Альберт Изаилович, как в Татарстане регулируется деятельность беспилотных летательных аппаратов?
А.С.: Общий порядок выполнения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации устанавливается рядом нормативно-правовых актов. Ключевым документом здесь является Воздушный кодекс РФ. С него начинаются правовые основы полетов беспилотных воздушных судов.
Нормы, регламентирующие правой статус беспилотников, появились в Воздушном кодексе РФ сравнительно недавно, когда был принят и вступил в силу федеральный закон от 2015 года «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов». Это так называемый «закон о беспилотниках».
Законодатель установил, что такое «беспилотные воздушные суда», «экипаж беспилотника», «регистрация судна».
Как происходит учет и регистрация беспилотников?
А.С.: Изменения в Воздушный кодекс РФ были внесены в 2015 году. Только через четыре года постановлением российского Правительства были утверждены Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов. Документ был подписан в мае текущего года. Полномочия по регистрации отданы Росавиации.
Документ вступает в силу 1 октября этого года. Таким образом, с октября владельцы беспилотников массой от 250 граммов до 30 кг в течение 30 дней должны подать заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет в Приволжское межрегиональное территориальное управление Росавиации, которое находится в Самаре. Оно рассматривает обращение и после постановки на учет уведомляет об этом владельца.
Сложно ли получить разрешение для выполнения полетов?
А.С.: Полеты беспилотных воздушных судов отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски беспилотников, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством России.
Полеты беспилотных воздушных судов производятся на основании разрешения, чтобы его получить, нужно представить план полетов. Для получения разрешения на полеты в Казани есть дополнительный перечень документов. Должно пройти согласование полета в татарстанских управлениях ФСБ, Росгвардии, МВД по РТ и Татаэронавигации. На все процедуры до получения разрешения на легальный полет может уйти 15 дней.
Поэтому в Татарстане создана Ассоциация пилотов беспилотных летательных аппаратов, которая помогает владельцам дронов на законных основаниях получить разрешение на полет по упрощенному варианту. Причем в России подобной организации нет.
А.Г.:Зарегистрировавшийся в ассоциации пилот беспилотника может получить разрешение за день до полета на сайте. Всю остальную работу ассоциация делает за пилота.
Алексей Викторович, расскажите подробнее о деятельности Ассоциация пилотов беспилотных летательных аппаратов и сервисе для регистрации полетов.
А.Г.: Цель работы ассоциации – безопасность полетов, легализация и упрощение получений разрешений на полеты беспилотных летательных аппаратов. Сегодня чтобы запустить квадрокоптер хоть на метр, необходимо получить разрешение. Сроки его получения в обычном порядке колеблются от 15 до 24 дней. Это очень много, учитывая, что погода может поменяться.
Благодаря Президенту Татарстана Рустаму Минниханову, Совету по предпринимательству при Президенте РТ, а также слаженным действиям всех ведомств в Казани на сегодня удалось решить главную проблему легального применения беспилотников – получение разрешений на выполнение полетов в пределах города.
То есть ассоциация разработала уникальный сервис, не имеющий аналогов в России. С его помощью владелец квадрокоптера или авиамодели может накануне зарегистрировать свой полет нажатием пары кнопок. Сервис был запущен в августе прошлого года. До этого, в 2016 году, мы обратились за помощью в Совет по предпринимательству при Президенте РТ. Проходило много обсуждений, дискуссий со всеми ведомствами, в итоге разработали комплекс мер по взаимодействию.
Из-за длительности получения разрешения люди не могут испытывать свои разработки, а дети из авиамодельных школ вообще самостоятельно не могут пройти всю процедуру. Ассоциация помогает развивать авиационную отрасль в республике, инновационные разработки, способствует обучению детей авиамоделизму.
Мы регулярно получаем обращения из различных регионов России с просьбой наладить взаимодействие и реализовать наш опыт в других городах и субъектах страны.
Сколько сейчас пилотов зарегистрировано в ассоциации и много ли совершено полетов?
А.Г.: В Ассоциации пилотов беспилотных летательных аппаратов РТ зарегистрированы более 350 пилотов, зафиксировано свыше 2,5 тыс. легальных полетов. Пилотами ассоциации являются представители не только России, но и таких стран, как Франция, Турция, Норвегия, Казахстан и Италия. Активные пользователи – около 170 пилотов, в основном из Татарстана. Среди них – «киношники», блогеры, представители практически всех республиканских ведомств, средств массовой информации.
Очень много поступает обращений от туристов, которые хотят приехать в Татарстан на отдых и сделать красивые снимки, чтобы потом выложить их в соцсетях. Можно сказать, что наша деятельность способствует развитию туризма.
В пиковые дни над Казанью совершается около 50 полетов беспилотников. Это праздничные дни, выходные, особенно – с пятницы по воскресенье. Если в одной точке регистрируют больше одного полета, то приходит уведомление с номерами телефонов, чтобы люди могли созвониться друг с другом, поскольку речь идет о безопасности полетов.
В каких районах Татарстана доступны зоны для легальных полетов? Планируется ли расширение?
А.Г.: Хотим расшириться на весь Татарстан, потому что обращаются, например, из Закамской зоны, из различных городов регионов России. На сегодня помимо согласованных зон в Казани вышли в Верхнеуслонский, Высокогорский, Лаишевский, Зеленодольский, Камско-Устьинский районы. Планируем расширяться на Алексеевский район, Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны, Бугульму. Сейчас активно идут переговоры.
После регистрации и получения разрешения как отслеживается полет беспилотника?
А.Г.: У нас есть диспетчерская служба, которая занимается отслеживанием полетов. Плюс есть доступ к нашему сервису у ФСБ, МВД и Росгвардии. Они тоже могут увидеть, где летает беспилотник. Кроме того, есть доступ у пилотов вертолетов.
Есть внутренние правила ассоциации, каждый пилот под ними подписывается. Если он вылетает за легальные зоны и это обнаруживается, то мы его можем исключить из ассоциации за нарушение.
В восемь вечера вся информация, включая фамилию, имя, отчество пилота, зону и время полета, уходит в МВД, ФСБ и Росгвардию. Они сверяют, согласован ли полет, находится ли беспилотник в легальной зоне. Хотел бы отметить взаимодействие этих ведомств. Например, нам сообщают, в какой день лучше не летать, мы оповещаем наших пилотов, на карте, где указаны легальные зоны полетов, ставим ограничения времени. Пилоты относятся с пониманием.
Альберт Изаилович, какие существуют факторы риска, связанные с запуском беспилотников?
А.С.: Любой полет беспилотника связан с риском для граждан, других участников полета. Поэтому для безопасности полетов необходимо получить разрешение. Вес аппарата – 450 грамм, скорость 150 – 200 км/час. Если полет осуществляется без разрешения, то другие участники не будут знать, что запущен дрон. Представьте, если в эту зону залетит вертолет. При их столкновении может случиться катастрофа. А виноват будет тот гражданин, который не получил разрешение.
При полете нужно вести визуальное наблюдение за аппаратом. Беспилотник должен летать там, где мало людей, потому что в случае его падения могут возникнуть травмы.
Какие административные меры предусмотрены за полеты дронов без разрешений?
А.С.: За нарушение правил использования воздушного пространства на владельцев беспилотников возлагается административная ответственность по статье 11.4 КоАП РФ. В частности, на граждан накладываются штрафы в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
А.Г.: С конца июля штрафы за данное нарушение выросли в десять раз. Сам аппарат стоит от 40 тыс. рублей до 150 тыс. рублей и выше. Получается, что нарушитель заплатит штраф почти равный стоимости аппарата.
А.С.: В 2018 году в республике было зафиксировано 20 случаев полетов без разрешений. В этом году выявлено только шесть нарушителей. И это не татарстанцы, а приезжие.
Мы стараемся работать на опережение, то есть для нас главное – провести профилактику, беседы, консультации. Ведь есть люди, которые покупают беспилотные летательные аппараты, но даже не знают, что нужно подавать заявки на полеты.
В Татарстане обучают управлению беспилотниками?
А.Г.: Есть планы создать при Ассоциации пилотов беспилотных летательных аппаратов РТ своеобразную школу для обучения управлению дронами. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Хотим организовать такие курсы. У нас как раз одно помещение проходит экспертизу по пожарной безопасности. Составляем правила, будем подавать документы.
Ассоциация уже сейчас помогает всем заинтересованным лицам проводить полеты беспилотников. Устраиваем совещания, собрания, но, конечно, этого мало. Необходима школа, куда бы человек любого возраста мог прийти и получить знания по законности полетов.
А.С.: Беспилотники – это наше будущее, поэтому важен вопрос законности полетов. Необходим закон об обучении внешних пилотов. Почему происходят нарушения, связанные с полетами беспилотников? Их владельцы не обучены, то есть их научили кнопку нажимать, а законы они не знают. Нормативная база по выполнению полетов беспилотников пока достаточно слаба. Если бы были соответствующие курсы, то в программе было бы заложено изучение воздушного законодательства.
Нет комментариев-