало-ненецких автономных округов.
ИА «Татар-информ» стало единственным СМИ, приехавшим на мероприятие из Татарстана. В ходе отборочного этапа конкурса удалось пообщаться с конкурсантами, членами жюри и близкими певицы.
В этот день каждый уголок Дома культуры буквально «дышал» духом и образом Хании Фархи. Ее фотографии, одежда, публикации о ней – все это трогало душу и усиливало чувство утраты. Здание Дома культуры было полно зрителей – у всех на глазах слезы…
“Подарки от Хании апа всегда были особенными»
Из конкурсанток привлекла мое внимание девушка, которая пела голосом, очень похожим на голос любимой певицы. Говорят же – «душа не тянется, кровь притянет». Эта девушка – Миляуша Гилемханова – оказалась дочерью покойного брата Хании Фархи Нурислама. Миляуша живет в Уфе, работает воспитателем в детском саду. Для конкурса она подготовила песни из репертуара Хании Фархи «Мин тугел шул» и «Утыр эле яннарыма».
«Хания апа была самой близкой мне тетей. Она была мне очень близка как родная сестра папы, и как певица. Она любила нас, как своих собственных дочерей, беспокоилась за нас. Всегда помогала нам. Мы не пропускали ни единого ее концерта. Ездили к ней в гости в Казань. Никогда не думала, что Хания апа так быстро уйдет. Именно в те дни мы приезжали в Татышлы, но увидеться не получилось. Последний раз виделись на концерте. Я даже не верю, что ее нет. Мы и раньше нечасто виделись, поэтому ощущение, что она жива, она просто находится в Казани. Сюда приехала с большим желанием, будто надеялась увидеть ее здесь», - сказала Миляуша.
Вспоминая детство, она отметила, что именно подарки ее любимой Хании апа она принимала с особой благодарностью, и они были ей особенно дороги.
- Подарки дарили многие, но ее подарки были особенные. Платья, кофты, которые она дарила, были самые красивые, самые модные. В детстве мы каждый год с нетерпением ждали новогодних подарков от Хании апа», - вспоминала сестра певицы.
Миляуша рада, что число желающих исполнять песни Хании Фархи только растет. «Хоть и не получается спеть как она, передать так глубоко смысл песни, но я очень рада появлению этого фестиваля. Ее песни подхватывают, поют, не забывают», - говорит она.
«Через три дня после расставания узнали о ее смерти»
Среди гостей фестиваля была женщина, своим внешним видом сильно напоминающая Ханию Фархи. Оказалось, это ее двоюродная сестра – Анруса Халимова, ее отец Малик и отец покойной певицы – Фархи – родные братья. Сестра приехала на фестиваль из города Нягань Ханты-манскийского округа.
«Мы с детства росли как родные, одной семьей. Выросли и разошлись в разные стороны», - вспоминает Анруса Халимова.
«Фируза мне сказала: «Давай проведем этот фестиваль, ради памяти Хании апа. Анруса, постарайся приехать». Мы долго думать не стали, собрались с мужем и приехали. Ханию апа нельзя забыть, никогда. В Нягани есть ансамбль татаро-башкирской организации «Ватан», я солистка этого ансамбля. 26 мая будет вечер памяти Хании Фархи. Сейчас идет подготовка. Сценарий написала я сама”, - сказала Анруса ханум.
Ей часто приходится слышать, как она похожа на Ханию Фархи. Действительно, с сестрой они похожи, и не только лицом, от природы. «Я и волосы укладываю, как сестра, и раньше так делала», - говорит она.
Собеседница вспомнила, какой была их с сестрой последняя встреча.
«В марте 2017 года в Нягани она дала свой последний концерт. В те дни скоропостижно скончался наш двоюродный брат Шамиль. Даже в такие тяжелые времена она не отменяла концертов. Но выходила на сцену с глазами, полными слез, с переполненной горем душой. Вот так она, плача, попрощалась с народом Нягани.
