«Конкурс вокалистов имени Глинки необходимо сохранить в стране»
Торжественное открытие престижного конкурса вокалистов имени Глинки проходило в белом зале Казанской ратуши. В этом историческом месте выступал Сергей Рахманинов и пел Федор Шаляпин. В день открытия конкурса здесь собрались уважаемые члены жюри, именитые вокалисты и участники конкурса.
До церемонии открытия состоялся брифинг с некоторыми членами жюри, в том числе с председателем жюри этого года Альбиной Шагимуратовой – действующей солисткой Мариинского театра и Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля, лауреатом многих престижных конкурсов, а также конкурса М. Глинки 2005 года.
«Я очень рада, что президент Республики Татарстан Рустам Минниханов откликнулся на мою просьбу возродить конкурс имени Глинки. Это старейший конкурс в России с огромными традициями. 30 марта мы закрыли прием – поступило более 240 заявок. Мне стало понятно, что этот конкурс необходимо сохранить в нашей стране, потому что это такой же великий конкурс, как и конкурс Чайковского», — сказала Шагимуратова.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/e2bf519026f048ac95ccfeb1893f6370f2e3ab7312143555d7bd295c681e.jpg)
Решиться стать председателем жюри и художественным руководителем конкурса Шагимуратовой помог Валерий Гергиев, советский и российский дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года. По ее словам, он также поспособствовал проведению конкурса в Казани.
«Валерий Абисалович привел веские доводы – все-таки это проходит в Казани, тебя любят в Казани, тебя поддерживает Президент Республики Татарстан и республика выделила самую основную финансовую поддержку. Сказать «нет» такому великому мастеру я не могла», - поделилась она.
Член жюри, народная артистка СССР, профессор Санкт-Петербургской консерватории, лауреат конкурса вокалистов имени М. Глинки Ирина Богачева рассказала, по каким критериям жюри будут оценивать конкурсантов в этом году: «Первое – это голос. Второе – профессионализм. И третье – исполнительские навыки, потому что певец должен быть еще и актером. Если нет актерского дарования даже при самом замечательном голосе, певец неинтересен в опере. А нам надо выбрать тех, кто был бы интересен на долгие годы».
Кроме Шагимуратовой таланты участников конкурса оценивали народная артистка России, солистка Мариинского театра Ольга Бородина; народная артистка России, руководитель Академии певцов Мариинского театра Лариса Гергиева; заслуженная артистка России, солистка Большого театра Марина Мещерякова; народная артистка России и Татарстана Зиля Сунгатуллина и другие.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3549175797c287a0a808733c1a7466996477647de1f628d85fd59a005f6b.jpg)
В составе международного жюри были заявлены представители пяти стран, в том числе кастинг-директор Зальцбургского фестиваля в Австрии Евамария Визер и руководитель молодежной программы Lindemann театра Метрополитен-опера (США) Софи Джойс.
Торжественное открытие в колонном зале Ратуши с участием звезд Мариинки и народных артистов России
Церемонию открытия ознаменовали звуки увертюры к знакомой с детства опере Глинки «Руслан и Людмила» в исполнении ГСО РТ под управлением маэстро Александра Сладковского.
«Не случайно в качестве эпиграфа конкурса мы взяли эту любимую с детства каждого из нас музыку – увертюру М. Глинки «Руслан и Людмила». Сегодня дан старт к открытию новых имен, которым суждено украсить собой лучшие музыкальные сцены мира», - начал церемонию ведущий вечера Юлиан Макаров.
Поприветствовать гостей вышла заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова. Она отметила значимость проведения такого масштабного конкурса в столице Республики Татарстан и добавила: «Мы все будем стараться, чтобы это был действительно замечательный конкурс, и дух Михаила Ивановича Глинки возрадовался, что конкурс проходит в Казани на таком хорошем уровне!»
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/6e179b7c707790f689f0edc79bcb58a2d78002905363b607a99d5caab46c.jpg)
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова поблагодарила членов жюри и вспомнила о легенде, согласно которой Лев Толстой при описании первого бала Наташи Ростовой в «Войне и мире» опирался на впечатления от бального зала Дворянского собрания.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/9d6ba2e14b301eb956dc8262be65d70edafae52a4ccd3ead62f6b7b1c549.jpg)
В этот вечер в белом зале Казанской ратуши трудно было найти свободные места, поэтому многие конкурсанты наблюдали за происходящим с балкона. Отборочные туры стартовали на следующий день, но многие вокалисты специально приехали в столицу Татарстана на церемонию открытия.
В зрительном зале можно было заметить и студентов, и преподавателей консерватории, и поклонников оперного искусства. Они активно поддерживали участников аплодисментами и криками «браво!». Жюри все же были беспристрастны.
Алена Гузь окончила Харьковский государственный университет искусств им. И.П.Котляреского и переехала в Санкт-Петербург. Сейчас она является солисткой Санкт-петербургского государственного театра «Зазеркалье». Перед жюри она исполнила арию Марфы из оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, арию Маргариты из оперы «Фауст» и романс М. Глинки «Как сладко мне с тобою быть». Программа ей далась легко.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/5792bb4a393a9f43c3f9e64b6a5db096aa21b5432597f8fc477ab40c1055.jpg)
«Насколько я знаю раньше на Глинке исполняли не менее шести произведений в каждом туре. То, что сейчас - это детский лепет на лужайке. Раньше, во-первых, было очень сложно пройти в принципе на конкурс, потому что было два отборочных тура. Это был нереально высокий уровень, так же, как и конкурс имени Чайковского. Я считаю, что у нас сейчас лафа. По-другому назвать это не могу. Мы не успели выйти на сцену - уже ушли», - оценила сложность конкурса Алена.
Результаты второго тура жюри объявило поздно вечером 16 апреля. На следующий день в Казанской ратуше состоялся образовательный круглый стол «Голос — мысль — эмоция — впечатление: проблемы подготовки современного певца на примере конкурса имени Глинки».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/cbd3cfda92cde3ee02b27e34df5a8ca1057fc2640ff5e4ecb4f0023a888e.jpg)
В образовательном мероприятии приняли участие профессионалы вокала из разных городов России и зарубежья, в том числе Зиля Сунгатуллина — профессор, заведующая кафедрой сольного пения Казанской консерватории, народная артистка России.
«Данный конкурс интересен своей многочисленностью — участников много. Я думаю, что в будущем участники будут представлять программу полностью. И таким образом интереснее раскроются. И требования к певцам выросли, и уровень певцов стал намного выше. Этот конкурс имеет очень большое будущее, потому что он всегда был гордостью России. И музыка Глинки — это уже большая вокальная школа. Я желаю всем вам успехов, стремлений и найти свое место», — сказала участникам круглого стола Сунгатуллина.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/cfa7ce438e246b4d5d4f13d0c0722c74551ca68b263e004c4a9c07aec629.jpg)
На круглый стол пришли участники, которые не прошли в финальный тур конкурса. Они услышали наставления от спикеров, а также получили ответы на вопросы, как повысить квалификацию певца.
«Если вы хотите что-то сказать, то оформите свою мысль правильно. Самое главное — понять смысл текста и грамотно передать его. Развивайте интеллект и эмоциональность», — ответила на вопрос одной из участниц конкурса член международного жюри Маргарита Изворская-Елизарьева.
Специальный гость конкурса, кастинг-директор Зальцбургского фестиваля, Евамария Визер добавила: «На конкурсе было интересно видеть, как только некоторые певцы могли действительно хорошо работать с текстом. Если этой работы не проводится, публика не поймет, что за персонаж стоит перед ней».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/e09f5b4f4e9bd15e4d2e37fd1329f76721db00d15ffaade1fcdb8ae10aa5.jpg)
Эксперты порекомендовали вокалистам искать свою индивидуальность, переживать арию, которую они хотят исполнить, развивать артикуляцию и изучать языки.
Позже заслуженная артистка России, Народная артистка Татарстана и председатель жюри Альбина Шагимуратова провела мастер-класс, где обозначила главную ошибку конкурсантов этого года.
«Основная проблема свыше 200 участников — это низкое фальшивое пение, которое мы не могли пропустить в финал. Грамотно думайте о тех ариях, которые исполняете. На западе звездочки вспыхивают и угасают — человек остался без голоса. Мы же хотим петь хотя бы до пятидесяти. Все зависит от вас. Пойте правильный репертуар», — напутствовала председатель жюри.
Участниками мастер-классов стали конкурсанты и студенты-вокалисты. Первой под руководством Шагимуратовой спела 22-летняя Юлия Волкова - конкурсантка из Москвы. Она исполнила арию Норины из оперы Доницетти «Дон Паскуале». Народная артистка отметила юный возраст участницы и сказала, что в ее возрасте она так хорошо не пела.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3fd4e34e56ad471cf970ed7a4c84955e2ff29343b84579a069996854a8e1.jpg)
«Петь было и страшно, и очень приятно. Приятно, что мне дали возможность понять, как правильно владеть голосом. Я очень счастлива», — поделилась эмоциями участница.
После работы над ошибками Юлия призналась, что дойти до финала ей не хватило позиции, чистой интонации и четкости итальянского языка.
Татарстан – бренд конкурса, где сосредоточены яркие таланты
В заключительный день конкурса за кулисами много шутили, радовались и обнимались – волнительные прослушивания позади, осталась только приятная часть – награждение и гала-концерт лауреатов в ГБКЗ имени С. Сайдашева.
Девять конкурсных дней пролетели, но оставили свой след в истории. В Казани состоялось музыкальное событие, вышедшее далеко за пределы нашей страны – на конкурс приехало около 220 человек из России и 14 стран мира. Достоянием музыкального состязания стал прославленный оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/c24792836d01e28ed1be6e6007edcf2fdc53f370936650735ab086dcf4b6.jpg)
Вклад ГСО РТ в проведение конкурса отметила Альбина Шагимуратова: «Я очень рада, что маэстро Александр Сладковский буквально перекроил свой график, чтобы принять участие в этом конкурсе на открытии, в третьем туре и на закрытии. Он так поднял наш симфонический оркестр! Я слушаю и просто диву даюсь! Александр Витальевич настоящий волшебник!»
Лауреатов и членов жюри пригласили на сцену для церемонии награждения. Обладателями первой премии XXVI международного конкурса вокалистов им. Глинки стали 21-летняя артистка Молодежной оперной программы Большого театра Мария Баракова и приглашённый солист Большого театра Константин Сучков. Бараковой стакже присудили специальную премию имени Ирины Архиповой.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/9d128e16106caf8539db3250aee6fe245848c82a041f0af445dd754055de.jpg)
«Конкурс оставил неизгладимое впечатление. Он дорогого стоит. Впереди концерт в Мариинке с Альбиной Шагимуратовой, где нам предстоит подтвердить свои звания лауреатов конкурса Глинки», - сказала перед гала-концертом Баракова.
Поздравить участников и членов жюри с проделанной работой вышли Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова и заместитель Премьер-министра РТ Лейла Фазлеева.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/8d7501678ca1e116bac44c3216fb6c1c1ca299e6056d769d88b4b2d244de.jpg)
Со сцены Фазлеева поздравила народную артистку СССР, лауреата конкурса вокалистов имени М. Глинки, почетного члена жюри Ирину Богачеву с прошедшим юбилеем - артистке исполнилось 80 лет.
Поблагодарить за поддержку Министерство культуры РТ, а также Президента Татарстана Рустама Минниханова вышла председатель жюри Альбина Шагимуратова. Она также выразила надежду, что старейший конкурс вокалистов имени М. Глинки закрепится в Казани.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/d70e4a4982458bbb1b610136aebaa991a895a598b396a9b2d377ab91b984.jpg)
«Я надеюсь, что это конкурс будет проходить в Казани раз в два-три года. Мне кажется, такого ранга конкурс станет для Татарстана культурным брендом. Я рада за Татарстан и за этот праздник музыки», - Шагимуратова.
После торжественных речей и награждений обладателям премий дали возможность в последний раз в рамках конкурса этого года блеснуть на сцене. Среди них была и лауреат второй премии, выдающаяся оперная певица из Татарстана Эльза Исламова. Она исполнила арию Маргариты из оперы «Фауст».
«Вдвойне сложно выступать у себя на родине. Я должна оправдывать надежды своих коллег, поклонников, педагогов, родственников. Я должна петь качественно и всем доказать, что певцы из Татарстана самые лучшие», - отметила Исламова.
Лауреатом второй премии также стал Станислав Ли. Обладателями третьей премии стали Ольга Маслова и Даолигень. Четвертую премию получили Анна Денисова и Акылбек Пиязов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/5f605c92b3f0504cba2275c0c9fccec5f8fbfb4b58f5402ed5345063ba48.jpg)
Победители исполняли арии в сопровождении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. А члены жюри теперь уже расслабленно слушали победителей.
В этот вечер лауреаты получили в свой адрес продолжительные овации, цветы, а также любовь зрителей. Победители этого года автоматически стали участниками Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/a1a36026b89e1e183a4a72d4f06a050adfea20dcc0793065bb534e1b1485.jpg)
Справка:
Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки является уникальным, одним из старейших, наиболее значительных и престижных музыкальных конкурсов России, существующий с 1960 года. Лауреаты этого конкурса становятся участниками Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Вплоть до 2014 года конкурс проходил с периодичностью раз в два года в разных городах России и столицах союзных республик бывшего СССР. В 1999 году конкурс им. М. Глинки состоялся в Казани: его председателем была народная артистка СССР Ирина Архипова, обладателем Гран-при стал бас Михаил Казаков.
Среди лауреатов разных лет конкурса — Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Альбина Шагимуратова и другие.
Нет комментариев-