Связаться с любимицей инстапублики напрямую не удалось – оказалось, журналистам Миляуша личный номер не дает, а общается с прессой только через мужа. Альберт не просто муж, а еще и герой ее роликов, а иногда и цензор. «В первое время был категорически против, чтобы она выкладывала такие видео, и сам не любил сниматься. Практически заставила», – говорит Альберт, а в голосе чувствуется, что увлечение жены теперь ему самому приносит удовольствие.
Блогерство «башкирской домохозяйки» началось с шуточных видео для «внутреннего пользования», то есть для развлечения родственников.
– В семейном чате в Ватсапе у нас завелась такая привычка – родственники выкладывают видео о том, кто где находится и чем занимается. Я тоже с утра рассказываю что-нибудь веселое на камеру и отправляю в чат, всегда начинаю «Всем привет!» Видимо, эти видео были забавные, что сестренка предложила сделать страничку в Инстаграме и выкладывать их там. На этом аккаунте у меня поначалу были только родственники, потом стали подписываться и люди со стороны.
Потом было видео, где я приветствую родных и ем блинчики собственного приготовления. Ролик у себя перепостили несколько башкирских пабликов. Сначала я была в шоке, даже писала им, ругалась. Популярность пошла оттуда.
«Сәлам бөтенегезгә дә» («Привет всем!») – это прикол, который начинался среди родственников. Каждое утро я рассказывала какой-нибудь забавный случай из детства. Я самая старшая в семье, поэтому таких случаев знаю много.
– Вы и в жизни всегда такая юморная и жизнерадостная? И никогда не грустите?
– Я стараюсь не расстраиваться по мелочам, стараюсь жить позитивно. Во всем ищу положительные стороны.
На моих видео я артистка Миляуша, а в своих сторис – Миляуша настоящая. Кто хочет увидеть меня в жизни, пусть смотрит сторис. Готовлю, убираюсь – одним словом, показываю обычные женские будни.
– У вас уже более ста тысяч подписчиков. Как быстро они набирались?
– Страницу я завела в феврале 2020 года. Значит, за полтора года. Их число растет. Если честно, чем больше людей, тем страшнее.
– Почему?
– Не знаю, будто ответственности больше.
– Кто у вас основная аудитория?
– Я думаю, смотрят такие же простые, такие, как я, деревенские женщины. Даже если уже уехали, душой остались в своей родной деревне. Им это близко.
– Иногда ролики снимаете в общественных местах. Как люди реагируют?
– Многим не нравится, осуждают. А еще в блоге хейтеры нападают. «Тебе уже сорок, людей смешишь», «ребячество» и так далее. Но есть и благодарные, говорят – спасибо, подняли настроение. 80 процентов подписчиков у меня хорошие. Хейтеров, наверное, процентов двадцать, а может, десять.
– И длинный у вас черный список?
– Я стараюсь отвечать на негативные комментарии. Говорю им: «Вместо того чтобы критиковать, просто не смотрите». А если на это начинают еще хуже ругаться, я их просто блокирую. Не хочу тратить нервы на таких.
– Вроде бы такие комментарии увеличивают активность.
– Я же не гонюсь за активностью. И что, ради активности я буду читать такие комментарии?
– Хорошо, ну а для продвижения своей страницы вы что-нибудь делаете? Сейчас ведь есть много разных инструментов в соцсетях.
– В жизни не старалась продвигать свою страницу, увеличивать число подписчиков. Писали, предлагали таргетирование, еще что-то. Я этого даже не понимаю. Страницы веду сама. Снимаю видео, монтирую, выкладываю. И рекламу сама ставлю. В первый год с рекламой не работала, а сейчас иногда ставлю.
– На блогерские деньги можно прожить?
– Реклама деньги приносит. А так сколько видео снимала, никто ни копейки не платил (смеется).
– Ну примерно какая сумма – огромная или просто нормальная?
– Нормальная. Примерно как средняя зарплата. На продукты хватает. Ну огромных доходов, конечно, не будет, я же не звезда какая-нибудь.
– Вас ведь даже в Москве подписчики узнали. Как это вышло?
