Элементы геймификации и сбор денег: как изменилась «Карта инициатив» за 4 года существования
Тимур Фадбирович, расскажите о проекте «Карта инициатив», в чем заключается его цель?
— Карта инициатив — это, прежде всего, единый инструмент реализации и обсуждения гражданских инициатив. Этот инструмент выступает как единая площадка для публикации предложений, так и для выстраивания коммуникаций с органами государственной власти и с обществом. То есть наша площадка позволяет привлечь широкую общественность органов государственной власти к очень важным темам. К темам, которые волнуют людей и которые люди хотели бы реализовать.
От каких районов Татарстана чаще всего исходят инициативы? Как сотрудничаете с муниципалитетами?
— Пока, конечно, это в основном Казань. То, что мы задумали и реализовываем по «Карте инициатив», требует большой включенности и не такого быстрого пути налаживания взаимодействия. Чтобы это все работало, нужно ногами пройтись по всем районам, обучить, объяснить. Мы эту работу планируем, потому что понимаем, что инициативы приходят из разных районов. В настоящий момент думаем активно заняться обучением и привлечением муниципалитетов, потому что есть вопросы, кое-что не налажено, это с нашей стороны проблемы, прежде всего.
Поддерживают ли проект республиканские власти, и в чем заключается эта поддержка?
— Да, конечно. Поддержку мы, безусловно, ощущаем. Мы были победителями различных государственных грантов, проводимых в республике Татарстан. Это гранты Министерства экономики, Кабинета Министров РТ. Также очень большое содействие с точки зрения выстраивания взаимодействия с муниципалитетами и органами исполнительной власти, потому что зачастую без них невозможно решить ту или иную тему. В этой части республика, безусловно, нам очень помогает. Более того, на данный проект обратила внимание федерация и поддержала нас в недавно проводимом конкурсе президентских грантов, мы выиграли достаточно большую сумму.
Раньше «Карта инициатив» выглядела совсем по-другому – представляла собой обычную платформу для размещения идей и голосования. Сейчас произошли изменения, появились элементы геймификации. С какой целью это было сделано?
— Мы, как и любой растущий проект, проходим путь эволюции. Первостепенно эта площадка представляла собой просто платформу, где люди размещали свои идеи. Во второй своей версии, когда мы поняли, что этого недостаточно, мы интегрировали туда функцию краудфандинга и сборы денежных средств. Нам удалось реализовать несколько очень важных проектов, начиная от издания литературного сборника, заканчивая проведением различных фестивалей, например — фестиваль бездомных собак, что было очень интересно. Этот путь был пройден. Мы поняли, что эта тема с краудфандингом достаточно эффективная, но мы ощутили нехватку присутствия органов государственной власти на площадке и в нашей третьей итерации проекта. В нее мы включили функцию взаимодействия с органами государственной власти, с муниципалитетами и интегрировали функцию геймификации. Это достаточно интересная национальная идея. У нас есть волшебный сказочный герой – Барс. За каждое действие на сайте пользователь получает эчпочмаки и беляши, кормит своего Барсика, а он растет и становится сильнее. Более того, наши Барсики вступают в определенные прайды, хотя мы понимаем, что на самом деле барсы в прайды не вступают. Прайдами мы называем объединение пользователей по районам и городским округам, то есть у нас на площадке 45 прайдов. Мы понимаем, что эффект здоровой конкуренции между районами очень хорошо работает.
Такая концепция себя оправдала?
— Да, мы уже видим, что это вызывает достаточно большой интерес. Геймификация ради чего делается? Это интеграция некоторых игровых механик с целью вовлечения и удержания пользователей. То есть мы придаем людям дополнительный смысл присутствия на площадке. Действительно, людям это нравится.
Фонд президентских грантов оказал поддержку проекту «Карта инициатив» на 4 млн рублей
Эту новую платформу вы создавали с нуля или, может, у кого-то выкупали?