В июле приехала в Татышлы. Она не хотела меня отпускать. У меня уже был куплен билет на следующий день. Хания апа говорит: «Я тоже уезжаю в Казань, отпуск мой закончился, может, ты тоже завтра поедешь?». Говорю, что билеты у меня уже куплены, что придется ехать. И я уехала, а они меня проводили. Только доехала до дома, прошло всего три дня, как мы расстались, меня настигла весть о ее кончине. Не успела поехать на похороны, буду жалеть об этом всю жизнь», - говорит Анруса ханум.
Она также рассказала, как в Нягани собрала татар-мусульман на 40 дней усопшей.
«Хания апа никогда никому не рассказывала, как ей тяжело. Проблемы держала при себе. Она была очень сильным человеком. Что не говори, силы в ней хватало, чтобы свернуть горы. Спросишь ее: «Как себя чувствуешь?», - она только улыбалась. Говорила: «Слава Аллаху». Ей всегда хотелось чем-то помочь людям. Рановато ушла», - говорит сестра певицы Анруса апа.
В воспоминаниях она также вернулась в детство Хании Фархи.
«Она пела с детства. Играла на гармони, и нас научила петь. В детстве и стихи немного писала. И пыталась написать к ним мелодии. С детства она была талантливым артистом. Я смотрела на нее и удивлялась: «Как она не устает?». Ведь она всегда выглядела свежей, ни следа усталости. Красивая, как куколка. Энергия била через край, была очень сильным человеком».
Что касается различных слухов вокруг личности Хании Фархи, то, по мнению сестры, они неизбежно появляются вокруг известных людей.
«Кто бы, какие бы слухи не распускал, если бы они были правдой, Хания апа не смогла бы стать звездой. Это называется завистью. Наверняка она не знала, как ее имя склоняют, и даже если знала, не обращала на это внимания», - сказала она.
Анруса ханум поддерживает отношения с мужем Хании Фархи – Габдулхаем Биктагировым.
«С Габдулхаем созваниваюсь. Он очень переживает. «Анруса, не могу найти себе места. Обхожу все места, где мы ходили с ней вместе. Говорит, что даже после смерти родной матери не ощущал такой тяжести», - рассказала Анруса Халимова.
«Меня сюда привела любовь к Хание Фархи»
Ильсияр Зарипова из Челнов о фестивале узнала из Интернета.
«Захотелось поехать, принять участие, потому что я очень любила Ханию Фархи. Не пропускала ни одного ее концерта в Челнах. Вот это чувство уважения привело меня сюда. Сегодня спела ее песни «Гомер юлы», «Иркэн буласым килэ», - рассказала Ильсияр.
Она всю жизнь работала на «КамАЗе», однако с удовольствием участвовала в художественной самодеятельности, ходила в Дом культуры «Энергетик». По итогам конкурса Ильсияр Зарипова заняла первое место среди самодеятельных исполнителей в возрастной категории старше 35 лет.
Айгуль Шакирову из села Кандра Туймазинского района многие приняли за родственницу Хании Фархи. И правда, внешностью Айгуль ханум похожа на любимую певицу.
Айгуль Шакирова рассказала, что работает операционной медсестрой. Ей в свое время посчастливилось на сцене родного села спеть дуэтом с Ханией Фархи.
«Меня и люди «Ханией Фархи» называют, говорят, что на нее похожа. Когда Хания апа приехала к нам с концертом, ей передали записку обо мне. Она попросила показать меня. Тогда мы спели вместе. Ее смерть мы восприняли как потерю родного человека. Были шокированы. Хания Фархи никогда не уйдет из нашей памяти», - сказала Айгуль ханум.
«Есть конкурсанты, потрясающе исполняющие мамины песни»
Одна из дочерей Хании Фархи – Алсу сегодня с мужем проживает в Уфе. Хоть она и не вошла в жюри, отборочный тур смотрела от начала до конца.
«Некоторые поют так потрясающе, дотрагиваясь до самых тонких струн души. Невозможно сдержать слезы. Радует, что люди до сих пор любят мамины песни, берут в свой репертуар. Вот сейчас задумалась – наверняка и мама очень сильно рада. Нет ни минуты, чтобы я не думала о маме. Каждый день слушаю ее песни. Особенно когда остаюсь одна. При людях стараюсь не слушать, потому что плачу. Бесконечно тоскую по маме», - говорит Алсу.
