Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Бомбил Берлин, первым в мире высадил тяжелый самолет на льдину, работал летчиком-испытателем: в честь кого названа улица в Авиастроительном районе Казани?

Бомбил Берлин, первым в мире высадил тяжелый самолет на льдину, работал летчиком-испытателем: в честь кого названа улица в Авиастроительном районе Казани?
В Авиастроительном районе Казани в 2005 году появилась улица Симонова. Благодаря кому она стала носить имя советского летчика-испытателя? За какие заслуги он получил звание Героя Советского Союза? Чем жил после войны? Воспоминаниями о Михаиле Симонове с корреспондентом ИА «Татар-информ» поделился его сын Василий.

Улица получила имя Михаила Симонова благодаря Совету ветеранов Авиастроительного района и СОШ № 62

Улица имени советского военного летчика-испытателя Михаила Васильевича Симонова появилась в Авиастроительном районе Казани в 2005 году. Об этом сказано в постановлении, подписанном Камилем Исхаковым – тогда он занимал должность главы администрации города.

«В преддверии знаменательной даты – 60-летия Победы над фашистской Германией… постановляю: переименовать часть ул. Шатурская от ул. Годовикова до ул. Челюскина – в честь Героя Советского Союза, полковника Военно-Воздушных сил Симонова Михаила Васильевича, в послевоенное время летчика-испытателя, командира летного отряда на Казанском авиационном производственном объединении им. С. П. Горбунова», – сказано в документе.

Сейчас на улице располагаются многоквартирные жилые дома и частные постройки. Кроме того, здесь работают детские сады № 9, 14, 20 и 404, СОШ № 33 и 62, Центр внешкольной работы Авиастроительного района, а также банки и ряд торговых объектов.

Ранее на доме № 6 была открыта памятная доска. Через некоторое время ее переместили на здание СОШ № 62. Как рассказала корреспонденту ИА «Татар-информ» замдиректора школы Елена Малькова, инициатива о переименовании улицы поступила от Совета ветеранов Авиастроительного района, школа их в этом поддержала. Она также добавила, что Михаил Симонов неоднократно бывал в гостях в СОШ № 62 и между ним и коллективом школе завязались дружеские отношения.


Стать летчиком Симонов мечтал с детства

С сыном Михаила Симонова Василием мы встретились в парке «Крылья Советов» в Авиастроительном районе. Здесь герой любил проводить свое свободное время. У него даже была любимая лавка – она находится на Аллее Славы с правой стороны возле памятника Валерию Чкалову. «Когда мы выходили гулять, здесь всегда было много молодежи. Они прогуливались большими компаниями, и некоторые из них садились на спинки, а ноги ставили на сами лавочки. Отец постоянно ругался, говорил – надо администрацию попросить, чтобы забили туда гвоздей, пусть неповадно будет», – вспоминает Василий Михайлович.

Расположившись поудобнее, он начал свой рассказ о детстве отца. Михаил Васильевич Симонов родился и провел свое детство на Украине в поселке Кутейниково. Его отец работал фельдшером, а в 1914 году, когда началась Первая мировая война, был призван на фронт. «Он не вернулся, не известно, что с ним случилось, пропал без вести. Мать осталась с пятью детьми, и тогда они пережили голодомор», – вспоминает сын героя.

Когда Михаилу Симонову было 6 лет, он впервые увидел самолет. Крылатая машина пролетала так низко, что мальчик даже смог разглядеть пилота, сидящего за штурвалом.

«Увидел самолет в первый раз – диковина. Отец рассказывал, что очень хотел тогда оказаться на месте летчика», – отметил Василий.

С тех пор юный Симонов твердо решил связать свою жизнь с авиацией. Окончив школу, он поступил в ремесленное училище, а после устроился на работу слесарем-котельщиком на заводе в Горловке. Во время призыва комсомола в авиацию Симонов решил попытать счастья и пройти комиссию. «Ему насобирали на комиссию денег – 3 рубля, и он ее прошел», – добавил сын Героя Советского Союза. Тогда юноша поступил в Балашовскую школу летчиков Гражданского воздушного флота и с успехом окончил ее. После этого его отправили на Дальний Восток, где он работал линейным пилотом.