— С нуля. Это собственный проект, он абсолютно уникальный. У нас есть очень хорошая партнерская организация, которая помогает нам делать IT ниже рыночной стоимости, потому что они социально ориентированные. А проект полностью уникален. Это заметил и Фонд президентских грантов, поэтому сейчас мы будем масштабировать модель на соседние регионы, что тоже очень важно – мы подумали, почему бы им не помочь, если эта практика у нас хорошо себя показывает.
Сколько вы вложили в проект? Это были только частные инвестиции?
— Мы выигрывали конкурсы, гранты Кабинета Министров, Министерства экономики. Суммы были в районе 400 тысяч рублей. Большой вклад есть и нашей партнерской организации, который сложно посчитать, так как IT — это очень дорого. Им интересно это делать для нас. Фонд президентских грантов нас поддержал на 4 млн рублей. Это достаточно хорошая сумма для мощного рывка.
Насколько большая команда трудится над «Картой инициатив»?
— У нас обслуживающая команда состоит из 5 человек, а из IT — 6-7 человек.
Чем занимается обслуживающая команда?
— Это административный персонал, который помогает размещаться пользователям, осуществляет техническую поддержку, сопровождает инициативы, отвечает на вопросы пользователей, сопровождает социальные сети. Это люди, которые работают с этим инструментом [платформой]. А создает инструмент команда из IT.
Инициатива — это набор критериев: важно, чтобы она несла в себе конструктивное предложение
Как пользователю предложить свою инициативу?
— Нужно зайти на сайт, пройти регистрацию. У нас уровневая система: если вы проходите полную регистрацию, подтверждая e-mail и адрес, вы сразу можете создать инициативу. У нас реализован постепенный доступ к полному функционалу – надо прокачивать своего Барсика до определенного уровня. Есть еще одна интересная и полезная функция — создавая инициативу, пользователь может добавить к ней специализированный тест. Это ряд вопросов, обозначенных пользователем, которые позволяют понять, насколько компетентен человек, который хочет оставить комментарий, помочь деньгами, поставить лайк, прийти на событие. Мы зачастую понимаем, что к реализации и обсуждению инициативы подключаются люди, которые совершенно далеки от этой темы. Бывает, что люди, размещая свои идеи, хотят и надеются услышать только компетентное мнение. Мы эту функцию реализовали. Она уникальна. Если те или иные технологии, например, геймификация, размещение идей присутствовали в России, то этого функционала нет нигде.
У инициативы должны быть какие-то определенные критерии?
— Да, инициатива обладает критериями. Очень важно, чтобы она несла в себе конструктивное предложение. Мы осуществляем предмодерацию инициатив, мы не пропускаем все на сайт. Не пропускаем противозаконные вещи, идеи, направленные на какой-то диструктив. Для нас инициатива — это набор критериев. Это конструктивное предложение, требующее ряд ресурсов или определенных решений органов исполнительной власти или муниципалитетов. Главное, чтобы она несла конструктивный характер, очень конкретное предложение. Кроме того, инициатор обязательно должен сопровождать инициативу, всячески содействовать ее реализации. Очень важный критерий – непосредственное участие инициатора.
Кто занимается отбором инициатив, которые публикуются на сайте?
— У нас существует коллектив: 5 человек наших сотрудников, сопровождающих эти инициативы. Когда вы размещаете инициативу, в течение 24 часов с вами связывается менеджер. При возникновении вопросов он уточняет. Граждане могут ошибаться, это абсолютно нормально. Например, в компетенции какого органа исполнительной власти их тема: министерства труда или министерства молодежи. Мы можем скорректировать адресата, как-то подсказать по описанию. А если инициатива полностью подпадает под критерии, мы просто ее размещаем и уведомляем пользователя.
Какая часть инициатив проходит отбор?
— Как правило, все требует небольших корректировок, дополнительных вопросов пользователю. Когда мы с ними связываемся и объясняем, проходят практически все. Может быть, 80-90 %.
