– По итогам 2018 года Татарстан занял второе место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, уступив лидерство только Москве. На ваш взгляд, с чем связано улучшение показателей?
– Татарстан сегодня находится на очень высоких позициях, на мой взгляд, это обоснованно. Я думаю, что Татарстан может поспорить с Москвой. Столица – огромный город, в котором собирается очень много налогов. Москва правильно выстраивает свои отношение с бизнесом, здесь есть современное, постоянно обучающееся бизнес-сообщество. Но другим центром такого креативного бизнес-сообщества, я считаю, является даже не Санкт-Петербург, а именно Казань.
Когда общаешься с молодыми предпринимателями из Татарстана, то видишь, что они по духу, по стилю, по отношению к бизнесу поднялись очень высоко. Они создали ряд федеральных компаний, причем не в сфере сырьевого сектора, а в сфере услуг. К примеру, есть компании, которые открывают фирменные автомойки по всей России и уже стали федеральным брендом. Есть казанские сети фаст-фуда, которые продвигают национальную кухню.
– На ваш взгляд, власти Татарстана полностью используют возможности развития благоприятного инвестиционного климата или в каких-то вопросах остается нереализованный потенциал?
– Предела совершенству нет, но каждый регион развивается в системе координат федерального уровня, в едином правовом и налоговом поле. Наверное, каждый губернатор хочет сделать что-то уникальное, но есть единые федеральные стандарты, которых также необходимо придерживаться.
Например, в Татарстане есть вопросы с уголовным преследованием бизнеса, но это проблема не только Татарстана, а всей страны в целом. Мы не изжили до конца вопросы избыточного контроля со стороны надзорных органов, но упрекать в этом глав регионов было бы необъективно.
Такие руководители, как Рустам Минниханов, выстраивают отношения с федеральными ведомствами, пытаясь сгладить острые углы.
В Татарстане хорошо налажена работа с бизнесом на муниципальном уровне. Представители муниципалитетов проводят встречи с предпринимателями и постоянно выявляют проблематику. Работа налажена системно, а не от случая к случаю. Мониторинг проблем предпринимательства идёт с самого низа и в постоянном режиме. Работа региональных властей с контрольными надзорами тоже ведется непрерывно.
– Но сами предприниматели, тем не менее, жалуются на необъективные проверки и вопросов у них меньше не становится. Или я ошибаюсь?
– Мы следим за ситуацией с проверками, у нас есть это рейтинг административного давления на бизнес. Татарстан, насколько я помню, находится в середине списка, и это нормально, потому что мы анализируем число проверок каждого субъекта предпринимательства и сравниваем этот показатель с объемом наложенных штрафов. Если совсем избавить бизнес от проверок, это не значит, что он будет хорошо развиваться. В Татарстане как раз нашли правильный компромисс, чтобы бизнес не чувствовал излишней нагрузки, но в то же время находился в постоянной рабочей форме и не допускал нарушений. В конечном итоге это только повышает качество товаров и услуг.
– То есть в Татарстане сумели найти золотую середину в части контроля за бизнесом? Какова в этом роль бизнес-омбудсмена Татарстана Тимура Нагуманова? Как вы оцениваете его работу?
– На сегодняшний день это один из самых активных наших уполномоченных. Он набрал достаточный опыт в вопросах налогового и административного регулирования, является хорошим экспертом по многим направлениям. Одна из его инноваций – проведение встреч с представителями бизнеса на уровне муниципалитетов.
С прошлого года Тимур Нагуманов взялся за развитие института самозанятых граждан, хотя это не входит в обязанности уполномоченного. Вместе с тем его активность несомненно привела к достаточно высокой цифре регистрации самозанятых в республике.
– Введение налога на профессиональный доход вызывало много опасений, высказывались мнения, что индивидуальные предприниматели начнут переходить на более упрощенную систему налогообложения и бюджеты только потеряют от этого. Как реализуется проект развития самозанятых?
– Процесс перерегистрации ИП, переход на более выгодную налоговую схему действительно есть, но он не критичен, поскольку у самозанятых есть ряд ограничений и не всем предпринимателям подходит такой режим.
Положительных сторон у проекта, несомненно, больше, поскольку сейчас в налоговой системе регистрируются граждане, которые вообще раньше никак не были учтены. Пример Татарстана наглядно показывает, что пилотный проект реализуется успешно. Хотя не обходится без проблем, есть вопросы открытия банковских счетов, регулирования Роспотребнадзора, использования трудовых ресурсов.
У некоторых есть сложности с регистрацией в приложении «Мой налог», с оплатой денежных средств. Но уровень грамотности граждан со временем будет повышаться, и я не сомневаюсь, что самозанятых будет становиться все больше. И особенно в Татарстане, где каждого самозанятого холят и лелеют, создают для них систему поддержки, исходя из каждого вида деятельности, будь то пекарь или столяр.
Проект развития института самозанятых граждан охватывает четыре региона, но наиболее заметных результатов удалось достигнуть именно в Татарстане, где формируется новое и совершенно уникальное для России сообщество.
– Несмотря на благоприятный инвестиционный климат, в Татарстане не растет доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВРП, которая долгие годы остается на уровне около 25%. На ваш взгляд, почему это происходит, какие управленческие решения необходимо принимать в республике?
– В Татарстане для развития бизнеса создана вся необходимая инфраструктура: промышленные парки, инжиниринг-центры, инструменты для поддержки бизнеса. Мне кажется, сейчас республике просто нужно немного подождать, когда все это заработает в полной мере. Также необходимо учитывать, что часть малого и среднего бизнеса находится в теневом секторе, поэтому реальный вклад МСП в экономику региона намного выше.
Почему бизнес остается в тени? Недавно было опубликовано исследование Всемирного банка, который связывает это явление с особенностями трудового законодательства. Я абсолютно с этим не согласен.
На мой взгляд, выйти бизнесу из тени мешают высокая фискальная нагрузка, административные барьеры, сложности во взаимоотношениях с правоохранительными органами, плюс экономические условия.
Для решения этих проблем недостаточно усилий только региональных властей, бизнесмены должны сами подключиться к этой работе. Насколько мне известно, на осенних выборах в Госсовет Татарстана будут выдвигаться представители и бизнес-сообщества. Если они будут представлены в парламенте, республика от этого только выиграет.
Нет комментариев-