Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Будешь плохо учиться – станешь пастухом»: кто и как пасет стадо в современных селах

«Будешь плохо учиться – станешь пастухом»: кто и как пасет стадо в современных селах
Кто и как пасет стадо в деревнях и сёлах Татарстана, используют ли для этого последнее слово техники – электропастуха. Корреспондент ИА «Татар-информ» Лейсан Рахматуллина позвонила с этими вопросами в несколько населенных пунктов республики.

Всем, кто вырос в деревне или же ездил туда на каникулы к дедушке с бабушкой, наверняка приходилось пасти деревенское стадо. Сейчас это занятие едва знакомо не то что городским, даже сельским ребятам. А лет 10-15 назад стадо пасли почти все. Встаешь с утра, берешь в руки палку, на плечи – сумку с бутылкой воды и обедом и идешь за пастухом постарше, который на лошади уже направляется в сторону луга.

Позже порядок пастьбы стада претерпел изменения: лошадей не стало, и ездить на пастьбу на машине и мотоцикле было еще интереснее и приятнее. Самое неприятное в этом деле, если вечером сельчане не могут найти своих коров или барашков. Если таковых не окажется, то, считай, выполнил работу пастуха на «отлично».

«Самое тяжелое для пастуха – правильно выбрать пастбище»

Раньше в селе Черки-Кильдуразы Буинского района было два табуна. Сейчас поголовье КРС резко уменьшилось. «Табун выходит, есть пастух. Сельчане тысячу рублей за одну корову платят и поочередно кормят пастуха. Овцы считаются от четырех голов. Кильдуразы и Старые Лощи объединились и организовали одно стадо коров. Например, в селе Черки-Ишмяково пастуха нет, поэтому в этом году пока жители сами пасут по очереди. Каждый год нанимали, а сейчас пастуха найти очень тяжело», – сказали нам в Черки-Кильдуразском сельском поселении.

Пастух Ренат Мавлиев приехал в Кильдуразы из Нижнего Новгорода. Он каждый год приезжает на лето в село. Сложа руки не сидит, находит подработку. «Здесь у меня есть родственники, с малых лет приезжал к ним в гости. Работал в строительстве, шофером. В этом году предложили работу в городе, не захотел ездить так далеко. Решил, что на свежем воздухе оно и лучше, – и стал пастухом… Давно, еще подростком ходил приглядывать за табуном. Тогда это было больше как развлечение, а сейчас это работа.

Табун небольшой, всего 20 голов коров и телок. С шести утра до шести вечера, как обычный рабочий день. Кто-то ездит за стадом на велосипеде, кто-то на лошади, я предпочитаю пеший ход, табун-то небольшой.

Побегать приходится иногда, как же без этого. А еще это дело не терпит сонливости. Если только умеешь спать с открытым глазом. Иногда сижу в Интернете, читаю чего-нибудь, если скотина спокойная. Бывают такие хорошие для пастьбы места – загоняешь, и коровки травку щипают, и убежать не могут, вот в таких случаях это не работа даже, а сплошной отдых на свежем воздухе. Так что самое тяжелое для пастуха – правильно выбрать пастбище. А еще на каждое стадо приходится одна-две непослушных коровы или теленка, вечно ходят туда-сюда, так и норовят сбежать. Если их контролировать – все будет хорошо.

«В дождливую погоду, конечно, приходится нелегко, порой и плащ не спасает. Стараюсь держаться в тени деревьев», – рассказал нам Мавлиев о своем новом занятии. На работу не жалуется. В связи с ситуацией в мире спросили, носит ли он маску на рабочем месте. «Зачем еще, я же целый день один», – недоуменно ответил он.

Из села Александровка Бавлинского района до нас дошли вести, что на сельского пастуха наложили штраф за отсутствие защитной маски. Об этом в Фейсбуке написала публицист Зария Хабипова.

Позвонили в сельское поселение, чтобы выяснить, так ли это на самом деле. Конечно, никто о таком даже не слышал. Позже ситуацию прокомментировала руководитель исполкома сельского поселения Валентина Уварова: «Куда я только не звонила, у кого только не спрашивала. Никто не оштрафован. Никто ничего об этом не знает», – сказала она.

«Отары нет, осталось только стадо коров»

Руководитель исполкома Такталачукского сельского поселения Актанышского района Марс Мансуров: «У нас стадо пасут по очереди. В деревне Азметьево поголовье нынче небольшое, поэтому купили электропастуха. В селах Чалманарат и Атясево тоже приспособились к нему. У нас село большое, состоит из двух половин. У одной есть отдельный табун коров и отара овец. С другой стороны села отары нет, на пастьбу выгоняют коров, телок и телят. Всего три стада, таким образом, у нас получается».

Руководитель исполкома Среднекамышлинского сельского поселения Нурлатского муниципального района Надежда Сергеева: «У нас в Средней Камышле, Вишневой Поляне и Абляскине стоит электропастух. В прошлом году приобрели по желанию населения. Стадо выгоняют и пригоняют сами жители, согласно составленному графику. На «пастуха нового века» еще никто не жаловался, главное – не забыть следить за зарядкой аккумулятора».