«Карта инициатив» создана для объединения граждан без государства
Что необходимо для реализации инициативы, опубликованной на сайте?
— Если инициатива требует для своей реализации содействия органов власти, государства, то ей нужно набрать определенное количество уникальных голосов. Нужно, чтобы пользователи объединились, нажали кнопку в поддержку этой инициативы. При прохождении определенного порога голосов мы уведомляем орган госвласти, просим обратить на нее пристальное внимание. Мы подсказываем органам госвласти, создаем лист приоритетов.
Если же инициатива не требует внимания государства, например – провести субботник, для которого необходимо 10 тыс. рублей и 10-15 людей, здесь все зависит от пользователя. Если пользователь оказывает какое-то воздействие с точки зрения продвижения на эту инициативу, на нее обратят внимание, он соберет деньги, люди подключатся к ней, придут и реализуют инициативу вместе. Этот инструмент («Карта инициатив», — прим. Т-и.) в том числе создан для объединения граждан и без государства.
Как определяется порог голосов для реализации проектов?
— Мы, как любой развивающийся проект, постоянно корректируем всю эту историю. Мы понимаем, что инициативы бывают общереспубликанские, казанские, альметьевские, актанышские и т.д. И один и тот же порог для всех разновидностей инициатив по локальному характеру устанавливать неправильно. Этот вопрос у нас сейчас в очень широком обсуждении. Мы планируем сейчас включиться в широкое обсуждение вместе с органами исполнительной власти, муниципалитетами, чтобы было комфортно и им, и гражданам. Определенный фильтр надо установить.
«Важно воспитывать инициаторов, чтобы их сметы были максимально реалистичными»
Кто спонсирует инициативу, как происходит сбор средств?
— Разные каналы: граждане, бизнес. На самом деле все зависит от инициативы. Я приведу пример: когда мы собирали символическую сумму в 12-13 тыс. рублей на издание детского литературного сборника стихов в Зеленодольске, здесь включились граждане, и мы это сделали буквально за несколько дней.
С другой стороны, бывают очень большие инициативы, которые требуют включения в том числе бизнеса. В части взаимодействия с физлицами существует система сбора с карт, мы принимаем эти деньги как агенты и дальше передаем. Включается элемент строгой отчетности. Если мы работаем с бизнесом, то уже в ручном режиме узнаем, сколько денег они хотят перевести, и обсуждаем, напрямую ли им комфортнее или через нас, чтобы мы выступили гарантом.
Бывают какие-то проверки инвесторов со стороны бизнеса на честность?
— Сначала бизнесмен, бизнес-структура выражают намерение, мы связываемся. И только после этого подписываем соглашение, агентский договор. Он исполняет свои обязательства по договору, и только тогда мы понимаем, что деньги есть, и сообщаем об это инициатору. Много людей хотят, а потом передумывают. Это нормально. Но мы не ставим под риск реализацию инициатив, мы доводим до конца.
Бывали ли ситуации, когда средств приходило больше, чем требовалось?
— Бывало. Но мы жестко за этим следим и сразу закрываем сбор денежных средств. На литературный сборник пришло чуть больше, но мы приняли решение вместе с пользователями увеличить тираж. Важно собирать не больше и не меньше, потому что это предмет дисциплины. Важно инициаторов воспитывать, чтобы их сметы были максимально реалистичными. Плохо, когда идет пересбор или недосбор. Все должно быть максимально по плану.
Школа для детей с синдромом Ретта, дог-боксы и спортивные площадки: что предлагают татарстанцы в «Карте инициатив»?
Сколько инициатив реализовано в Татарстане? Можете выделить самые яркие?
— В той или иной степени мы поддержали сотню инициатив за все версии проекта. Если называть яркие, то темы с животными достаточно сильно трогают, благотворительные истории. Мы поддержали школу для родителей с детьми с синдромом Ретта, это редкое заболевание. Это важная, нужная инициатива. Также мы поставили благодаря зоозащитной организации «ЗооЗабота» дог-боксы в Горкинкско-Ометьевском парке, чтобы зоозащитники имели возможность прогуливаться с собаками и правильно за ними убирали.