«Первую свою награду отец получил за то, что из Петропавловска-Камчатского вывез бюллетени голосования в Верховный Совет СССР. Когда он прилетел в Хабаровск, погода была отвратительная, трасса – очень плохая. То море было в двух метрах под самолетом, то наоборот – его закидывало высоко. Такие броски были!» – поделился Василий Михайлович, добавив, что отца тогда наградили патефоном и пластинками с песнями Утесова, Шульженко и других известных певцов.

В Хабаровске Симонов создал семью. В 1938 году у счастливых родителей родился первенец – сын Василий, а уже в военные годы (1941 г.) – дочь Зинаида. Работал Михаил Васильевич в «Аэрофлоте», в 1939 году, когда началась Советско-финляндская война, отправился на подготовку военных летчиков в Узбекистан. «Там он прошел подготовку, а конфликт быстро закончился, и их распустили опять по месту работы», – вспоминает Василий рассказы отца.


Первое боевое задание летчик выполнил уже на следующий день после начала ВОВ

В 1940 году Михаила Симонова призвали на службу в армию. Его направили в полк авиации дальнего действия под руководством полковника Александра Голованова. По словам его сына, там собрались самые опытные гражданские летчики. Боевые вылеты они совершали на двухмоторном дальнем бомбардировщике ДБ-ЗФ (Ил-4).

«Уже 23 июня отец вылетел на первое задание в составе трех самолетов. Бомбил переправы через реку Березина – там была немецкая пехота и танки. Они эту переправу разбомбили, но один наш самолет – его друга – поддели. Но он удачно приземлился на своей территории и вернулся в часть», – добавил собеседник агентства.

В военные годы Симонов выполнял боевые задачи в Берлине, а также в других сателлитах фашистской Германии: Будапеште, Бухаресте, Кенигсберге. Также воевал на многих фронтах в СССР: Ленинградском, Сталинградском, на Курской дуге и других.

«Однажды ему дали закодированную радиограмму и сказали: «Если хорошо отбомбишься в Берлине, то дай ее в райцентр». Он удачно отбомбился и дал эту радиограмму. Если ее расшифровать, то в ней говорится: «Нахожусь над логовом фашистского зверя, задание выполнил, возвращаюсь домой», – поделился Василий Михайлович с корреспондентом, предположив, что именно за это отцу и присвоили звание Героя СССР в 1942 году. Он также вспомнил, что Михаилу Симонову одному из первых вручили орден Отечественной войны.

Василий рассказал, что во время войны отец хотел эвакуировать его в тыл вместе с другими детьми, а жену вывезти на самолете, однако женщина не согласилась на такие условия. Тогда семья оказалась сначала в Донбассе, а после – в Узбекистане. Связь между летчиком и его семьей периодически терялась.


Из-за неразорвавшейся фашистской мины получил прозвище Заговоренный

Михаил Васильевич, делясь воспоминаниями о войне с сыном, рассказывал, что каждый полет сопровождался риском погибнуть. При выполнении боевых задач его самолет всегда летел первым. «Ему тогда было 29 лет, он был опытным летчиком. Каждый раз думал, что не вернется. Двенадцать раз его самолет подбивали, но он удачно дотягивал до места», – подчеркнул Василий.

Однажды у двухмоторного самолета, в котором летел Симонов, вышел из строя один из моторов. Кроме того, штурмана, с которым он вышел на задание, ранили. Так летчик в темноте проделал путь мимо Карпатских гор и сел на чужом аэродроме.

«Когда уже рассвело, отец решил пройти по следу своего самолета, чтобы успокоиться, и пошел по следам от колес. Тогда он понял, что одно колесо проехало прямо по мине, но она не разорвалась. Оказывается, немцы перед этим сбросили мины – аэродром был заминирован. После этого ему дали кличку Заговоренный», – рассказал сын героя.

Еще один случай в подтверждение такого прозвища произошел уже после войны – в 1946 году. Тогда на Красной площади должен был состояться парад авиации. Однако из-за плохой погоды его отменили, и два экипажа решили вернуть в Казань. Самолет, в котором планировал лететь Симонов, не завелся, и он улетел на другом. «Уже в Казани сидит он на кухне с мачехой, как вдруг прибегают с завода. Она открыла дверь, а ей с порога и говорят: “Мы приносим вам глубокие соболезнования, ваш муж погиб”. Она очень удивилась и отвечает: “Как погиб? Так ведь он на кухне сидит, кушает”».

Первым в мире посадил на льдину тяжелый самолет

После войны Михаил Симонов продолжил службу в дальней авиации на Крайнем Севере. В 1949 году он первым в мире посадил на льдину тяжелый самолет (Ту-4). Он должен был высадить членов арктической станции «Северный Полюс-2», а после обеспечивать их горючим. «Отец продолжил там работу по строительству взлетных полос или аэродромов. Когда из командировки вернулся, за Северный полюс ему еще орден Ленина дали», – вспоминает сын Василий.

Вернувшись в Казань, он устроился на Казанский авиационный завод № 22 имени С. П. Горбунова, где сначала работал летчиком-испытателем, а после – замначальника летно-испытательной станции.

«Некоторые его недолюбливали. Отец никогда не подписывал акты о приемке недоработанных самолетов. Он видел гибель людей, а какие-то недоработки в самолетах именно этим и грозят», – отметил наш собеседник.

Чтобы поддержать отца, Василий Симонов с семьей переехал жить в Казань из Хабаровска

Василий долгое время жил вдали от своего отца – в Хабаровске. Однако в 1994 году вынужден был переехать в Казань.

«Однажды мне пришло письмо. Супруга мне и говорит: “Ты что, сам себе написал?” А почерк у нас с отцом был совершенно одинаковый. Мы жили в разных городах, учились по-разному, но вот так вот совпало. Мы с ним долго переписывались, и через некоторое время он пригласил меня в Казань», – рассказал Василий Симонов.

После теплого приема семья вернулась в Хабаровск, однако ненадолго – скончалась супруга Михаила Васильевича, и он попросил сына о помощи. «Мы прожили в Казани, наверное, месяца полтора – сколько было возможно в силу нашего отпуска – и улетели. Но через месяц он снова написал – приезжайте, я не могу один», – добавил спикер.

Семья планировала перевезти Михаила Васильевича в Хабаровск, однако жена Василия, которая работала врачом, настояла – если сменить климат, сердце героя может не выдержать. Так семейство обосновалось в Казани.

На пенсии Симонов стал «свадебным генералом», выращивал цветы и завел пасеку

Когда Симонов вышел на пенсию, сразу купил дачу с большим участком. Михаил Васильевич держал сорок ульев с пчелами, выращивал овощи и фрукты, а также очень любил заниматься с цветами.

«Отец стал “свадебным генералом” – как какой-то праздник, везде его приглашали. Очень любил рассказывать истории, был очень веселый человек. Он пользовался большим уважением и среди высших чинов», – поделился воспоминаниями Василий.

90-летний юбилей Михаила Васильевича отмечали с размахом – чествовали в здании городской администрации. «Подарили автомобиль – “окушку” и еще много чего. А потом было большое застолье – присутствовали и чиновники из администрации, и герои войны, очень много людей было», – добавил собеседник ИА «Татар-информ».

Для похорон Михаила Симонова создали специальную комиссию

Михаил Васильевич Симонов ушел из жизни в 2004 году – вскоре после своего 90-летнего юбилея. Распоряжением первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева была создана республиканская комиссия по организации его похорон, гражданская панихида прошла в ДК им. Ленина. Похоронили Героя Советского Союза со всеми воинскими почестями на кладбище «Сухая Река».

Вскоре там же открыли и памятник Симонову. Надпись на стеле гласит: «Герои уходят, а память о них вечна». С обратной стороны памятника изображен самолет Пе-8, летящий в разрывах зенитных снарядов. «Отец всегда рассказывал, что зенитные снаряды – это такая красота! Это расцветающие в небе розы, но эти розы несут смертельную опасность», – заключил Василий Михайлович.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев