Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Боксирование с партнером по команде перед вылетом и банка энергетика вместо обеда: действующий чемпион Red Bull Air Race рассказал о подноготной авиагонок

Боксирование с партнером по команде перед вылетом и банка энергетика вместо обеда: действующий чемпион Red Bull Air Race рассказал о подноготной авиагонок
О разнице между авиагонками и «Формулой 1», о том, как после службы в армии стать лучшим пилотом мира, об опасности птиц и о многом другом рассказал на альтернативном уроке в КНИТУ (КАИ) победитель прошлого года серии Red Bull Air Race – спортсмен из Чехии Мартин Шонка.


История становления летчика-спортсмена

Шонка с детства мечтал управлять самолетами, уже тогда понимая, что это его поприще. Однако пилотов в семье мальчика не было, хотя отец и был фанатом авиации. Возможно, он и вдохновил Мартина, который с ранних лет смотрел видео и рассматривал изображения самолетов. 

Летать спортсмен начал в 17 лет после вступления в кружок пилотов. Вскоре он накопил деньги и купил 15 минут полета на настоящем джете. Это приблизило его к мечте. Помогли Шонке и учителя, которые были лицензированными летчиками. «Они вдохновляли меня, я старался повторять и вскоре получил свою лицензию. После чего начал заниматься исполнением трюков», – поведал пилот.



После окончания школы в родном городе Сезимово-Усти, Шонка поступил в военную академию, чтобы учиться на военного пилота. Там он прошел специальный тест: новобранцев привезли в аэропорт, чтобы они продемонстрировали свои навыки пилотирования. После этого происходило разделение на три группы: представители которых будут управлять джетами, пассажирскими самолетами и истребителями соответственно. Свои 17 лет, проведенные в армии, Мартин назвал «превосходными».

«В военной академии я вставал в 4 часа утра и все заработанные деньги тратил на то, чтобы добраться до площадки, на которой учился делать аэроакробатические трюки. Это помогло мне выиграть в 2005 году в Испании чемпионат мира по этому направлению, а в 2007 году ко мне подошел пилот-скаут, который вербовал будущих пилотов для Red Bull Air Race, и сказал, что у меня есть все шансы победить. Так началась моя история в авиагонках», – поведал пилот со сцены актового зала авиационного института.



Плюсы и минусы авиагонок

Шонка называет авиагонки самым красивым видом спорта, проходящим под эгидой Red Bull. Объясняет он это тем, что пилоты имеют возможность на протяжении двух, трех или четырех дней показывать себя, демонстрировать свое мастерство и привлекать больше поклонников, а спортсмену очень приятно привлекать большую аудиторию.

«Недостатком же нашего спорта является то, что ты, когда понимаешь, что выигрываешь, не можешь сразу радоваться с командой. Есть некоторая задержка из-за того, что нужно приземлиться, только потом можно увидеть всех людей, которые поддерживают тебя. Поэтому для пилота более важны не пять минут в небе, а пять минут на земле», – объяснил он.

Одним из важных факторов участия в подобных мероприятиях спортсмен назвал отношения с пилотами из других команд. Шонка подчеркнул, что между ними нет никакой вражды, только дружба: «Мы всегда разговариваем, между нами теплые отношения. Когда мы на треке, мы боремся не друг с другом, а с временем. Если проиграл я, то это моя вина, а не вина кого-то из команды или соперника».



«Самолет нужно чувствовать не только сердцем, но и ягодицами»

Со временем в проведении авиагонок произошли большие изменения в техническом плане: сейчас пилотов заставляют стандартизировать мощность двигателя, которая теперь составляет 300 лошадиных сил. Спортсмены должны уметь не только разгонять их, но и охлаждать, так как скорость перегретого двигателя снижается и результат становится хуже. Команды постоянно совершенствуются и используют новейшие детали для изготовления корпуса с лучшей аэродинамикой.

Также есть критерии по весу. Общий вес пилота и воздушного судна не должен превышать 699 кг, чему все пытаются соответствовать: «Это является недостатком, потому что из-за контроля веса банка энергетического напитка в моих руках является моим обедом. Мне нужно похудеть еще на два кг, процесс подгонки меня под соревнования еще продолжается».



Если говорить о системе подготовки, то все симуляторы, на которых тренируется Шонка, разрабатываются его командой. Один из симуляторов находится в Чехии, в военной академии. Второй всегда с командой, которая носит его в больших чемоданах. Чех может воспользоваться им даже ночью. Мартин заявил, что перед тем, как заходит на трек, он уже знает каждый его миллиметр, так дистанция уже была проработана в симуляторе.

Подвел итог этой теме Шонка следующими словами: «Чтобы управлять самолетом, испытывая огромные перегрузки, пилот должен чувствовать момент сердцем и даже ягодицами. На разной высоте мы испытываем разные нагрузки, которые мы сами должны чувствовать и контролировать».



Сравнение Red Bull Air Race и «Формулы 1»

Часто Мартин прибегал к сравнению двух высокоскоростных видов спорта – авиагонок и «Формулы 1». «В “Формуле 1” тратят миллиарды долларов, чтобы просто проехать по кругу. Нам это делать не нужно, мы можем летать и строить свою площадку где угодно. Например, в центре столицы Португалии или в центре Казани. Всегда приятно, когда есть много зрителей, которые могут увидеть наши выступления, просто подняв голову в небо», – прокомментировал пилот. 

О технологиях «Формулы 1». «Я как-то раз попросил у своих коллег из Red Bull Race показать мне, как проходят их тренировки, провести небольшую экскурсию по их автодрому, но мне сказали, что это невозможно. Даже руководители Red Bull зачастую не допускаются на площадку людей, которые занимаются разработкой комплектующих. Это невозможно, но иногда мы можем разговаривать на общие темы, типа аэродинамики, однако ни о чем больше. Но наша аэродинамика отличается от аэродинамики болидов, мы постоянно совершенствуемся и меняемся в зависимости от трека. Например, в Казани, потому что трек представляет собой прямую и требует разных углов наклона. Поэтому дать советы по нашим технологиям могут только наши специалисты», – заметил Шонка.

Стоимость ремонта и покупка комплектующих. «Это зависит от того, насколько много денег нам удалось сделать с соревнований, со спонсорского взноса. Каждый раз мы считаем это, но мы тратим огромные суммы на развитие технологий самолета. На самом деле это огромная черная дыра, ты можешь вложить все деньги в развитие, и может ничего не измениться. Если говорить о суммах, то у нас это от полумиллиона до миллиона евро. Однако это все равно дешевле той же “Формулы 1”. Им нужно 20–30 техников для обслуживания автомобиля, поэтому деньги – не всегда постоянная величина в нашем спорте», – пояснил пилот.



«В день я пью одну-две банки энергетика»

В конце альтернативного урока спортсмен ответил на вопросы из зала. Первый вопрос задал мальчик, спросивший о суевериях, бытующих среди пилотов и разделяемых самим Шонкой. Летчик ответил, что у него нет какой-то особой процедуры перед полетом, ведь главное – правильно разогреть и подготовить свое тело. «Я боксирую со своим товарищем по команде. Мне важно знать, что мое тело готово к полету. С другой стороны, есть вещи, которые происходят постоянно, например, когда я залезаю в кабину, пристегиваюсь, поднимаю руки вперед, и меня всегда мой сокомандник хлопает по плечам. Когда этого не происходит, я сразу становлюсь нервным и думаю, что что-то идет не так», – рассказал он. 

Далее последовал вопрос про поломки самолета прямо в воздухе, на который летчик ответил так: «Самолет состоит из тысячи деталей, и когда я служил, система периодически отказывала. Но в спорте самолет очень хорошо подготавливается, однако было несколько моментов, повторения которых мне бы не хотелось. Самая большая проблема нашего спорта – птицы, которые могут попасть в пропеллер, что может привести к плачевным последствиям. К сожалению, это нельзя контролировать. В моей жизни было два отказа двигателя, но мне удавалась приземлиться и благополучно закончить полет. Каждому пилоту, когда он только начинает, нужно выучить все о самолете, чтобы в случае поломки иметь возможность найти правильное решение».



В самом конце мероприятия Мартин Шонка рассказал, сколько энергетиков он пьет в сутки: «По-разному. Это все зависит от потребности, ведь энергетик – функциональный напиток. Его пьешь, когда нужно. Поэтому – одна-две банки в день. Это происходит тогда, когда нужно повысить точность, когда нужны энергия и усиление какого-то качества. Немного перед вылетом можно, чтобы улучшить концентрацию и точность».

Чемпионат мира Red Bull Air Race – это авиационная гоночная серия, участники которой соревнуются в скорости, точности прохождения трассы и мастерстве управления самолетами. Пилоты летают над водой и над землей на быстрых и высокоманевренных гоночных самолетах в самых живописных уголках планеты. Лишь 14 лучших в мире авиаторов допускаются к участию в чемпионате, ведь чтобы разгонять самолеты до 370 км/ч, летая всего в нескольких метрах над поверхностью земли, нужно виртуозно владеть техникой. Соревнования второго этапа чемпионата пройдут 15 и 16 июня в воздушном пространстве над казанским Центром семьи «Казан». 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев