Вчера вечером на сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением народного артиста России и Татарстана, художественного руководителя и главного дирижера оркестра Александра Сладковского открыл 55-й юбилейный концертный сезон.
В сезоне 2020/2021 оркестр отмечает 10-летие руководства Александра Сладковского — именно в 2010 году он был приглашен на пост художественного руководителя и главного дирижера Госоркестра республики, а также уже в октябре собственный юбилей празднует сам маэстро.
Для концерта-открытия было выбрано несколько произведений немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, чей 250-летний юбилей в этом году отмечает весь музыкальный мир: Увертюра «Эгмонт», Концерт для скрипки с оркестром и Пятая симфония.
Как отметил перед началом концерта ведущий — лектор, музыковед, кандидат искусствоведения Ярослав Тимофеев — Бетховен — это первый великий композитор, который в крупной музыкальной форме воплотил идею движения от мрака к свету, причем не словами, а чисто музыкальными средствами.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/20/81f2ff39316022e07b3e22ba60471390ba262161562f163c2a5b2c3ceca1.jpeg)
«После смерти остается музыка»: Увертюра «Эгмонт»
Первым произведением прозвучала Увертюра «Эгмонт», которая соединила двух представителей немецкой культуры — Бетховена и Гете. В основу увертюры положена одноименная трагедия Гете, обратившегося к событиям во Фландрии XVI века, которая пыталась свергнуть власть Испании.
Бетховен в своей увертюре прославляет героя — графа Эгмонта, который борется за свободу и приносит себя в жертву, веря в победу своего народа. Несмотря на то, что Эгмонт погибает, в конце произведения мы слышим вовсе не траурную мелодию. Это радость и всеобщее ликование народа за своего героя.
Слушателям напомнили, что Бетховену было важно верить в идею: несмотря на то, что все люди умирают, после некоторых остается их музыка. И вера композитора оправдалась, потому что и спустя четверть тысячелетия люди приходят на концерт, чтобы услышать его музыку.
«Чисто музыкальное совершенство»: Концерт для скрипки с оркестром
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/20/d865e050ed8399ad28690926ca62f4d43565e3a1af557d3bb5b4a05e3e4a.jpeg)
Вторым произведением программы стал Концерт для скрипки с оркестром. Это концерт, который Бетховен написал для своего друга — виртуозного скрипача Франса Клемента. Считается, что композитор не успел дописать сольную партию, так что Клемент был вынужден часть концерта читать с листа. Возможно, скрипач исполнил между первой и второй частями концерта пьесу собственного сочинения.
И сейчас существуют различные вариации исполнения этого концерта, который, как подчеркнул ведущий, идя через века, отражает как в зеркале каждое следующее поколение. В этом произведении Бетховен не вписывается в рамки официального образа самого себя. Здесь нет концепции, которую можно было бы выразить словами. Это Бетховен, который ищет чисто музыкальное совершенство — и находит.
В этом произведении солировал почетный гость концерта-открытия — лауреат международных конкурсов и один из самых ярких виртуозов нашего времени скрипач Павел Милюков.
«Я безмерно счастлив приезжать в Казань и играть с ГСО РТ и маэстро Сладковским. Я когда-то говорил, что у оркестра все впереди, и это „впереди“, по-моему, наступило. Сегодня ГСО РТ — оркестр высочайшего уровня! Я же еще хочу сказать про глубину чувства, с которыми играет оркестр. После Пятой симфонии я думал не о нотах, а о чем-то гораздо, гораздо более высоком», — поделился после концерта Павел Милюков.
«Четыре ноты, которые изменили мир»: Пятая симфония
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/20/c426444448b61ac3030279286d38125b26ef45769479809ca4231ecb855f.jpeg)
«Сейчас вы услышите четыре ноты, которые изменили мир. Это единственная мелодия, которую каждый узнает даже без нот и без звучания. Если мы увидим на бумаге буквы „та та та та“, мы сразу поймем, о чем идет речь», — таким вступлением подготовили слушателей к третьей части концерта — Пятой симфонии Бетховена.
В отличие от «Эгмонта», в Пятой симфонии нет сюжета. Это чистая музыка, в которой путь от мрака к свету осуществляется только музыкальными средствами.
Бетховен принес в мировую музыку идею развития — то, что на языке классической музыки называется симфонизмом. Он подарил музыку, в которую встроен вечный двигатель, объяснил Ярослав Тимофеев.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/20/809343b69f9fdcb96c0769f3a96fbadfe7a3cd8d52baddb1c000226c08cd.jpeg)
«Мы так ждали этого дня. Мы вам очень признательны за вашу любовь, за вашу верность! Спасибо вам за то, что дождались, мы сегодня по-настоящему счастливы!» — признался Александр Сладковский после исполнения Пятой симфонии, а затем объявил, что слушателей ждет сюрприз.
Погас свет, и, освещенный лишь крохотными огоньками, оркестр исполнил Арию из оркестровой сюиты № 3 ре мажор И. С. Баха.
Из-за коронавирусных ограничений концертный зал был заполнен только наполовину, но благодарные слушатели одарили музыкантов аплодисментами такой силы, словно здесь присутствовало не менее чем два зала.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/20/5c3dcf164f5f8aa5b4a849e63c25fff5ea4bd7d2f4d1d762f91d146bb8c9.jpeg)
В новом сезоне ГСО РТ исполнит более 15 премьерных произведений, в числе которых Симфония № 5 А. Чайковского, Вариации на тему Й. Гайдна для виолончели с оркестром Э. Денисова, «Танцы из Галанты» З.Кодаи, Концертные вариации для оркестра А. Хинастеры и другие.
ГСО РТ под управлением Александра Сладковского продолжит выступления в рамках собственного абонемента в Московской филармонии. В сезоне 2020/2021 в рамках абонемента под номером 22 состоятся три концерта: 16 октября 2020 года, 16 января и 25 мая 2021 года. Оркестр исполнит произведения С. В. Рахманинова, К. Сен-Санса, а на концерте 25 мая, где вместе ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступит народный артист Башкортостана и Татарстана Ильдар Абдразаков, прозвучат арии и увертюры из итальянских и французских опер.
Весной 2021 года ГСО РТ под управлением Александра Сладковского проведет концерт-презентацию бокс-сета «Рахманинов. Белая Сирень» — симфонические произведения С. В. Рахманинова, запись которых проходила с 17 по 22 августа 2020 года на престижном лейбле Sony Classical.
Нет комментариев-