– Когда в последний раз ездила в Москву, прямо несколько человек подошли, сфотографировались со мной. Я уже привыкла, что в Башкортостане узнают, а когда москвичи узнали, самой стало интересно.
Что хочу сказать: быть известным – это не так уж и приятно. Все время себя контролируешь – вдруг не так одета, не то скажу. Приходится следить за собой.
– У вас еще появился аккаунт в «ТикТоке». Хотели бы его популяризировать?
– В «ТикТок» я просто выкладываю эти же видео из Инстаграма. Теперь и в «ВКонтакте» начала работать. Оказывается, у многих в Инстаграме страницы нет. В «ВКонтакте» за последнее время довольно много подписчиков набралось. А насчет «ТикТока», я там не особо активная. Можно сказать, там не общаюсь. Я тут еще с Инстаграмом до конца не могу разобраться.
– А какая соцсеть для вас удобнее всех?
– К Инстаграму я уже привыкла.
– А отличаются аудитории этих соцсетей?
– «ТикТок» я вообще почти не знаю. Просто публикую там видео. Там молодежь, дети. Сами тоже выкладывают какие-то непонятные ролики. Инстаграм – это вот соцсеть моих сверстников. А в ВК, оказывается, сидят люди постарше.
– А где подписчики злее? Можете сказать по комментариям?
– Комментарии не могу анализировать… Потому что не хватает времени их все читать.
– Вы иногда используете «острые» выражения, почти нецензурные слова. Вас критикуют за это?
– Много пишут: позоришь башкирских женщин, башкирки таких слов не говорят, ты не говоришь на литературном языке, речь у тебя наполовину русская, наполовину башкирская… А еще цепляются за внешность – «утром не расчесалась», «с утра не умывшись хватаешься за кофе», «башкирки такие не бывают», «выставляешь наш народ некрасивым», чего только не говорят.
Я таким просто отвечаю – в интернете куча башкирок, говорящих на чистом литературном башкирском языке, идите отсюда и смотрите их. Самое смешное – одни и те же люди целый год пишут такие вещи. Сами пишут, сами все равно смотрят.
Но многим ведь нравится такая лексика, просторечье.
– Почему, как думаете?
– Знаете, это же не прямо такие матные слова. Это такие дразнилки, которые мы еще с детства привыкли использовать. Люди их слышат в моих видео и возвращаются в детство. Раньше ведь люди так грязно не ругались. Людям нравится, когда говоришь просто, естественно. Люди соскучились по простоте.
Очень популярны мои деревенские видео. Они пробуждают у людей их связанные с родными краями воспоминания. «Как будто в деревню съездили», «Как это все по-нашему», – пишут мне.
– Каких видео никогда не будет в вас в блоге?
– Видео с настоящим матом. Я не люблю грязные слова. А разные острые словечки в народном обиходе я не отношу к ругательным словам.
– Долго готовитесь к съемкам видео?
– Нет, я особо не наряжаюсь к видео. У меня одно платье, один платок. Еще и это критикуют – «почему не меняешь». Это моя униформа. Надеваю ее, а если в деревне – какой-нибудь старый халат свекрови нацеплю. Особо не заморачиваюсь этим.
Как-то на собрании блогеров спросили, сколько часов я трачу на подготовку к съемкам видео. Какие там часы! Я же быстро снимаю и тут же выкладываю. Если с пересъемками, самое большее может уйти час. Больше этого никогда не тратила. А некоторые, оказывается, одно видео неделями делают. Да ну, говорю, целую неделю снимать видео. А люди, оказывается, готовятся, пишут сценарий, разучивают каждую фразу…
– Где вы берете столько идей для видео?
– Большинство из жизни, бытовые приколы. Ну и заимствую, конечно. Что-то услышу в КВН, у «Уральских пельменей». Стараюсь хотя бы одно видео в день выкладывать. Могу один день в середине недели не выложить. А в субботу, воскресенье я отдыхаю от виртуального мира.
– Как близкие отнеслись к тому, что Миляуша превратилась в блогера?
– Они тоже сначала были категорически против: «Не снимай всякую ерунду, всю семью опозоришь». А сейчас ждут каждое видео, а кто-то и сам в них снимается.
