Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Богатое село Токаево: высокие ворота, уникальная махалля и мишарские секреты похищения невест

Богатое село Токаево: высокие ворота, уникальная махалля и мишарские секреты похищения невест
«Энже, тебя ждет невероятная поездка, тебя поразит всё!» Наверное, не осталось никого, кто не преминул бы сказать об этом корреспонденту ИА «Татат-информ» Эндже Габдуллиной перед поездкой в село Токаево Республики Чувашия. Всё так и произошло: пришла, увидела, поразилась и решила рассказать об этом читателям.

Страна трехэтажных домов и высоких ворот

Токаево (Тукай авылы) — знакомое всем слово, и для многих татар это имя собственное означает только одно — имя Поэта. Но есть еще и одноименное село в Республике Чувашия. Нет, это уникальное село никоим образом не связано с великим татарским поэтом Габдуллой Тукаем. 

Село Токаево в Комсомольском районе Чувашской Республики возникло еще в XVII веке. В источниках первые упоминания относятся к 1710 году. На русском языке село называют Токаево, хотя татарское название Тукай звучит вполне несложно — можно было не менять. 

Предупреждаю сразу: Токаево — село очень богатое, от слова очень. Уже при въезде в село нас встречают двух-, трехэтажные добротные дома из красного кирпича. Удивительным мне показались и высоченные узорчатые ворота — каждые по три метра в высоту. Вместе с блогером Фагилей апа Шакировой мы прогуливались по улицам села и будто открывали для себя Америку. Обилие шикарных домохозяйств местные объяснили мне одним словом — «мишарская психология». 

Наверняка вам станет интересно и вы спросите — а что значит мишарская психология? Татары испокон веков строили государство. А когда строить государство стало невозможным, они строили свои дома как отдельное государство. А мишары пошли еще дальше — превратили свои дома во дворцы. А еще в Токаеве есть мода на дома, которая меняется каждые десять лет. Вот, скажем, построили трехэтажный ханский дворец. Проходит десять лет, и хозяева сносят этот дом (несмотря на то что дворец еще совсем новый, будто построенный вчера) и строят новый дворец. Новый дом должен быть больше и выше, чем у соседа, хотя бы на два кирпича. Вот и вся мишарская психология. Потому что мишары иначе не могут. Татары не могут сидеть без дела, они должны постоянно что-то строить. Это уже сидит в менталитете татарина, в его крови. 

Ладно, пусть бы и сносили, и строили новые. Если бы это были простые одноэтажные дома, никого бы сей факт не удивил. Но дома в Токаеве — как коттеджи московских миллионеров. Скажу вам положа руку на сердце: ничуть не скромнее домов столичных богачей. Вокруг дома положен асфальт, а в домах дорогая мебель на несколько сотен тысяч. 

В каждом селе бывает несколько состоятельных людей, и дома у них соответствующие — к этому наш народ привык. А тут богачи через каждый метр. Видели бы вы мои широко раскрытые от удивления глаза, когда мы въехали в село. Неустанно повторяла про себя: «Вот живут же мишары, вот умеют же!»

А ворота! «У нас сейчас ворота современные — низкие, раньше выше было», — говорят жители села. 

Мне еще не доводилось видеть такие высокие ворота, а если выше вдвое, прикидываю я, там и до неба достать недалеко. Высокие ворота — опять же проказы той самой мишарской психологии. Мишарам надо, чтобы все хозяйство было укрыто от посторонних глаз высоким забором, и непременно по всей территории. Чтобы и сосед ничего не видел, и прохожий не засматривался, токаевцы предпочитают жить по принципу «мой дом — моя крепость, и только моя». Что меня поразило еще больше, так это дизайн этих ворот. У каждых ворот свои, неповторимые узоры, каждые как отдельный шедевр искусства. Когда смотришь на это удивительное явление, забываешь и о трехэтажных домах, и о дорогом красном кирпиче, и о богатом убранстве дворцов. Ворота — это шедевр Токаева, клянусь вам. 

Такая махалля — только у финских татар и татар Токаева

«Бедняжке не доводилось видеть трехэтажные дома и высокие ворота», — вероятно, могли подумать вы, мои дорогие читатели. Поэтому, забегая вперед, расскажу вам вот что. Рассматривая красивые дома и ворота, мы приехали в то место, которое действительно делает это село поистине уникальным. Токаевская махалля (община) — единственная в своем роде в России. Такая махалля есть у финских татар и татар Токаева. 

В трехэтажном здании махалли из красного кирпича нас встретили бабушки в белых платках. «Вы настоящие татарские бабушки Чувашской Республики?» — спросили мы. Они хором ответили: «Да, да!»

«Наш хазрат обучил нас Корану. Мы умеем читать Коран. Каждый день «включаем» Казань, слушаем ваши новости. Альхамдулиллях, мы все — верующие мусульмане», — сказали нам бабушки. Вместе прочитали молитву, исполнили мунаджаты. Настоящие мишарские женщины — с крепким духом и характером. Смотришь на них — и хочется жить, и жить процветаючи. 

Оказывается, бабушки собираются не только этим составом. Из-за пандемии временно приостановили встречи. В махалле обычно собирается около 60 бабушек. В некоторых краях даже на званые меджлисы Корана не ходят, а бабушки Токаева живут насыщенной жизнью. 

В Токаеве живут строго соблюдающие мусульмане. Они единогласно рассказывают, что на путь истинный сельчан направил Наиль хазрат, когда выучился в Турции. Наиль хазрат Ямалетдинов — руководитель Токаевской махалли. Сразу видно, что за свою нацию этот человек готов отдать и тело, и душу. На улице все девушки и женщины ходят покрытые (в хиджабе, в платке), и уже этот факт говорит о многом. 

В здании махалли есть комнаты для намаза, для занятий, для проведения круглого стола, на первом этаже — столовая, а в цокольном расположен спортзал. После школьных уроков дети приходят на занятия в медресе. В зимние вечера решили вопрос с проездом до дома — детей развозит специальный автобус. Здесь они учатся, кушают, играют, общаются. В этом селе процесс воспитания детей, и особенно религиозного воспитания, мог бы послужить примером для многих. В этот дом махалли можно не просто прийти, тут можно остаться жить. 

А еще сельчане тут проводят всякие халяльные меджлисы и посиделки. Если нагрянут гости — тут же накрывают на стол. Самое главное — здесь люди не работают за деньги, жители сами приходят, трудятся, приносят продукцию. 

В доме махалли для детей работают различные кружки. Дети учатся рукоделию, проводят литературные вечера. Кстати, для проведения таких встреч специально приглашают учителей татарского языка и литературы. Ведь в школе за 45 минут очень сложно успеть прочитать произведение и сделать анализ, а тут в свободной форме за чайным столом дети обсуждают. Воспитательный процесс. 

«Медресе посещают около ста детей. Примерно 60 процентов молодежи знают арабский алфавит и читают Коран в оригинале. Хотелось бы, чтобы, заканчивая школу, татарские дети умели совершать омовение. Будут они применять это знание — другой вопрос. Главное, чтобы знали, как это делать. А еще нужно научить читать два ракаата намаза. Читают намаз или нет — другое дело, этому учат родители, зависит от воспитания внутри семьи. Важен фундамент. Человек, умеющий делать омовение и читать намаз, уже впитывает всё остальное. Главное, чтобы знали — может быть, станут читать намаз через 10 или 20 лет», — считает Наиль хазрат. 

«Махалля построена на деньги народа»

Все расходы на строительство здания махалли жители Токаева покрыли сами. «Каждая песчинка куплена на средства жителей, поэтому у нас всегда есть посетители», — говорит Наиль хазрат Ямалетдинов.

«Смысл строительства Токаевской махалли в том, что здесь собираются неравнодушные люди. Наша деятельность ведется с 2007-2008 годов. Мечети, мулле и имаму необходимо помогать в воспитании детей. Для организации процесса обучения нужны преподаватели, кабинеты. Кто должен все это делать? Народ, конечно. Есть закят материальный и умственный, который может дать только народ. 

В 2008 году Талгат хазрат Таджутдин подписал указ о создании общественных советов при мечетях. Посоветовавшись с Альбиром хазратом Кргановым, мы создали такой совет в нашем селе. Уникальность общественного собрания в том, что мы здесь не играем в политику. Во многих общественных, религиозных и культурных организациях зачастую играют в политику. Например, выборы депутатов. Начинается игра в политику через религию, культуру», — говорит Наиль хазрат. 

В Токаеве насчитывается порядка 500 домов, в которых проживает примерно 2 тысячи жителей. И вот этот народ построил здание махалли и сейчас продолжает обеспечивать все расходы махалли. Жители и гости оставляют садака. Несмотря на то что в Токаеве количестве детей дошкольного возраста увеличивается из года в год, здесь до сих пор не было детского сада. Получив поддержку руководства района и сельского поселения, посоветовавшись с директорами школ, в пристрое рядом с мечетью открыли детский сад. Потому что главная задача и цель махалли — помогать жизни села.

Руководитель махалли меняется каждый год. Когда я спросила: «А разве можно что-то успеть сделать за один год?», Наиль хазрат ответил: «Конечно можно». Все это делается для того, чтобы уберечь деятельность махалли от политики. Кстати, побывавший руководителем махалли человек может быть избран на этот пост вновь через несколько лет. 

Сейчас в махалле всерьез думают о создании молодежного комитета. Старшее поколение уже на склоне лет, на их место приходит молодежь. Если молодые люди сами заинтересованы в организации молодежного комитета, то здесь остается только восхищаться. 

Земли хозяйств принадлежат мечети

Жители Токаева — народ сплоченный. «Бывали разные времена, но наш народ не терял единства», — говорят люди старшего поколения. Именно сплоченность — одна из черт, делающих Токаево уникальным селом. Например, не приведи Аллах, сгорит в селе чей-нибудь дом — сельчане тут же соберутся и окажут помощь пострадавшим. Окажут всяческую материальную и духовную поддержку при возведении нового дома и накормят. Приведу еще один пример. 

Когда колхоза в селе не стало, через суд добились того, чтобы оформить все земли на баланс мечети. Никто не был против такого решения, потому что пришли к такому мнению путем обсуждения. Народ встал единым фронтом и не пустил на свои земли инвесторов. Может быть, и поэтому они сегодня живут богатой обеспеченной жизнью, славя Аллаха. В единстве — сила!

Оформив земли в собственность мечети, землю между жителями разделили по жребию. 

После этих слов вам может показаться, что в этом селе руководитель махалли имеет больше полномочий, чем глава сельского поселения. Но руководитель махалли уверяет, что это не так. «Махалля — это не отдельная организация. Мы все работаем во благо жителей. И не претендуем на превосходство», — сказал он. 

«Мы не хотим разделяться и ходим в одну мечеть»

Следующая остановка — мечеть. Обычно даже в селах с 200 жителями работают две мечети. Тем удивительнее было слышать, что в Токаеве, где народ преимущественно живет согласно исламским канонам, всего одна мечеть. Есть все возможности, условия, место, кадры, а мечеть всего одна. Секрет кроется в той же самой сплоченности: люди не желают делиться. Они говорят: «Мы всегда были неделимы и хотим ходить только в одну мечеть». 

Так совпало, что мы приехали в Токаево в священный для мусульман день — пятницу. Народ огромной волной пребывал в мечеть — и старики, и школьники, и молодежь. Сначала послушали пятничную проповедь, затем все рядами встали на намаз. Все из-за той же пандемии ряды прихожан поредели. «О, это еще что, раньше мечеть битком наполнялась», — говорят нам мужчины, а сами стоят в очереди, чтобы выйти из мечети. 

«Мы не женимся на чужих»

Рассказать вам о еще одной уникальной традиции токаевцев? В Токаеве с каждым годом увеличивается численность населения, потому что молодежь остается жить в селе. Уезжают на учебу в города, а по окончанию приезжают жить на родину. Нет, молодежь Токаева не рвется в города. И работа в селе есть. Вы можете сказать, что такое в принципе невозможно в современном обществе, но это действительно правда. Молодые парни в тюбетейках пришли в мечеть на намаз — видела своими глазами. Жить в селе — это менталитет татар Чувашии. 

А еще здесь родители юношей сами выбирают, кого оставить в отчем доме, а кого отселить в отдельное жилье. И решающим фактором в выборе становятся… невестки. Здесь нет закона, согласно которому в отчем доме остается младший сын в семье, главное, чтобы невестка была хорошая. Удивительное дело, а главное, как удобно — если невестка не хочет жить при свекре и свекрови, то ей и нет необходимости быть лучшей во всем. Хотя сельчане и так знают, какие жены достанутся их сыновьям, ведь потенциальные невестки растут тут же, под боком. Потому что в Токаеве молодые люди женятся только на своих. 

Своего собеседника Риназа я пыталась разговорить и так и сяк, а он только повторял: «Мы на чужих не женимся, выбираем в жены только токаевских девушек». 

— После окончания учебы останусь в Токаеве. Мы все остаемся здесь, молодежь редко уезжает на чужбину. Такое воспитание дают родители, для нас это традиция. В ближайших деревнях, в тех же Урмаеве и Шыгырдане, молодежь так же предпочитает не отбиваться от села. 

Разводим скотину, занимаемся строительством — кто на что способен, тем и промышляем, стараемся. 

 Жениться уже собираешься?

 Мне только двадцать. Пока рано. У нас обычно ближе к 24 годам семьями обзаводятся. 

 А если твоя возлюбленная скажет, что не хочет жить в селе, позовет в город?

 А мы женимся на своих, чужих не берем. 

 Городских девушек, стало быть, и не рассматриваете?

 Нет, наши все из села. 

 А если сильно влюбишься?

 Все равно нет. 

— Если родители скажут: «Ты останешься в доме!», сразу согласишься?

— Конечно. Я в семье один, у меня и возможности выбора нет (смеется).

