Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Без звуков азана: как казанские мечети пережили советскую власть

Без звуков азана: как казанские мечети пережили советскую власть
Корреспондент «ТИ» пообщалась с замдиректора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани и автором книги «Исторические мечети Казани» Радиком Салиховым, который рассказал о религии в период советских репрессий, закрытии мечетей и печальной судьбе имамов и хазратов.
Первые мечети в Казани начали закрываться в конце 20-х годов, на тот момент в городе функционировали 17 мечетей. На духовенство началось давление налоговых органов, власти стали применять различные экономические и административные меры. Затем в работу вступила пропаганда и количество прихожан стало падать, рассказывает историк Радик Салихов.

Так, муллы попали в поле зрения репрессивных органов и, когда в стране началась массовая коллективизация и индустриализация, по всей стране пошли массовые закрытия церквей и мечетей.

«Как правило, закрытие мечетей объяснялось нехваткой помещений для школ, детских садов и культурных учреждений. По этим причинам изымались здания и передавались государству», – объясняет историк.

Апанаевская мечеть

«У большинства мечетей были снесены минареты, но здание Апанаевской мечети было еще и полностью перестроено. Всю эту барочную красоту фасадов, которой славилась мечеть, сбили и сделали обычный фасад жилого дома. Надстроили третий этаж и расположили в здании детский сад», – вспоминает Радик Салихов.

Мечеть была закрыта в 1930 году, в 1995-ом здание передали медресе «Мухаммадия», а в дальнейшем полностью отреставрировали.



Бурнаевская мечеть

Бурнаевская мечеть была построена в 1872 году на средства купца Бурнаева. Проект здания с использованием национально-романтических ноток сочетал в себе элементы средневековой татарской и русской архитектуры.



Эта мечеть была закрыта одной из последних — в 1939 году. Имам мечети Мухамед Фарук  Кулеев, несмотря на воинствующий атеизм, остался верен прихожанам и отстаивал интересы верующих настолько, насколько это было возможно. Объект вернули верующим лишь в 1994 году.



Галеевская мечеть

Нельзя сказать, что здания мечетей передавались под учреждения культуры и образования вплоть до 90-х. Уже перед перестройкой многие мечети находились на балансе Министерства культуры республики. В основном в этих здания размещались архивы и фонды.

«В Галеевской мечети, я вот сам еще хорошо помню это время, была гостиница «Колхозница» и различные коммунальные службы. Минарет этой мечети также был разобран», – вспоминает Радик Салихов.

Галеевская, или как ее еще называли Пятая соборная, была построена в 1801 году купцом Мусой Мамяшевым. По воле советской власти мечеть закрыли в 1931 году. Ее минарет и невысокая башенка с южной стороны были разрушены, а само здание, построенное в стиле раннего классицизма 18 века, было подвержено серьезной перепланировке.



В 1981 году здание было признано памятником архитектуры, а с конца 90-х годов в нем располагался Российский исламский университет, затем женское общежитие медресе Мухаммадия. В 2015 году после реставрации мечеть была открыта при участии первых лиц государства и мусульманского духовенства.

Закабанная мечеть

В начале 20 века, во время формирования мусульманской общины за пределами татарских слобод, вдали от основных мечетей, было принято решение о строительстве Закабанной мечети.

Мечеть была открыта в 1926 году и едва начав свою работу, подверглась нападкам советской власти. На минарете повесили красный советский флаг а внутри разместили образовательные организации – школу, детский сад и ДОСААФ.

Здание вернули мусульманам лишь в 1991 году. Сейчас красавица-мечеть с высоким минаретом, виднеющимся с другого берега озера Кабан, по-прежнему принимает всех желающих.




Мечеть аль-Марджани

«Мечеть аль-Марджани была единственной действующей в советский период, но это не значит, что она избежала этих всех притеснений. В 26-ом году первый этаж и подвальные помещения были переданы артеле инвалидов «Ирек», – рассказывает историк.

Артель производила различные химические вещества типа клея, лака и краски. Запахи и ядовитые пары от производства проникали в молельный зал. Прихожане требовали закрыть предприятие, но оно продолжало функционировать десятки лет.



Мечеть 18-го века носила несколько названий – Первая соборная, Эфенди, «Старокаменная», Юнусовская.

Розовая мечеть

«Розовая мечеть была передана меховому объединению под культурное учреждение, а потом там разместили профилакторий», – вспоминает историк.

Мечеть была закрыта в 1931 году, а ее высокий минарет был взорван. Своды залов были разрушены, и внутри здание разделили на три этажа.

Мечеть носила несколько названий — мечеть №10, Соборная и Низенькая Бухарская — за небольшие размеры и среднеазиатские мотивы в архитектуре. Построена она была в 1808 году купцом первой гильдии Мусой Апанаевым в память о его покойной дочери Зубайде, рассказывает Салихов.



Сейчас мечеть восстановили, и она вновь принимает верующих, но теперь ее окружает промышленная зона, а не оживленные улицы города, как раньше.

Усмановская мечеть

В 1931 году начинается активная борьба за здание Усмановской мечети. Петиция по передаче объекта рабочим набирает порядка 800 подписей. В 31 году мечеть была закрыта и передана на общественные нужды. До середины 60-х годов здание использовалось для промышленного производства кожгалантерейной фабрики. Затем в нем разместили профтехучилище.

Постановлением союза министров ТАССР в 1981 году здание было признано памятником архитектуры и спустя десятилетие передано мусульманской общине.

Мечеть была построена в 1868 году на средства купца Джиганши Усманова. Многим она известна также как Султановская.

Судьба религиозных деятелей

Вместе с мечетями упразднялись мусульманские общины и имамы, как правило, подвергались репрессиям — их отправляли в ссылку, судили и сажали в тюрьмы.

«Такие действия власти ни у кого не вызывали желания возглавлять общину. Становясь лидером мусульманской общины, человек однозначно обрекал себя на политическое преследование», – рассказывает Радик Салихов.

Даже находясь в составе мутаваллиата (попечительства), верующий оказывался в поле зрения соответствующих органов, и в конце концов это не приводило ни к чему хорошему.

Однако муллы были всегда, и даже хазраты продолжали свою деятельность на протяжении всего советского времени, но только чисто формально. Молодежь  уезжала учиться в Бухару, где существовало узбекское медресе для подготовки священнослужителей.

«В те времена там было небольшое количество учеников. Если в дореволюционное время там учились тысячи человек, потом их стало, может быть, несколько десятков», – объясняет историк.

В целом духовное сословие было уничтожено. К концу 30-х годов тысячи религиозных деятелей томились в сталинских лагерях. Из 13 700 мусульманских приходов России к началу второй мировой войны осталось около ста, да и то находившихся в чрезвычайно тяжелом положении.

Поворот истории произошел в военное время, когда правительство отказалось от административного давления на верующих и пошло на частичные уступки. Сокращение количества храмов не привело к сокращению верующих, а трудности во время войны даже подняли религиозный дух населения, рассказывает Радик Салихов.



Руководители мусульманских религиозных организаций взывали к патриотическому духу единоверцев, призывали оказать помощь в борьбе против общего врага. В мечетях читались молитвы за спасение страны, производился сбор продуктов, одежды и другой помощи.

Постепенно здания мечетей начали передаваться в фонды Министерства культуры, многие были признаны памятниками архитекторы, а в 90-х пошел процесс возвращения религиозных объектов мусульманскому духовенству. К сожалению, не все мечети удалось сохранить до наших дней, часть из них потеряли свой первоначальный облик. Некоторые здания расположенные в Старо-Татарской слободе оказались окружены промышленной зоной. Необходимость в их восстановлении в связи с отсутствием прихожан отпала сама собой.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев