Шаляпин и Годунов
На фестивале роль Бориса Годунова исполнил заслуженный артист России Михаил Казаков. Он солист Большого театра. Его коллеги по цеху – артисты из разных театров страны, они приехали из «Новой оперы», Михайловского, Астраханского и многих других театров.
Случайно, по дружбе я здесь оказался», – рассказал солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
В основе сюжета лежат события конца XVI века. Это время царствия Годунова, который страдает от мук и терзаний, так как захватил престол незаконно. Кроме главных действующих героев представлен хор, который не просто каменно стоит на сцене, а выступает в роли народа.
Чтобы облегчить восприятие оперы слушателям, над сценой висел экран, на который транслировался текст партий артистов.
Костюмы и декорации также соответствуют времени.
Я считаю, что этот театр – бренд Татарстана
Театр оперы и балета уже за час начал заполняться зрителями, но никто не спешил занимать свои места в зале. Специально для гостей на втором этаже играли музыканты и наливалось шампанское, а в отдельном зале была организована выставка, где показали костюмы с постановок прошлых лет. Все для приятного культурного вечера.
Захар Штейнберг – заслуженный артист Татарстана, его квартет играл и развлекал гостей перед постановкой и между действиями. Всю свою жизнь он посвятил музыке. Его жена и дочь – балерины этого театра. Скрипач признается, что очень любит его и показывает свои чувства, играя здесь для зрителей.
«Я считаю, что этот театр – бренд Татарстана. Мы можем гордиться оперным театром в полной мере. Сцена, костюмы, исполнители, декорации – все это показывает высокий уровень».
Штейнберг хоть любит и ценит свой театр, но на постановку не попал. Он сказал, что даже работникам театра не всегда удается посмотреть оперы.
Время приближается к началу. Зрителей заранее предупреждают, что после третьего звонка занять места не получится. Зал заполняется людьми, свободных мест нет, некоторые вынуждены смотреть стоя.
В зале гаснет свет. На сцене проговаривают вступительную речь, посвященную Шаляпину в честь его дня рождения, и начинается представление.
Традиционные проблемы с билетами
Пенсионер Алексей Бурианов с трудом смог попасть на эту оперу. Обычно он ходит на постановки с женой, но в этот раз билет был только один.
«Уже десять лет я хожу на “Бориса Годунова”. Я сегодня один, жена дома сидит – к сожалению, достали только один билет. Сложно билеты сейчас достать. “Борис Годунов” всегда меня за живое берет, и мне очень интересно».
Семейная пара Власенко вместе в опере никогда не была, а поход сюда запланировали еще два месяца назад. Дмитрий интересуется историей, и постановка была для него шансом окунуться в те времена.
«Мы решили попробовать что-то новое, тем более фестиваль, такое событие. И просто сходить вдвоем. Плюс я сам интересуюсь исторической тематикой, было интересно посмотреть на реквизит, рассмотреть мелкие детали, как креститься, например», – поделился Дмитрий.
Ольга Луговская со своим мужем из-за сложности достать билеты два года пропускали поход в оперу и на фестиваль. Но в этот раз, по их словам, у них такая возможность появилась.
«У нас не было человека, который нам билеты достает, тут не достать билеты. Сейчас такая возможность есть, и мы закупили почти что на все спектакли и собираемся ходить», – рассказывает Ольга.
Здесь есть чему поучиться
А вот у студенток музыкального отделения вокального колледжа Анны Татар и Алины Хуснутдиновой проблем с поиском билетов не возникло. Они купили их за 200 рублей, но сидели на третьем ярусе, на котором, кстати, очень сложно смотреть за развитием действия, а можно только слышать голоса артистов. Девушки будущие оперные певицы, поэтому пришли подсмотреть за работой профессионалов. В рамках фестиваля это не первая опера, которую они посетили.
«Моя любимая опера “Царская невеста”, но “Борис Годунов” не менее любимая – великая русская опера, с этим не поспоришь. Мощная очень, Русью пахнет от нее, мурашки по коже», – поделились студентки.
До конца оперы некоторые не остаются
Профессор института культуры Маргарита Файзулаева пришла пораньше, чтобы успеть пообщаться с подругами перед оперой и поделиться последними новостями. Маргарита рассказала, почему она так ценит именно классический театр и не доверяет современному.
«Я уже много лет бываю на всех спектаклях этого фестиваля и радуюсь тому, что классика настолько любима широкой публикой. Вы видите эти благодарные отзывчивые глаза у людей всех возрастов – и преклонного, и среднего, и, главное, прекрасно, что молодежи очень много в зале. Опера не умирает, она продолжает развиваться, продолжает привлекать и развивает духовную сторону человека. А от современных опер таких вот эмоций не получаешь. Это доказывает практика многих российских театров».
Также Маргарита сказала, что, несмотря на свою любовь к опере, до конца постановки она не дотягивает.
После спектакля еще долго не расходились
После спектакля за кулисами актеры и организаторы делали общие фотографии и делились впечатлениями. Замдиректора театра Юрий Ларионов очень доволен постановкой и рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» о своих впечатлениях.
«Я чувствую восторг. Каждый спектакль нечто новое. Я почувствовал новые краски спектакля, новое воодушевление. Наши актеры сегодня справились на отлично, прием – видели, какой восторженный, и никаких сложностей не было, их никто не увидел. Весь пот, весь труд остается за кулисами, а на сцене только искусство», – поделился Ларионов.
Уставший, но вдохновленный актер Артем Голубев тоже не спешил покидать сцену. Он признался, что перед выступлением очень переживал, потому что давно не пел и хотел сделать все хорошо.
«Было несколько репетиций, до приезда в Казань сам репетировал с концертмейстером. Я за месяц выучил партию. Вчера немного переживал, потому что, во-первых, давно не пел, во-вторых, я хотел сделать это очень хорошо, в-третьих, к спектаклю было приковано очень много внимания, ответственности, и вообще за эти годы я думал об этой партии, и что-то, наверно, сегодня получилось реализовать».
Также актер рассказал, что почувствовал от казанских зрителей что-то особенное, он был благодарен.
За кулисами можно было найти не только действующих актеров, но и оперных певцов прошлых лет, которые пришли послушать и посмотреть на новое поколение. Эдуард Трескин оперный певец и режиссер, постоянный гость театра оперы и балета, потому что он и сам в молодости исполнял роли на этой сцене. Эдуард поделился, что ему даже удавалось участвовать в постановке «Борис Годунов».
«Это такая привычная как будто бы постановка, но она очень профессиональная, очень эстетичная. Дает возможность раскрыться каждому в его характере. У нас “Борис Годунов” в театре идет не так часто, и, как правило, идет в разных составах исполнителей, и каждый исполнитель вносит что-то свое. Я эту постановку знаю, я в ней участвовал, принимал участие как режиссер, так что я подготовлен к восприятию», – рассказал Трескин.
Валерий Микицкий – солист Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко. В этой опере на сцене казанского театра он исполняет партию Василия Шуйского уже третий раз. Его за день до постановки вызвали организаторы, так как другой солист выступать не смог.
«Главная мысль, чтобы опера была живой, понятной, чтобы страсти королей, царей, принцесс жили какой-то реальной жизнью, неважно, какая это эпоха. Мне очень приятно, что Казань держит такую высокую планку», – поделился артист.
Нет комментариев-