Были разные инициативы, в том числе и не очень удачные. Но это тоже хорошо, потому что любой опыт нам полезен. Например, мы пытались собрать денежные средства на спортивную площадку в одном из дворов Авиастроительного района. Наверное, кроме как жителям тех домов, и то не всем, это не особо нужно. Очень сложно у людей на это просить деньги. Для нас это был правильный опыт. Мы теперь однозначно понимаем, что есть темы всеобъединяющие, где мы имеем моральное право просить людей подключаться, а есть темы, которые микросообщества должны решать как-то сами, иным путем.
С другой стороны, мы понимаем, что мы инструмент. И если любые граждане захотят собрать деньги на любые конструктивные вещи, пусть даже на спортивную площадку, они смогут убедить всех вокруг помочь им, почему бы и нет. Мы — «за», просто мы понимаем, что, наверное, это сложный путь.
А какие еще были неудачные проекты?
Я расскажу об одной из последних интересных инициатив, раскрывающих то, как эта площадка должна работать. К нам с инициативой вышла общественная организация «ЗооЗабота». Они наши большие друзья, любят с нами взаимодействовать. Они предложили в «Бессмертный полк» включить блок со служебными собаками как показатель того, какой огромный вклад собаки внесли в период ВОВ. Региональный штаб «Бессмертного полка» в РТ, понимая резонанс этой истории, позвал их к себе. Подключились Общественная палата, кинологи МВД по РТ и ряд других общественных объединений и структур, которые были связаны с этой темой. Мы очень хорошо поговорили и поняли, что невозможно, чтобы собаки пошли в «Бессмертном полку». Служебные собаки воспитаны исполнять конкретные задачи, они не должны находиться в местах массового скопления людей.
Из этой дискуссии вышли две очень важных, на мой взгляд, инициативы. Во-первых, блок с собаками сделать в рамках Парада Победы, потому что это видится более логичным. Во-вторых, решили установить памятник служебной собаке в казанском парке Победы. Собака вместе с человеком внесла важный вклад в различных конфликтах, не только в период Великой Отечественной войны. Сейчас эта инициатива размещается у нас, запускается наш механизм. Когда мы наберем определенное количество голосов «за», уведомим Министерство культуры, исполком Казани и начнем этот процесс. И я уверен, что памятник будет установлен.
На какие средства он будет построен?
— Это хороший вопрос. Мы эту тему будем обсуждать. Пока эта инициатива без сбора. Планируется реконструкция, выделены определенные средства, должно быть обсуждение проекта. Если будет возможность сделать это при поддержке Минкультуры и исполкома, то почему бы и нет. Но если в бюджете деньги не заложены, а желание очень большое, то мы сможем объявить о сборе средств.
Вы упомянули об идее разукрасить вагоны метро к 100-летию ТАССР. Расскажите о ней подробнее?
— К 100-летию ТАССР определенные пользователи хотят разукрасить вагоны метро. Московский метрополитен уже активно занимается этим, используя любой инфоповод. Это добавляет радости. У нас зайдешь — вроде все чисто, хорошо, но серовато. Мы ждем, пока инициативу поддержит определенное количество людей, уведомим об этом Казанский метрополитен. Думаю, они пойдут нам на встречу. Тем более это не так уж и дорого и улучшит настроение.
Есть и еще одна инициатива – ввести аудиосообщения о том, как нужно себя вести в метро, как правильно стоять на эскалаторах. Казалось бы, банальные вещи, но о них постоянно говорят. Люди врываются часто до выхода приезжих из вагона, хотя места есть, куда торопиться? Стоят слева на эскалаторах. Это очень простая инициатива, легкая для реализации. Я тоже думаю, что ее примут. Здесь расходов совсем мало: аудиоаппаратура стоит, осталось записать сообщение и внедрить.
Поддержка Госуслуг РТ поможет «Карте инициатив» верифицировать пользователей
Как «Карта инициатив» взаимодействует с соцсетями?
— Безусловно, соцсети — это все. Мы сейчас немного меняем концепцию, стилистику, потому что в рамках проекта Фонда президентских грантов мы должны перезагрузиться по стилистике. Мы переформатируем наши социальные сети. Мы работаем на трех площадках: Instagram, ВК, Facebook, также делаем рассылки.
Мы хотели бы, чтобы люди в основном узнавали о чем-то в соцсетях, а непосредственное действие осуществляли у нас. Чем хороши и чем плохи социальные сети? Да, есть большой охват, но там мы сталкиваемся с большим количеством фейков, а наша площадка ценится тем, что наши пользователи верифицированы. В погоне за большим охватом соцсети заполнились недостоверной информацией и недостоверными людьми. Мы этого себе позволить не можем. Мы планируем еще больше эту ценность увеличить, взаимодействуя с Госуслугами РТ, чтобы сделать 100% верификацию людей, которые у нас есть.
В чем будет заключаться взаимодействие с Госуслугами?
— Каждому пользователю будет предложено авторизоваться через Госуслуги. Мы не будем получать его персональные данные. Это все абсолютно в рамках закона. Но мы будем понимать, что этот человек — действительно тот, кто заявлен в анонсе. В таком случае мы получим очень большое количество верифицированных пользователей, поймем, из какого они населенного пункта. Это очень важно. Представьте себе ситуацию: человек скажет, что он из Альметьевска, а на самом деле он из другой части России, голосует за что-то связанное с Альметьевском. Это же неправильно. И мы с этим активно боремся. Используем существующие методы: почта, телефон, иногда делаем точечную верификацию. Без инфраструктурной глобальной поддержки Госуслуг РТ мы не сможем до конца эту работу довести.
Благотворительность в России — это «торговля страданиями»
Можно ли сказать, что «Карта инициатив» — благотворительный проект?
— Можно. Мы оказываем услуги бесплатно, все расходы берем на себя. Мы делаем благое дело. Но это вопрос позиционирования. У нас благотворительность воспринимается, когда просто просят деньги на решение социально острых задач. Мы понимаем, что построить, например, какой-нибудь интересный арт-объект в центре города ил раскрасить вагоны метро, — не совсем благотворительность. Это просто хороший интересный проект. Скорее, у нас могут быть благотворительные или не благотворительные инициативы. Сама площадка — это, наверное, больше про гражданский активизм.
Как, по вашему мнению, в Татарстане обстоят дела с благотворительностью?
— Дела обстоят хорошо. Есть живые примеры всеобщего объединения: хоспис имени Анжелы Вавиловой – дом Роналда Макдоналда, который активно поддерживается абсолютно всеми. Более того, я сам являюсь руководителя проекта «Мечтай со мной». Мы исполняем мечты детей, пожилых в состоянии здоровья, угрожающем жизни. Нас Владимир Владимирович даже поддержал: в том году 5 раз исполнил мечты детей. Проект тоже из Татарстана. Это о многом говорит, раз они находят поддержку и перетекают на федеральный уровень.
Есть одно «но», которое не только про Татарстан, но и про всю Россию. Пока у людей нет нормы, что нужно помогать тем или иным общественным объединениям, а не адресную помощь [оказывать]. Общественные объединения, благотворительные фонды распределяют денежные средства эффективнее. Людям, живущим в России, нужно увидеть очень страшные картинки по телевизору, чтобы скинуть 50 рублей. Мы это называем торговлей страданиями. А мы не должны видеть ужас. У нас должна быть в умах норма, что надо взять и делать это, потому что всегда в любой стране мира есть ряд нерешенных вопросов. И когда люди объединяются, чтобы помочь людям вокруг, сделать свой город лучше, это абсолютная норма. Нам этого немного не хватает. Но, надеюсь, что общими усилиями мы и с этой проблемой справимся.
Нет комментариев-