– А дочка не хочет заняться блогерством, как мама?
– Нет, она стеснительная. Она у нас пошла в папу.
– Ваш муж Альберт – главный герой ваших видео, как он терпит такую активную, яркую жену?
– Все так спрашивают: «Как он это терпит?» Сначала он вообще был против таких видео.
– А сейчас?
– Так-то снимается. Он проверяет мои видео. Иногда может сказать, что где-то уже слишком перестаралась.
На одном из видео я читаю книгу, а потом вырываю страницу и иду с ней в туалет. Он очень просил не выпускать это видео.
– Но вы его все равно выложили.
– Выложила. Я же не снимала, как сижу в туалете, а просто пошла в направлении туалета. Это же естественно, все туда ходят.
– Людям нравятся подобные видео?
– Я вот анализирую свои видео и прихожу к выводу, что люди любят короткие видео. Иногда даже минутное видео для них слишком длинное. Потому что сейчас у людей ни на что времени нет, ужасно заняты, бегут куда-то. Одним словом, смотрят короткие, простые видео, не обремененные особым смыслом. Над которыми особо думать не надо.
Если мы, допустим, с соседкой будем долго сидеть, рассказывать какие-то смешные истории – это смотреть не будут. А я сделала видео «я на дискотеке в молодости» – оно стало вирусным. Часто даже не поймешь, почему так получается. «Посмотрел, посмеялся, забыл» – кажется, люди живут по такому принципу.
– Вы говорите, что блогеры иногда все вместе собираются, встречаются. Что вы обсуждаете на таких собраниях?
– Это у нас такие праздники общие, мы там обмениваемся опытом. Как увеличить число подписчиков, как правильно вести страницы.
– И все раскрывают свои секреты? Если подумать, вы же конкуренты друг другу.
– Мы не конкурируем, такие встречи проходят очень тепло. Я лично стараюсь со всеми найти общий язык, хорошо общаться. Не люблю конфликты. Поэтому пока со всеми дружу. Пока!
– Вы на своей странице не затрагиваете какие-то политические темы, национальные вопросы.
– Ой, нет, я такие темы не люблю. Давайте жить просто, легко, и так хорошо же. Говорю же, не люблю конфликтные ситуации.
– Муж у вас татарин, а вы башкирка. Вы прекрасно уживаетесь в семье, а в соцсетях сейчас много негатива и с той и с другой стороны.
– Да, я знаю. Это очень неприятно. Альберт из Нуримановского района Башкортостана, он татарин. В семье мы эту тему никогда не поднимали. А среди националистов это не только сейчас, и раньше было разделение татар и башкир. Для меня национальность человека никакой роли не играет. Поэтому я предпочитаю быть в стороне от таких тем.
– Вам на эту тему пишут комментарии?
– Есть, конечно, много таких. У людей разное мнение по этому вопросу.
– Кто пишет, что они говорят?
– Это я не буду пересказывать, могу только сказать, что действительно пишут.
Некоторые блогеры выставляют напоказ, что пишут хейтеры. Я ни один комментарий никогда не выношу на обсуждение. Отвечаю только тем, кто задевает меня, пытается изменить меня. А в другие темы не вмешиваюсь, у каждого свое мнение.
– А если блогеры станут писать общие посты, призывать к согласию между татарами и башкирами, присоединилась бы?
– Если бы так писали, присоединилась бы тоже.
– Как вы считаете, блогеры играют роль в сохранении родного языка?
– Мне об этом много пишут. Благодарят. «Дети не говорили по-башкирски, стали смотреть вас, им интересно, заговорили на родном языке», «Начали изучать язык, башкирские слова». Сейчас ведь татары, башкиры – практически все обрусели. Значит, от наших видео хоть какая-то польза для молодого поколения есть.
– Большие у вас планы насчет вашего блога? Будете его развивать?
– Никаких грандиозных планов у меня нет. Снимаю и выкладываю шутки, в политику не лезу. Сегодня хорошо, думаю, и завтра будет так же. Радуюсь каждому дню.
Нет комментариев-