«Читал никах в час ночи»

«Вот юноша, вот девушка, обоим по 20 лет, между вами хазрат сидит — можно и никах читать. Смело можно красть в невестки», — шутили вокруг нас. Оценила шутку и я. И блогер Фагиля апа не преминула сказать: «Энже, если украдут, быть тебе мишарской невесткой!» Тут уж стало не до смеха — мода на умыкание невест в этих краях существует и сейчас, и я чуть ли не на своей шкуре узнала, каково это — быть украденной. Да и Наиль хазрат отметил, что ему доводилось читать никах даже в час ночи. Но тут вспомнилось уверенное заявление юноши: «Мы женимся только на своих», и все страхи исчезли. Так что, девушки, не бойтесь приезжать в гости в Токаево — не украдут. 

А если без шуток, то в Токаеве краденых невест много. Девушки, украденные замуж в девичестве, сегодня уже бабушки в белых платках. Когда-то девушку запросто могли выкрасть и без ее согласия, сейчас браки заключаются по договоренности. 

«Раньше невест выкрадывали часто, сейчас уже времена другие. Одну из моих дочерей тоже выкрали. Сначала украли, потом мы сами домой к жениху поехали. Будущие сваты стали упрашивать не забирать дочку. Мы и согласились. Дочь с зятем тогда уже общались, так что все происходило с согласия невесты», — рассказала Минсадат апа. 

«Сейчас вроде уже престали красть, в большинстве случаев сваты сами приходят просить руку невестки», — стали рассказывать нам люди постарше, а юноши перебили: «Крадут, и сейчас крадут». Оказалось, они имеют в виду секретную операцию, которую молодые проворачивают, если родители против брака. Девушку увозят, телефоны выключают. Сватам не остается ничего, как договориться. Ни разу девушек не возвращали родителям обратно — пусть всегда так и будет. 

Разводить бычков, продавать мясо — выгодный бизнес

В селе, конечно, хорошо жить: свежий воздух, природа. Но вопрос с трудоустройством частенько застает молодежь врасплох, и волей-неволей приходится искать работу в городе. В Токаеве нашли выход — закупают бычков, откармливают и перепродают на мясо. Основной доход приносит мясной бизнес. Конечно, никто не стал мне открывать секреты, но вроде бы завесу тайны обеспеченной жизни я все же приоткрыла. Короче, учитесь в каком-нибудь городе в экономическом вузе, а получив диплом, возвращаетесь в село и развиваете мясной бизнес. 

Поговаривают, что мишары уже во время учебы торгуют мясом и кожей. Хочется лишь рукоплескать народу, который всячески ищет возможность заработать. Никто не ждет, пока кто-то возьмет на работу, как говорится, берут быка за рога — между прочим, и в переносном, и в буквальном смысле. 

Кроме бычков токаевцы разводят лошадей. Мишарский казылык стал уже своего рода брендом. Удивительно, но в Токаеве на пастбище выводят всего одно стадо, в котором порядка 150 коров (напоминаю, что в селе проживает около 2 тысяч человек). Одним словом, здесь «рулит» не коровий, а бычий бизнес. 

Грех не упомянуть еще один бренд Токаева — это их уникальный бавырсак. В Актанышских краях готовят крупный чак-чак, который в Казани называют бавырсаком. А в Токаеве бавырсак на вид напоминает небольшой хлеб, а по вкусу — тот самый чак-чак. Такие уникальные бавырсаки делают только в Урмаеве и Токаеве. Традиция предков гласит, что такое кушанье непременно нужно кушать, разламывая на куски руками. 

А чак-чак у них еще мельче, чем в Казани. Эти яства пекут из чистого конского жира, натурального меда и пшеничной муки. Здесь считают, что чем дольше чак-чак стоит, тем он вкуснее. Нас уже при входе в село встретили девушки с бавырсаком и чак-чаком — истинно татарский прием. И сильный ветер не испугал — гостей из Казани встретили как подобает. Благодарим за радушный прием!

Улицы узкие, зато душа широка

С токаевскими мишарами мы «цокались» от души целый день (мишары произносят букву «с» как «ц». — Авт.). На каждом шагу обнаруживались удивительные особенности жизни Токаева. «Ой, да вы даже пяти процентов нашего села не успели увидеть», — сказали сами жители. Мне казалось, что мы раскрыли все секреты. 

По сравнению с Урмаевым и Шыгырданом Токаево еще только на пути к обогащению. В Токаеве живут современные, но в то же время благовоспитанные, религиозные и материально обеспеченные люди. Говорят, были случаи, когда гости Токаева начинали читать намаз после посещения этого удивительного уголка Чувашии. Токаево воспитывает не только своих жителей, но и гостей. Восхищаюсь и немного завидую белой завистью. Улицы узкие, но главное — душа широкая.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев