17 марта Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 80 лет. Именно этому юбилею посвящен предстоящий Нуриевский фестиваль, который начнется в Казани в середине мая. Стечение этих трех событий и побудило корреспондента «Татар-информа» узнать о премьере из первых рук, у Олега Ивенко.
«Нуриева должен играть россиянин»
Название киноленты – «Белый ворон» (The White crow) – пока рабочее, но вполне вероятно, что именно таким оно и останется, поскольку наиболее точно отображает жизнь и личность знаменитого танцовщика. Пока о картине мало известно, так как все участники до определенного времени обязаны хранить молчание. Однако фактом является то, что в основу сценария легли воспоминания британской балерины и журналистки Джули Каваны «Жизнь Рудольфа Нуриева». Фильм охватывает небольшой период жизни нашего соотечественника – от студенчества в Ленинграде до первых недель «невозвращения» в Париже в 1961 году. По сути, непосредственное время «прыжка в свободу».
Книга была опубликована 10 лет назад в США, в Великобритании она вошла в лонг-лист премии Сэмюэла Джонсона (Samuel Johnson Prize) за 2008 год. Это одна из самых престижных премий в области литературы нон-фикшн (литературы, основанной на фактах и документах) в мире. Она спонсируется британским телеканалом BBC Four.
Накануне съемок, в конце 2016 года, кинокомпания BBC Films сообщила, что уже начала масштабный кастинг в поисках актера на роль главного героя фильма по российским профильным театрам и учебным заведениям, при этом режиссер настаивает на том, чтобы Нуриева в картине играл непременно носитель русского языка. Автором сценария выступил британский драматург Дэвид Хэар, дважды номинант на премию «Оскар». К слову, «Белый ворон» уже третья режиссерская работа Файнса. Первые две также основаны на исторических фактах: «Кориолан» рассказывает о римском полководце, а «Невидимая женщина» – о любви Чарльза Диккенса и актрисы Эллен Тернан, ради которой писатель оставил семью.
«Первое приглашение я отправил в спам»
«Белый ворон» снимался в России, Сербии и Франции. В проекте также приняли участие Чулпан Хаматова, премьер Московского музыкального театра и приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин, француженка Адель Экзаркопулос, получившая в 2013 году «Пальмовую ветвь» за главную роль в фильме «Жизнь Адель». Ожидается, что картину мы увидим уже в конце этого года.
– Приглашение на кастинг фильма я сначала воспринял как шутку. Примерно полгода назад мне оно через соцсеть пришло. Так как таких писем на самом деле приходит очень много, я посчитал его спамом, посмеялся и удалил. Еще через две недели мне звонит одна из моих коллег и говорит: «Олег, нужен твой телефон, тобой заинтересовались, хотят пообщаться». Телефон мой в итоге передали, оказалось, что все не шутка! Даже покидать Казань для кастинга не пришлось, достаточно было просто рассказать о себе по телефону, чтобы все закрутилось-завертелось, – смеется Олег.
кадр из фильма
«Роль – работа командная»
Ивенко рассказывает, что режиссер изначально на главную роль приглашал артиста балета, а не кино. «В этом, мне кажется, изюминка всего. Взять профессионального актера кино и потом поставить дубляж танцовщика – в любом случае, это было бы видно». Самому Ивенко было довольно просто перевоплотиться в Нуриева: драматический актер живет в нем с детства. Однако создание образа – работа не только одного актера.
– Это множество хореографов, педагогов, даже классических. Это Чулпан Хаматова – замечательная, просто мэтр. Это и поддержка самого Рэйфа Файнса, который выступил и режиссером, и исполнителем одной из ролей. Вся съемочная группа давала мощный заряд, мы работали как команда.
В работе с Рэйфом Файнсом
Я сейчас понял, что замечательный актер – это тот, кто помогает партнеру по площадке. Ведь есть и те, кто работает только на себя, не заботясь о чувствах, потребностях другого. Например, вообще на тебя не смотрит или смотрит тебе в нос или в лоб, а это очень тяжело... На самом деле, если углубиться в мир кино, очень много людей думают только о себе. Собственно, такое встречается и в театре, в том числе музыкальном, – посетовал артист.
«За все приходится платить»
В процессе работы над фильмом Олегу Ивенко удалось найти много общего между собой и своим героем. Прежде всего, по словам актера, их объединяет постоянное стремление двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутом. «Страсть к достижению новых высот, новых результатов, поставленных перед собой целей, – в этом мы очень схожи. Жадность такая, знаете. Я тоже жадный (смеется) именно к жизни, очень жадный! Очень хочется всего и сразу!» – полусерьезно говорит Ивенко.
«Я принял решение потому, что у меня не было другого выбора. И какие отрицательные последствия этого шага ни были бы, я не жалею об этом», – писал в своей автобиографии Нуриев.
В работе с Рэйфом Файнсом
Подробно изучив в процессе работы над фильмом биографию Нуриева, Ивенко уверен, что потом за все приходится платить, рано или поздно:
– Вся эта эйфория, весь этот природный баланс – за талант и за все принятые решения приходится платить. И Рудольф Нуриев заплатил эту страшную цену своей болезнью и страданиями потом. В том числе и эмоциональными. Одиночеством. Он ведь был очень скрытным, сдержанным человеком с очень сильным внутренним стержнем. Во всем его окружении было только пять человек всего, которым он по-настоящему открывался. Он играл и в жизни, и на сцене. Это видно по тому, как он меняется при виде камеры.
«Шурале – моя любимая роль»!»
После съемок, которые длились на протяжении полутора лет, Олег Ивенко вновь вернулся к работе в театре оперы и балета им. М. Джалиля. К слову, приехал он в Казань 18-летним юношей, этот сезон уже восьмой на казанской сцене. За эти годы он стал премьером театра, отыграв практически весь репертуар.
– Когда я был на съемках, поклонники мне писали: «Когда вы приедете? Мы так соскучились по вас, так хочется посмотреть на вас!» Это очень приятно. И, конечно же, я люблю свой театр оперы и балета, уважаю руководство, специалистов цехов, которые там работают, которые помогают, – это просто золотые люди. Я очень хочу станцевать новые роли, но пока выхожу на сцену в старых ролях. Самая любимая, пожалуй, – Шурале, она дает возможность перевоплотиться не просто в другого человека, а в сказочное существо. Здесь полностью раскрывается актерский талант. Естественно, во всех спектаклях забываешь о том, что ты – Олег Ивенко, но в этом образе все происходит особенно. Ты уже не артист, а лесное чудище, которое щекочет всех остальных (смеется). Драматическое искусство очень близко мне, это замечательный мир, нелегкий, естественно, увлекательный. И если представится возможность, я обязательно продолжу карьеру в кино.
Нет комментариев-