У соседей в Уфе только начал сходить на нет скандал из-за иллюстраций художницы Алены Савельевой, которая изобразила обнаженных людей в национальных башкирских костюмах. На фоне происходившего обсуждения многие жители Башкирии открыли для себя нового художника — Гульнару Фаляхову. Она татарка из пограничного с Татарстаном городка Октябрьский.
Воздушные, струящиеся и парящие герои ее иллюстраций — некий ренессанс в изображении мифических, тюркских персонажей. Автор работ широкой публике стала известна лишь в родной Башкирии, а после иллюстраций в детских книжках и за ее пределами.
«Как говорится, куда бы ты не пошел, ты везде художник»
Гульнара, расскажите о себе, как вы начали рисовать?
Все идет с детства, мне было чуть больше 5 лет, когда я поняла, что мне нравится рисовать. Уже в садике родителям говорили: «Хорошо бы отдать вашу дочь в школу». Но мне это не нравилось, я ходила в школу пару дней и бросала. А как правило, если у тебя есть интерес к чему-то, то у тебя и хорошо получается, как говорится, куда бы ты не пошел — ты везде художник. А далее я отучилась в педуниверситете на художественно-графическом факультете.
Как называете свой стиль?
Если честно, я не знаю. Тем более я люблю пробовать разное. Как педагогу мне приходится осваивать разные материалы, техники. В последнее время я рисую в цифровом варианте, так получается удобнее и быстрее. Хотя сама больше люблю графику. А где-то мне даже говорят, что я неплохой цветовик.
А кто ваша семья, откуда корни? Откуда в ваших рисунках национальные мотивы — башкирские и татарские?
Башкирские и татарские иллюстрации у меня от того, что я в деревне познакомилась с этой культурой. Я из Башкирии — Октябрьский, на границе с Татарстаном, сама татарка. В нашем городке больше проживает татар и русских, очень мало башкир. Но, так как мы живем рядом, впитываем в себя разные культуры.
Мы, городские жители, говорим на русском, а когда ты приезжаешь в деревню, то с тобой говорят уже только на татарском — это совершенно другой мир! Это деревня, где есть печка, сказки у скамейки, приглашают муллу, устраивают застолья. Когда уже бабушки не стало, мы перестали ездить в деревню, но, наверное, осталась тоска по тем временам и поэтому хочется рисовать именно близкие себе этнические мотивы.
Мы знаем, что вы рисуете также иллюстрации для детских книжек, это сложнее, чем написать картину и передать свои мысли для взрослой аудитории?
Мне кажется, нет. Когда ты рисуешь иллюстрации для книжки, то ты вдохновляешься самим произведением. Вдохновение, идеи зависят от того, где ты будешь их черпать и что ты хочешь донести. Бывает сложнее переходить от одного к другому, в плане техники.
«В последнее время хамское и пошлое — считается модным»
Имеет ли в наше современное время право любой художник выражать свою «свободу мысли» на холстах?
Это зависит от самого художника, есть ли у него внутренний цензор. По мне так это ответственность! Я несу ответственность за то, что я произвожу, какой осадок останется у зрителя от моей картины, станет ли он лучше, добрее, светлее, какие эмоции у него будут. Нам важно, какую мы едим еду — полезную и вкусную? Мы должны задавать себе вопрос «Для чего?» И также художник — он просто выплеснул свои эмоции или все-таки несет какую-то миссию, что-то хочет донести, рассказать?
Например, недавняя травля девушки из Башкирии Алены Савельевой (изображала обнаженных людей с традиционными башкирскими элементами одежды и орнаментами), люди разделились на два лагеря. Как лично вы относитесь к этому? Девушка выплеснула свои мысли и эмоции и это нужно воспринимать как искусство, а не искать в них национальную подоплеку?
Эта тенденция прослеживается не только за Аленой, многие считают, что мы отсталые, не развиваемся. Мы часто сопоставляем себя с западом, но вместо того чтобы учиться у него любить и развивать свою культуру, мы берем и просто копируем их. Они ведь ее транслируют, рекламируют. А мы стыдимся своей и пьем чужую. Получается подмена понятий, мне кажется, это неправильно.
Также в последнее время хамское и пошлое считается модным! Это уже давно идет и прослеживается. Почему это считается прогрессивным? Непонятно… Тогда можно сказать, что первобытные времена — тогда это тоже был прогресс? Для меня искусство — это функция врачевания души! И хотелось бы процитировать Льва Толстого «Искусство — это когда один человек передает чувства другому человеку». Через чувства мы попадаем прямо в сознание. Художник имеет большую силу воздействовать прямо на подкорку своим искусством, а что туда попадает?..
В этом случае стоит говорить о том, что популизм — это хорошо?
Алена в таком ключе видит развитие, и в каком-то смысле она понятна. В то же время я понимаю ее попытку, почему она это делает. С другой стороны, есть общество, которое не развивается, застряло в старом, законсервировалось, нет нового, и у нее возник своего рода протест. Это две стороны и две крайности, нет золотой середины.
Вообще популизм в национальной культуре должен быть? В башкирской, татарской… Пушкинский музей делает сувениры в виде носков с Давидом. У Met есть великий бал Met Gala, а в Лувре поет Бейонсе…
Это тоже должно развиваться, но нужно знать чувство меры! В этих действиях должна быть красота.
Как вы думаете, после пандемии стоит ждать нового внимания к художникам и их проектам?
Если художники буду развиваться и вносить что-то новое — да! Художники могут быть незаметным пластом, но он играет большую роль, оказывает влияние на других творцов. Визуальный образ сейчас востребован везде. Кажется, что слово художник ассоциируется с галереей и музеем, на самом деле художники — это люди, которые создают образ. Например, я рисую работы и мне актеры, музыканты, танцоры пишут: «Мы вдохновились».
Рисуете ли вы картины на заказ?
Как правило, нет. Я не люблю писать чужой образ, залезать в чужую голову. Если только фантазирую по книжке, например.
Проходят ли у вас выставки? Намечаются ли в ближайшее время?
Бывают, когда успеваю. Основная выставка работ — это страница в Instagram. Предложения есть, но, как правило, я отказываюсь из-за отсутствия времени, так как я еще увлекаюсь войлоком и валяю костюмы.
Не приглашали ли вас с выставкой в Казань?
Нет. Возможно, меня еще в Татарстане не знают. Хотя ваша республика очень открытая, к нам приезжали ваши художники, и мы познакомились. У меня есть желание съездить с ними на пленэр!
Автор: Серафим Сайфуллин
Нет комментариев-