«Даже ямочка на подбородке – моя»
Многие говорят, что молодость Хании Фархи – в ее дочери Алие. На фестивале я увидела еще одну девушку, в кого перешли красота юности и молодости певицы. Это племянница Хании апа – дочь Фирузы ханум Галия.
«Такого человека, как Хания апа, наверное, нет. Она была моей любимой тётей. Мы делились секретами, я знаю вещи, которые она открыла лишь мне, и мои тайны она унесла с собой. Приедет Хания апа в Татышлы – я не отходила от нее. «Ты мое будущее, ты похожа на меня. Даже ямочки на подбородке мои», - говорила она. Хотела сделать из меня артистку», - говорит Галия Ибатуллина.
В Татышлы проживает самый близкий человек Хании Фархи – ее мама Фания апа. Она тоже стала зрителем фестиваля.
«Песни моей дочери, исполняемые другими, я все равно воспринимаю так, будто это поет Хания. Тяжело, но слушать хочется. Песни ее все время слушаю, и по телевизору смотрю ее, нравятся ее записи. Она ведь с трех лет поет. Скучаю, тоскую, что же поделаешь», - сказала она.
«С Ханией знакомились два раза»
В состав жюри вошли народный артист Башкортостана и Татарстана Фан Валиахметов, заслуженный артист России, народный артист Татарстана и Башкортостана Идрис Газиев и старшая дочь Хании Фархи Алия Гараева.
«Не будем скрывать, среди конкурсантов есть и те, кто вышел на сцену «наобум», не имея особых вокальных данных и без должной подготовки. Просто решили спеть песню Хании Фархи. Были также исполнители без индивидуальности, поют примерно одинаково. Но мы старались оценивать всех по справедливости. Нынешний фестиваль – лишь начало большого фестиваля. В будущем придут исполнители, которые будут стараться всей душой, чтобы довести песни до совершенства», - сказал Фан Валиахматов.
Он также вспомнил, как познакомился с Ханией Фархи.
«В начале 80-х с гастролями приехали Фарида Кудашева и Бахти Гайсин. Не дождавшись концерта, к нам в Дом культуры пришла девушка – молоденькая, симпатичная. «Пожалуйста, прослушайте меня, очень хочу стать певицей», - сказала она. Послушали, у нее был восхитительный голос, сказали, что ей надо становиться артисткой, дали свои советы. Прошли годы. И вот как-то в Уфу приехал ансамбль «Байрам». Говорю Хание: «Ты так хорошо поешь, мы поражены, из каких краев будешь?». А она засмеялась и обняла меня. «Эй, Фэн абый, вы же меня прослушивали, это же я, Хания Фархи, которой вы дали свое благословение». Вот так, после многих лет, мы с ней заново познакомились. После всегда были в тесно связи, много ездили с концертами. Хания была очень человечной, отзывчивой. Могла и поплакать с тобой. Она всегда была готова помочь. Но не жалела себя, делала концерт за концертом, от этого и сгорела. Ее это беспокойство и растрепало. Сегодня, когда слушал ее песни, переполняли чувства. А в ушах звучит ее собственный голос. Кто-то специально старался спеть как она. Рядом сидела ее дочь Алия, она тоже плакала. У них пока тяжелые времена. Им нужна всесторонняя помощь. Огромное спасибо организаторам конкурса, пусть фестиваль живет долго. Хания на 100 процентов достойна этого. Пусть ее песни поют не хуже нее, а лучше, не жалея богатства своей души и голоса», - сказал Фан Валиахметов.
Он тоже выступил на фестивале – спел под тальянку самую любимую песню Хании, которую любил исполнять ее отец – «Мэк чэчэге».
«Хания была цветущей, а я был джигитом».
Заведующий Дома культуры села Булкайпан Татышлинского района Камиль Зиятдинов тепло вспоминает девичьи годы Хании Фархи.
«Тогда мне был 21 год. Хания – красавица, и я молодой и задорный. В том году к нам в деревню приехали гости из села Салаюа, что в 8-10 км от нас. В коммунистические годы была традиция выезжать агитбригадами на поля. Мы с Ханией так же ездили с концертами. Она запоет, и я пытаюсь не отставать. Восхищался ее голосом, мечтал, чтобы и у меня был такой. В Салаюа ездили на мотоцикле. Хания и сама любила садиться за руль. Мы ей уступаем руль без слов, молодые же были, садились за ней и ехали, обнимая сзади. Хания была потрясающе красива. Наверняка народ ее сглазил. От судьбы не уйдешь», – сказал Камиль абый сквозь слезы.
Из-за простуды Камиль Зиятдинов не успел подготовить песню к первому туру. Из-за этого участвовать на фестивале ему пришлось лишь в качестве зрителя.
«Хания мне была близким человеком. Ее песню «Упкэлэсэн, эйдэ, упкэлэ» воспринимаю как отзвук молодости. А эта ее простота! Она никогда не возвышалась ни над кем - «я великая, я талантливая». Приедет с концертами – всегда сама приглашала, сама встречала», - вспоминает Камиль абый.
Он также признался, что на конкурсе ему не хватило уровня исполнения песен.
«Есть разные исполнители. Но когда «не дотягивают» до Хании, остается чувство неудовлетворения. Никто не заменит Ханию», - говорит он.
Мужчины тоже плачут…
А теперь о самом концерте. Начался он довольно поздно, в 8 часов вечера по башкирскому времени. В зале – яблоку негде упасть. Самое удивительное – 60 процентов зрителей – мужчины! Обычно у нас мужчины на концерты не ходят. Если только чтобы составить компанию жене. А тут мужчины не просто пришли – чуть ли не все одеты торжественно – в классических костюмах. Во время концерта сидели, не шелохнувшись. А аплодисменты, цветы! И вдобавок к этому скажу – сколько было слез! Если плачут женщины – понятно, они эмоциональны, а тут – мужчины, брутальные мужи. И действительно, этот концерт был так организован, что спокойно смотреть его было нельзя. Хочешь - не хочешь, слезы вырываются, льются градом. Бесчисленные фотографии, показанные с экрана, песни «татарской Примадонны» разворачивают душу, заставляют сердце сжиматься от боли.
А выход на сцену дочери Хании Фархи – Алии Гараевой, и исполнение песни «Китэсен» («Уходишь») голосом, в точности повторяющим голос матери – это, наверное, был кульминационным, самым душераздирающим моментом концерта.
«Самые популярные песни мамы – это бренд»
После выступления поговорили с Алией.
«То, что другие исполняют песни мамы – это для меня только радость. Значит, эти песни будут жить. Значит, для них пишется новая судьба, они обретут новую жизнь. Было очень приятно видеть, что на фестиваль люди приехали из разных, даже отдаленных регионов. Это же все те, кто любит творчество мамы. Это говорит об их старании.
Правда, есть песни, особо мне близкие. «Элдермешкэ кайтам эле», «Утыр эле яннарыма». Это визитные карточки Хании Фархи. Их петь очень сложно. Я бы сказала, что выбравшие эти песни для конкурса – очень смелые люди. Это очень большая ответственность. Естественно, сегодня я их голоса сравнивала с голосом мамы. Даже когда поет другой человек, в ушах звучит голос мамы. Когда исполняются не очень популярные песни, конкурсанты поют немного по-своему, и слушается по-другому. Но в самых популярных песнях в голове звучит мамин голос. Потому что они - бренд, и лучше мамы, наверняка их никто уже не споет. Они ведь звучат в душе народа, люди запомнили их на слух. У мамы очень много красивых песен. Я советовала бы конкурсантам брать не самые известные ее песни, вдохнуть в них новую жизнь, популяризировать их», - сказала Алия Гараева.
Обладательницей Гран-при первого межрегионального вокального фестиваля имени Хании Фархи стала уроженка Татышлы, ныне – артистка Казанского государственного ансамбля песни и танца Нафиса Назарова.
В конце хотелось бы отметить одну особенность, которая, на мой взгляд, отличает концерты в Татарстане и Башкортостане. В соседней республике на концертах больше искренности. Простое оформление сцены, нет разноцветных ламп и лазерного шоу. Но искренность, настоящие чувства исходят и со сцены, и от зрителя. Для меня, привыкшей встречать в каждом концерте шоу, этот концерт стал лучшим отдыхом для души.
Нет комментариев-