В Верхнесубашском сельском поселении Балтасинского муниципального района стадо пасут по старинке сами жители, по очереди. «Село Верхний Субаш – наш административный центр. Пасут по два домохозяйства. В селе Кушкетбаш тоже табун большой, отары вроде бы нет и там. Выгоняют только крупный рогатый скот. В селе Нижний Субаш и деревне Починок Сосны Табуны еще пасут.

«У нас в Каенсаре табуна уже нет не первый год, деревня малая, всего одна улица, и живность мало кто содержит. У кого есть скот, те привязывают арканом. Лет эдак десять назад выгоняли табун. Вроде бы на отсутствие табуна никто не жаловался. Мы, например, построили карду. Техника на ходу, дети помогают, сено заготавливаем впрок. Сельчане к любой ситуации подстраиваются. У нас в деревнях техники много, все сами делаем. На доход от скотины и живем, продаем молоко», – рассказала жительница деревни Каенсар Балтасинского муниципального района Гузалия Гилемзянова.

Как рассказала ведущий специалист Бакрчинского сельского поселения Тетюшского муниципального района Луиза Степанова, она и сама не раз ходила на пастьбу. «У нас в Бакрчи пастух работает по договору. В месяц тысяча рублей с коровы, а овец у нас нет. В стаде насчитывается 67 голов КРС. В деревнях Чикилдым и Чувашское Черепаново пасут сами жители. Жители Утямишево «наняли» электропастуха. Когда поголовья было больше, всегда нанимали живого пастуха, а сейчас пасут сами, у некоторых дети выросли – помогают. Приезжих много, летом и студенты не прочь подзаработать. Но очень трудно найти человека на длительный срок, на полный сезон. А есть такие, кто, получив свою тысячу, не прочь погулять, а потом и в запой. Пасти стадо идут ленивцы, а старательным и других дел хватает.

Была бы возможность, сама бы вышла пасти. Раньше мы с детьми всегда ходили. Обычно в первом круге пасут сразу две семьи. Потом уже выходят по одной семье по очереди. В больших селах лучше нанимать пастуха. А в маленьких деревнях, если не можешь выйти, можно меняться», – говорит Луиза Степанова.

У кого бы мы ни интересовались, нам всюду отвечали, что быков в стадах сейчас нет. А его «обязанности» выполняют осеменаторы.

«Электропастух – просто рай»

Жительница села Кзыл-Меша Сабинского муниципального района Наиля Нигматзянова поведала нам много интересного об электропастухе: «Один знакомый из Мамадышского района очень хвалил, поэтому и мы решили попробовать. Договорились и летом 2018 года установили электропастуха. Сначала люди сомневались, говорили, что наших коров он не остановит, сорвут и сбегут, и кто будет каждый раз переставлять колья? Некоторые говорили, что стадо будут пасти их дети. Собрали по тысяче рублей на корову. Сейчас они даже веревок боятся. Сначала, конечно, не все шло так гладко, действительно порой срывали и сбегали.

На собранные деньги приобретаются необходимые материалы. Создали группу в Ватсапе, о каждой копейке там отчитываюсь перед жителями села.

Очень удобная и хорошая штука этот электропастух. Заряда аккумулятора хватает на 15-20 дней. По периметру проходит электрический кабель, чуть выше – веревка. В этом году на мелочь собрали по 300 рублей. Вот уже третий год наш табун «пасется» за 1300 рублей. А когда пасли по очереди, столько же я отдавала пастуху за день, еще и сама с ним ходила. И сколько же это набирается за целое лето! Никому не надо отпрашиваться с работы, детей от школы отрывать. Не нужно ждать приезда кого-либо, меняясь очередью. Коров у нас начали покупать даже пожилые, которые раньше отказывались содержать в хозяйстве живность. Раньше многие привязывали на лугу, сейчас присоединились к нам. Весной устанавливаем, осенью убираем обратно. Затраты минимальные.

По очереди один раз за лето косим траву. Для этого объединяемся по 10 хозяйств. Если трава достает до проволоки, аккумулятор садится очень быстро – нехорошо. Посмотрев на нас, электропастуха купили и в других селах. Табун уходит в шесть часов утра, вечером просто открываем ворота. Очень удобно. Чтобы у скотины была возможность пить воду на пастьбе, растянули проволоку до водоема», – детально рассказала обо всем Наиля ханум, нахваливая полезное изобретение.

Испытав электропастуха на эффективность, жители села Кзыл-Меша приобрели еще одного электропастуха, и установили его на другом конце села. Когда корова касается проволоки, он чувствует ток и больше к нему не приближается.

«У нас сейчас таких «пастухов» два – с двух сторон села. Один аппарат обошелся примерно в 25-30 тысяч рублей. Один сломался, и мы взяли еще один. Сейчас мы меняем пастьбу раз в 15-20 дней, чтобы земля отдыхала, трава вырастала.

Раньше сами пасли стадо, и в дождь, и в зной. Ждали заранее, готовились, за десять дней начинали отпрашиваться с работы. А сейчас так хорошо, просто рай. Содержать в хозяйстве скотину стало и удобнее, и экономичнее», – говорит Наиля Нигматзянова.

«Раньше пастухи передавали свои секреты из поколения в поколение»

Если настала очередь пасти табун, от этого дела никуда не денешься. Но нам с детства говорили, что «если будешь плохо учиться – станешь пастухом». Почему же татары так пренебрежительно относились к представителям этой профессии? Руководитель Центра развития традиционной культуры, кандидат филологических наук, фольклорист Фанзиля Завгарова рассказала об этом и не только.

«Такое отношение к пастушеству не только у татар. Если конкретизировать и сказать о тюркских народах, то в древности мы все были пастухами. Все кочевые народы занимались скотоводством. Это и есть суть кочевания. Одно из основных действий исторического быта. Если в пастьбе содержалось 300 тысяч голов, существовали определенные требования, правила, условия. Дело это требовало особого мастерства. Пастухи передавали свои секреты из поколения в поколение.

В оседлом образе жизни в наши дни пастушество не требует особых знаний, профессионализма, специальной подготовки. В лучшем случае в селе 50 коров, пастбище находится вблизи села, не нужно перегонять из одного места в другое. Утром выгоняешь, вечером пригоняешь обратно. Как видите, особого мастерства здесь не требуется. Такая вот работа.

Люди, которые ничем другим заниматься не умели, и оставшиеся без работы нанимались в пастухи. Работа оплачиваемая, оплата взимается с каждого хозяйства. Пастухов кормят и поят. Даже приглашали мыться в баню – это считалось савап. Сегодня он ночует у одного, завтра, по очереди, у следующего. Сезонная работа. Видимо, другой работы не было, поэтому нанимались в пастухи. Работа не тяжелая, особенных требований нет. В то же время, несмотря на зной или дождь и град, ветер или овод, твой табун должен прийти вечером сытым.

У татар много забот и кроме пастушества. А еще у татар всегда водились деньги. Когда тебе нечем отплатить, ты не можешь нанимать пастухов.

Так и осталось, что пастухами становились безработные, которые ничем другим заниматься не умели. Ходи себе знай от одного края села до другого. Но свой порядок, свои требования все же есть. Детворе не доверяли, хоть один человек должен был быть старшего возраста. Да, в наших краях на стадо дикие звери не набрасывались, у нас таких животных не водится. Табун не должен разойтись, слиться с другим табуном, и у скотины не должны быть вздуты животы. Нужно строго следить за этим и не пускать скотину в неположенное место. Для человека, выросшего в деревне, это настолько естественно, он знает это. Потому что он с детства ходил на пастьбу с родителями.

Хоть у татар это занятие и не считалось престижным, но за него положена награда, то бишь савап. Пастух достоин уважения. Он пасет твою скотину. Есть традиция кормить пастуха яйцами. Везде по-разному. В Кукморе, в некоторых селах Балтасинского района, в Малмыжском районе Кировской области соседки катят друг другу яйца: чтобы скотина катилась домой, будто яйцо, целым и сытым, и в доме был достаток. Универсальное языческое, мифологическое поверье, свойственное многим народам. Яйцо – это микрокосмом, то есть возникает из неоткуда, как сам мир.

Пастуший кнут есть у всех народов, занимавшихся скотоводством. Идет из древних времен. Корова знает, что щелчок кнута – это сигнал. Кнут охраняет границы пастбища. Раньше у пастухов был и горн. Коровы воспринимали как сигнал звук горна. Это очень интересный, удивительный мир», – рассказала Фанзиля Завгарова.

Табуны все так же уходят утром, и возвращаются вечером. Им неважно, кто их пасет – пастух живой или электрический. А люди приспосабливаются по-разному.

В последнюю эпоху Советского Союза – в 1985 году в стране насчитывалось 21 млн 600 тысяч голов дойных коров. Сейчас в России существует 8 миллионов коров. До Революции, в 1915 году количество коров превышало 17,3 миллиона. (Сравнивая цифры, нужно учесть, что в состав Российской Федерации не входят многие регионы СССР и Российской империи.)

За последние годы поголовье коров в личных подворьях Татарстана с каждым годом уменьшается.

2013 – 3 млн 880 тыс.

2014 – 3 млн 766 тыс.

2015 – 3 млн 622 тыс.

2016 – 3 млн 427 тыс.

2018 – 3 млн 361 тыс.

В 2019 году чуть увеличилось – 3 млн 419 тыс.

За тот же период в фермерских хозяйствах поголовье коров увеличилось от 1 млн 19 тыс. до 1 млн 304 тыс.

В Татарстане в личных подворьях насчитывается 176 тысяч дойных коров.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев