«Живой баттл» – формат, выросший из дебатов, но более жесткая его форма дискуссий. Мероприятие проходило в три раунда, каждый спикер мог высказываться в течение двух минут. В качестве оппонентов на баттле в резиденции креативных индустрий «Штаб» выступили доктор технических наук, заслуженный профессор КФУ, заслуженный деятель наук Татарстана Юсуф Азимов и член президиума, депутат горсовета Набережных Челнов, руководитель СПП «Проминдустрия» Николай Атласов.
Николай Атласов выразил мнение, что в Татарстане раздельный сбор мусора можно вводить хоть завтра, а Юсуф Азимов, напротив, отметил, что республика сможет перейти на раздельный сбор мусора лишь в течение 2-3 лет и то где-то на 80 – 90 процентов. При этом, по его мнению, требуется наладить механизм сборки. В течении двух часов дискутировали на данную тему, решая, чья точка зрения наиболее совпадает с реальностью.
По статистике, по словам спикеров, 50 процентов россиян беспокоит экологическая ситуация, 20 процентов прилагают какие-то усилия для того, чтобы помочь решить ситуацию. 79 процентов главной проблемой назвали инфраструктуру, 83 процента говорят, что им не хватает информации. Восемь процентов населения ведет раздельный сбор мусора, а 6 процентов сдают в утилизацию батарейки.
– Я руководитель предприятия, которое перерабатывает отходы в городе Набережные Челны и регионах Закамья. Со всей республики к нам поступает вторсырье на переработку. Я считаю, что действительно мешает отсутствие инфраструктуры в жилых домах. Ее пока нет, и мы обязаны ее создавать, – отметил Атласов.
Он также поделился своей статистикой – 70 процентов челнинцев утилизируют мусор, соблюдая все правила.
«Мы уже два года при поддержке администрации Набережных Челнов проводим раздельный сбор отходов, установили в контейнеры для раздельного сбора мусора, и где мы их установили, там везде активно граждане включаются в процесс», – рассказал он.
Юсуф Азимов считает, что большинство людей, вопреки статистике, положительно относятся и готовы к раздельному сбору отходов, а несознательных граждан нужно наказывать. Важно только создать условия для этого процесса.
– Я действительно считаю, что года через два мы сможем основную массу отходов превратить в доходы, большую часть отходов перерабатывать и на мусорные полигоны переносить только то, что может рекультивироваться, – высказал свое мнение Азимов.
По его словам, нужно опираться на мировой опыт, и тогда Татарстан может стать пионером во внедрении сбора на самом высоком эстетическом уровне.
– Существую механизмы стимулирующие раздельный сбор отходов, и эти механизмы известны. Не надо изобретать велосипед. Перед нами страны Азии этим давно уже занимаются. Есть несколько моментов, которые помогли бы нам сблизить и власть, и общество, и бизнес для решения этих задач. Первое — мы должны понимать, что это касается всех нас, нужно внедрять стимулирующие факторы для населения. У нас есть два людских позора — это гора-свалка в Казани и свалка под Набережными Челнами. Это не сделал какой-то дядя Вася, каждый вложил свой кусок в эту гору, – высказал свое мнение Николай Атласов.
Если говорить о зарубежном опыте, то в Италии есть календарь, который помогает людям ориентироваться, какой мусор выставлять сегодня на улицу. Приезжает машина и конкретный мусор забирает. Но существует нюанс, что человек может опоздать, машина уедет, и его оштрафуют. А еще мусор выкладывают в специальных пакетах, которые достаточно дороги и за использование других пакетов на жителей накладывают серьезный штраф.
Рассуждая на горячую тему, эксперты сформулировали еще один вопрос — как быстро люди смогут поменять свои привычки?
– При советской власти очень четкий механизм был, так называемая залоговая цена. Умудрялись покупать бутылочку лимонада допустим за 25 копеек, а бутылку сдавать обратно за 20 копеек, то есть лимонад стоил 5 копеек. Сегодня во многих странах залоговая цена работает. Особенно сейчас нужно обязательно внедрить залоговую цену на отходы 1 и 2 категории опасности – батрейки или лампы, – отметил Юсуф Азимов.
Профессор также считает, что рост цен на макулатуру уже дал свои плоды — в мусорных баках, сейчас очень мало бумаги. Но даже если решить проблему с раздельным сбором мусора, наверняка, существуют какие-то минусы и подводные камни, отметил он. На эти вопросы ответил один из оппонентов.
– Макулатура перерабатывается до 6 раз, далее, когда в ней не останется целлюлозы, ее прессуют и делают шпули. Полиэтиленовые отходы полимеров можно переработать как минимум два раза. Стекло – это минерал, его сколько не плавь, не потеряет свойств. Европейский опыт подсказывает до 80 процентов отходов можно перерабатывать и только 20 процентов – это сложные комбинированы составы, которые нельзя растворить. Эти отходы нужно либо захоранивать на полигонах ТБО, либо уничтожать термическим путем. К примеру, в Европе сжигающие заводы закупают такой мусор и производят из него энергию, – поделился Николай.
Также бытует мнение, что в сельской местности нецелесообрацен раздельный сбор мусора. Юсуф на личном примере опроверг этот факт, рассказав, что там это давно запущенный механизм.
– На селе это хороший вариант. Для сельского жителя бедой являются полимерные отходы, которые не могут быть утилизированы. А все остальное – это возможность получения гумусных удобрений. То есть в сельском хозяйством это не должно быть проблемой. Проблемой является вывоз тех отходов, которые жители сами не могут утилизировать, которые составляют буквально 10-15% отходов, – рассказал он.
Многих сейчас интересует вопрос — как же будет производиться раздельный сбор мусора в Татарстане. Представитель Министерства строительства РТ, начальник отдела обращения с отходами Рустем Богданов поделился, что скорее всего будет введена американская система сбора в два контейнера: в один из них будут помещаться те компоненты, которые востребованы на рынке переработчиков ТБО, а в другой влажные пищевые отходы.
– В ближайшее время ожидается приход регионального оператора на территорию Республику Татарстане. Территориальной схемой рассмотрено, что в республике будут выбраны 2 региональных оператора по западной и восточной зоне деятельности. Конечно же, принимать решение о том, какая система будет реализована, невозможно самостоятельно без участия наших региональных операторов. Им привлекать их инвестиции и им реализовывать систему обращения с твердыми бытовыми отходами, – рассказал Богданов.
Существует мнение, что качество вторсырья будет выше, если органика будет собираться отдельно, заявили спикеры. Органические отходы отдельно собираются и за рубежом. Если материал не загрязнен органикой, то не будет образовываться свалочный газ.
– Минстрой сказал, что нужно два контейнера, но это неправильно. Органика должна быть чистая, зачем ее смешивать с памперсами и тому подобным? Я органику полностью отделяю, помещаю ее в нижний отдел морозильника, у меня в ведре никакого запах нет, никакой жижи вонючей. Бумага, баночки из-под йогурт все отдельно собираю, – отметил общественник Антон Голубков.
Но насколько казанцы готовы к планам государства? «Штаб» провел социальный опрос, на котором выяснилось, что лишь 7,5 процентов граждан регулярно сдаю вторсырье в пункты приема, а 42 процента даже не хотят этим заниматься. Более того, Казань находится на одной из последних позиций в рейтинге Greenpease среди городов, в которых удобнее всего вести раздельный сбор мусора. На 1 месте рейтинга оказался Саранск, но, чтобы там увеличить сбор вторсырья до 16 процентов, потребовалось 5 лет и властям пришлось серьезно вложиться в инфраструктуру.
Директор ООО «Поволжская экологическая компания» Ольга Гудимова призвала всех задуматься: для чего мы хотим собирать мусор раздельно? Понятно, что на первом месте стоит вопрос экологии, а на втором экономика.Но мы упускаем тот момент, что нужно затратить огромное количество электроэнергии и химикатов, чтобы получить на выходе какую-то продукции. К примеру, первичное стекло изготовить дешевле, чем переработать.
– Мы морфологический состав отходов (анализ – прим. ред.) делаем каждый месяц — 5 процентов отходов в настоящий момент подлежит переработке. Куда девать все остальное? – отметила Гудимова.
Участник общественного движения за раздельный сбор мусора Гульназ Смирнова, отмечает, что только мусор, собранный в местах образования, дает увеличение количества вторсырья и нужно как можно раньше, активнее и жестче вводить раздельный сбор среди населения.
– Саранск в течении 5 лет пришел к 16 процентам сбора вторсырья. У нас в Казани 8 процентов, при том что, в Казни обеспеченность инфраструктурой для РСО 1 процент, в Саранске 80%. Поэтому рассчитывать, что можно одними уговорами дождаться от населения раздельного сбора мусора невозможно.
Конечно же, на баттле обсудили и возможности построить бизнес на отходах. Николай Атласов рассказал, что ниша вторсырья еще не заполнена. Только ледянок из вторичной полимерной гранулы за зиму было продано на 10 млн руб. А кроме ледянок, есть еще ведра, тазы и другие популярные в быту предметы. Он также отметил, что в Челнах есть и мощности по переработке органических отходов, но пока что они находятся в режиме пуска наладки.
– Уже получены опытные образцы из того, что течет в канализации. Люди вложили туда деньги и сейчас будут получать методом пиролиза конечный продукт. Это технический активированный уголь и плюс жидкое топливо, которое прекрасно горит, – рассказал он.
Подводя итоги «Живого баттла» оба оппонента остались при своем мнении, но каждый подчеркнул что-то новое для себя.
– Все, что говорилось, нужно выразить в конкретных решениях, конкретных действиях. Прежде всего надо вернуться к составлению региональной программы, которая определит все позиции, экономические, социальные, по операторам и так далее. Нужны комиссии по экологии, политологи, чтобы начать конкретику. Год экологии проходит, а мы, как говорил Аркадий Райкин — ни в одном глазу, – поделился Азимов
По итогам трех раундов прошло голосование, где участники выбрали, какая из сторон показалась им убедительнее. В результате дискуссий Николай Атласов набрал наибольшее количество сторонников, опередив своего оппонента на 4 голоса.
Нет комментариев-