Непринятая татарской интеллигенцией «Зулейха» стала башкиркой в спектакле Айрата Абушахманова
К роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» было много претензий, среди которых встречались искажение деревенской жизни, претензии к образу матери, изображенной через свекровь главной героини Упыриху, и даже предательство татарской нации, выразившееся в том, что сын Зулейхи — Юзуф взял себе русское имя и фамилию убийцы своего родного отца. К тому же Яхину обвинили в фактических неточностях, особенно в главах, которые посвящены татарской деревне.
В итоге интерпретация произведения казанской писательницы на сцене режиссером из Башкортостана оказалась куда более гуманистической. Режиссер Айрат Абушахманов технично ушел от проблемы неприятия романа представителями татарской общественности и создал историю, которая рассказывает о Зулейхе как о башкирской женщине.
Актриса Башкирского академического драмтеатра Ильгиза Гильманова, которая исполнила главную роль в спектакле, появилась на сцене в традиционном башкирском костюме, который сразу снял все противоречия, связанные с татарской частью романа. Спектакль и роман стали своего рода гимном матери, которая готова на всё ради спасения сына, а главной темой, которая там поднималась, по мнению критиков, стали антитоталитаризм и ужас репрессий, которые не должны повторяться в будущем.
Постановщики создали сильный спектакль, который изображает судьбу страны через образ деревенской женщины, и пока татарская интеллигенция критиковала роман Гузель Яхиной и главную героиню, деятели Башкирского академического драмтеатра им. М. Гафури представили его на сцене, но теперь Зулейха явилась зрителям в образе башкирской женщины, а не татарской.
Аутизм, истории о неблагополучных семьях, суицид и откровенные сцены в театре юного зрителя им. Кариева
В Татарском театре юного зрителя им. Кариева прошла театральная лаборатория под названием Tamga («Печать»). Во время лаборатории, которая обычно проходит в течение недели, представляют лишь эскизы спектаклей, то есть за вечер зрители могут посмотреть сразу несколько набросков постановок. Впоследствии они могут быть отбракованы или превратиться в полноценный спектакль, поэтому площадка лаборатории создана скорее для экспериментов, после которых обычно проходит обсуждение произведения с аудиторией.
«Эскиз в какой-то степени наметка на спектакль. В эскизе начинает работать больше зрительское воображение, а подобные лаборатории — хорошая прививка как для театра, так и для публики», — отметил постановщик из Норильска Тимур Файрузов.
Участники-режиссеры Tamga из Москвы, Уфы и Норильска представили на казанской сцене свои размышления на тему аутизма в эскизе спектакля «Умник», рассказали об отношениях сына и непутевого отца, совершившего самоубийство, в постановке «Мой папа Питер Пэн», а также неблагополучной семье, подростковом алкоголизме, курении и постельных сценах в «Молчанке».
«Если после просмотра у детского зрителя возникает любопытство к сексу и алкоголю и если он к этому стремится потом, то надо изучать, почему спектакль это вызывает. Если же постановка сделана мастерски и является профилактикой алкоголизма и сексуальных извращений, то это полезная постановка с точки зрения личности», — прокомментировал кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.
Несмотря на одобрение зрителей, один из спектаклей подвергла критике литературовед КФУ Миляуша Хабутдинова. Она посчитала, что эскиз — это плод дурновкусия режиссера и актеров, участвовавших в нем.
«Тут мы погружаемся в беспросветную тьму. Я не согласна со зрителями, которые одобряют показ постановки с целью того, чтобы показать, как живут в неблагополучных семьях», — прокомментировала Хабутдинова.
Литературовед КФУ даже написала открытое письмо Президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой проанализировать постановки экспериментаторов лаборатории. «Прежде чем написать письмо Президенту, я обращалась к министру культуры, однако получала отписки. Считаю, что государство должно вмешаться», — добавила литературовед.
Первый международный студенческий театральный фестиваль в Татарстане и молодежные вторники театра Камала
В интернациональной театральной школе театра Камала приняли участие творческие коллективы Казанского театрального училища и КазГИК, Азербайджана, Казахстана, Венгрии, Башкортостана и Республики Саха (Якутия). К слову, начинающие уфимские артисты представили спектакль по мотивам башкирского эпоса «Акбузат», а артисты из Казахстана — спектакль «Каракоз» по пьесе Мухтара Ауэзова.
Помимо показов спектаклей программа включала мастер-классы от ведущих педагогов театрального искусства России.
«Это уникальный фестиваль. Мы все должны это понять и оценить. Существует очень много фестивалей, посвященных театральным студиям, но это единственный форум, который собирает национальные театральные школы», — сказал главный режиссер театра Камала Фарид Бикчантаев.
Театр Камала презентовал в 2019 году еще одну новинку — проект «Молодежный вторник», во время которого представили три спектакля: «Туман» Гузель Сагитовой в постановке Фарида Бикчантаева, «Парковка» Сюмбель Гаффаровой в постановке Олега Кинзягулова и «Двери» Эндже Гиззатовой в постановке Рамиля Гараева. Все пьесы являются победителями конкурса и лаборатории «Новая татарская пьеса». Спектакли отыграли один за другим, а в антрактах зрители оценили выступления молодых татарских групп, инсталляции, а также поучаствовали в лекциях и обсуждениях постановок вместе с творческой группой театра.
Нурбек Батулла написал заявление об уходе из Кариевского театра и занялся свободным творчеством
Известный хореограф, танцовщик и обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла ушел с должности хореографа Кариевского театра, где проработал три года, из-за желания быть в свободном творчестве.
«Я не считаю, что я ушел, остаюсь в Татарстане. Если позовут на интересные проекты с хорошим режиссером, почему бы не работать с Кариевским театром. Штатным хореографом приходилось ставить всё: нравится — не нравится. Жизнь дается один раз — хочу работать в хороших проектах», — пояснил Нурбек Батулла.
Танцовщик собирался уйти, но считал неправильным оставлять театр в упадочном состоянии. А на сегодняшний момент театр на подъеме, и оставлять его хореографу не стыдно.
За время свободного плавания Батулла принял участие в постановке хореографии спектакля «Щелкунчик» по произведению Гофмана, сказки «Тан Батыр» режиссера Олега Кинзягулова и представил проект «Дэрдменд» с главрежем казанского ТЮЗа Туфаном Имамутдиновым, во время которого танцовщик вымазался своей собственной кровью, и перформанс ÖTÜKÄN с участием татарской поэтессы Йолдыз Миннулиной.
Увольнение с поста главного режиссера театра им. Тинчурина Рашида Загидуллина
В татарском национальном театре им. Тинчурина с поста главного режиссера сняли Рашида Загидуллина, который проработал на должности главрежа около 26 лет. С 5 сентября срок трудового контракта его истек, и министр культуры РТ Ирада Аюпова на встрече с прессой заявила, что министерство планирует отказаться от должности главного режиссера в театре им. К. Тинчурина на два года, чтобы дать возможность актерам играть в разных спектаклях под руководством разных режиссеров. На данный момент выпуском постановок в театре занимается ученица Загидуллина Резеда Гарипова.
«Вопрос не в качестве режиссуры, а в том, что в Тинчуринском театре главреж выступал также в качестве сценариста и художника-постановщика. Но важно, чтобы у каждого направления было профессиональное представительство и творческое разнообразие в части режиссерского видения», — сказала министр культуры РТ Ирада Аюпова.
Спустя некоторое время Рашид Загидуллин подал в суд на Минкульт РТ и потребовал восстановить его в должности и компенсировать моральный ущерб. Иск, который он подал, приняли к производству 15 октября.
На встрече с творческой и рабочей группой театра им. Тинчурина, связанной с уходом Загидуллина, заместитель министра культуры РТ Ленар Хакимзянов отметил: «Зритель постепенно меняется, и, чтобы его привлечь, театру нужно развиваться и ставить не только классические произведения, но и современные спектакли».
Рашид Загидуллин работал в театре с 1993-го по сентябрь 2019 года. За время своей деятельности он поставил такие спектакли, как «Итил суы ака торур» по историческому роману «Итиль-река течет» Нурихана Фаттаха, «Угасшие звезды» по произведению Карима Тинчурина, «Башмачки» Тази Гиззата и многие другие. Предыдущий сезон театра закрылся его музыкальным спектаклем по пьесе Тази Гиззата «Башмагым JAZZ».
Два актера ушли из жизни во время спектаклей на сцене казанского ТЮЗа
Арсений Курченков в возрасте 42 лет скончался во время постановки «Бал.Бесы», а ведущий актер Казанского ТЮЗа, заслуженный артист РФ, народный артист РТ Александр Купцов скончался во время постановки «Маленький принц». 25 февраля ему должно было исполниться 65 лет.
Курченков исполнял роль Степана Верховенского в постановке «Бал.Бесы», и его последними словами за десять минут до завершения спектакля стала цитата из роли. Артист начал свою карьеру в казанском ТЮЗе около 23 лет назад с главной роли в спектакле «Соловей». После этой роли он стал работать в театре юного зрителя, и режиссеры делали на него репертуар. Он был задействован во многих спектаклях, в том числе «Выстрел», «Капитанская дочка», «Здравствуйте, я ваша тетя», играл главную роль в «Женитьбе Бальзаминова».
Прославился заслуженный артист Татарстана Арсений Курченков не только своими ролями в спектаклях, но и написанием песен и созданием музыки. Ему также принадлежала идея нового формата общения со зрителем, которая появилась в ТЮЗе в прошлом сезоне, — квартирные концерты, или квартирники, которые проходили в репетиционном зале. Он был их инициатором, вдохновителем и организатором.
Вслед за ним во время спектакля ушел из жизни ведущий актер казанского ТЮЗа, заслуженный артист РФ и народный артист РТ Александр Купцов. Шестого ноября он отыграл свою последнюю роль Короля в постановке «Маленький принц», которая была создана по произведению французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
После своей сцены актер отправился в свою гримерку, где ему стало плохо. Его коллеги вызвали «Скорую помощь», которая не уже не смогла помочь: он скончался, не дождавшись последних аплодисментов в свой адрес.
Александр Иванович Купцов родился 25 февраля 1955 года в Казани. В 1979-м окончил Казанское театральное училище и с этого же года начал служить в Казанском государственном театре юного зрителя. Как только он стал работать в театре юного зрителя, то сразу начал играть возрастные роли. Например, в спектакле «Шишок» он играл главную большую роль домового. Одна из его известных ролей была в спектакле «Погром» — он играл татарина Байруллу. Но играл он не только на театральной сцене, но и в кино, например в сериале «Неотложка», драме «Зулейха» по пьесе Гаяза Исхаки, фильме «Собака» и ряде других произведений.
«В нем очень много юмора, мягкости, озорства и хорошего хулиганства. Причем он был очень разноплановый актер. Старался не повторяться на штампах и всегда был разным», — поделилась заведующая труппой театра юного зрителя и заслуженный работник культуры РТ Любовь Лукина.
Заслуженный артист России писал стихи, и каждому, кто есть у него в друзьях в социальных сетях, отправлял стихи в честь дня рождения и был активным пользователем соцсетей. Также его коллеги отмечают, что Купцов был очень дисциплинированным — не дожидаясь третьего звонка, он отправлялся на сцену.
Прима-балерина театра оперы и балета покинула Татарстан в начале сезона
Заслуженная артистка РТ Кристина Андреева после девяти лет работы покинула театр оперы и балета им. Джалиля и Татарстан. Об этом прима-балерина сообщила в своем аккаунте в Инстаграме. «С сегодняшнего дня я не являюсь прима-балериной @kazan_opera и больше не работаю в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля», — отмечает Андреева.
Танцовщица приехала в столицу Татарстана после обучения в Красноярском хореографическом колледже в 2010 году. Артистка была удостоена Государственной премии РТ им. Тукая за исполнение партии Джанике в балете «Золотая Орда» Резеды Ахияровой в 2015 году.
«На репертуар уход Кристины Андреевой не повлияет, ведь она не единственная прима-балерина в театре. В мировой практике такого нет, чтобы балет снимали из-за того, что танцовщик меняет место работы», — сказал Игламов.
Однако критик отметил, что уход балерины — несомненная потеря для театра, и высоко отметил ее работу в произведении «Золотая Орда», которая была одной из центральных ролей танцовщицы.
Нет комментариев-