Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Барьеры от ФСБ и нелегальный импорт: почему в России так мало разработчиков игр на приставки

Барьеры от ФСБ и нелегальный импорт: почему в России так мало разработчиков игр на приставки
Только один гейм-разработчик из Татарстана выпускает игру на PlayStation и Xbox, а во всей стране таких всего около ста. Мы пообщались с экспертами и разобрались в причинах, которые мешают российским разработчикам выйти на рынок консолей. Подробнее о многомиллионных затратах и проблемах с таможней — в нашем материале.

Высшая лига: как устроен рынок консольных игр

Далеко не все разработчики решаются попробовать себя на рынке консольных игр. Многие создают приложения только для мобильных устройств. Ведь мобильные игры создавать быстрее, дешевле и проще.

«Приставки — это сложно и дорого. Надо долго ждать одобрения от компании, производящей консоли. У мобильных игр ниже порог входа. Плюс в России проще найти издателя для мобильной игры» сооснователь Digital Media Lab в ИТИС Мурад Хафизов

Выход на уровень игровых приставок гейм-разработчики приравнивают к попаданию к «высшую лигу» и называют этот процесс долгим и требующим «астрономических затрат». Однако те, кому удается «пробиться», выходят на международный уровень и получают возможности, партнеров, клиентов и уважение коллег.

Игра может попасть на консоль двумя способами. Первый подразумевает, что в качестве платформы изначально выбирают игровые приставки и создают игру целенаправленно для них. Второй представляет собой портирование — адаптацию уже существующей игры под консоли.

Если компания — крупный игрок, то она может себе позволить выпускать проекты на всех платформах одновременно. Такой подход считается самым прибыльным и максимально выгодным, но требует значительных стартовых ресурсов.

Медиапространства платформ где-то пересекаются, а где-то отличаются. Кумулятивный эффект усилит маркетинг, и о продукте узнает больше людей основатель GD Forge и Fair Games Ян Шевченко

Большие деньги и высокие риски

Первая проблема на пути гейм-разработчика — это финансирование. Даже если игру пишут не с нуля, а портируют, затраты колоссальны. Так, процесс переноса на приставку игры, выпущенной ранее для ПК, оценивается в 50-70 тыс. долларов, что составляет более 4 млн рублей.

У небольших студий разработки игр нет таких денег, поэтому ищут инвесторов для своих проектов. Сделать это не так просто даже для широко распространенных компьютерных игр, так как в этой индустрии очень высокие риски. Многие игры не окупаются или не доводятся до конца в разработке.

С точки зрения инвестиционного климата, не рекомендую вкладываться в игровую индустрию. Если у него [инвестора] цель умножить свой капитал, если там нет идеологической вещи, то есть больше инструментов, куда вложить свои деньги основатель GD Forge и Fair Games Ян Шевченко

Для игр на консоли инвестиции найти особенно трудно, так как процесс создания таких проектов долгий и трудоемкий в отличие от, например, создания мобильных игр, поэтому в них инвесторы вкладываются охотнее.

Бюджет и производственный цикл игр для мобильных устройств меньше, а стоимость привлечения клиента и востребованность продукта можно оценить на ранних этапах разработки, поэтому и найти инвестора для таких проектов проще. Напротив, масштабные игры для консолей — самый сложный и дорогой продукт, поэтому и риски для потенциального издателя вышесооснователь Gaijin Entertainment Антон Юдинцев

Гейм-разработчик из Казани Ян Шевченко отмечает особый интерес криптовалютных инвесторов. В какой-то момент криптовалютного бума они хорошо заработали, поэтому сейчас распределяют свои деньги по разным сферам. 

Двое из опрошенных разработчиков признались, что сейчас в России только один крупный инвестор, заинтересованный в играх на приставки. Это IT-холдинг Mail.ru Group.

Хочешь сделать игру на консоль — регистрируй компанию в Европе

Главная преграда разработчиков игр не финансы, а получение и ввоз девкита — специального оборудования, собирающего версии игр, которые будут работать на приставках.

В России с этим есть проблемы. Во-первых, сложно получить саму консоль от компании-производителя. Во-вторых, возникают трудности с таможнейсооснователь Digital Media Lab в ИТИС Мурад Хафизов

Первая трудность — сам процесс получения девкита от Sony или Microsoft. Просто так это сделать невозможно, необходим статус разработчика на консоли.

Для получения этого статуса нужно иметь компанию, зарегистрированную за пределами России, и связаться с Sony или Microsoft от имени этой компании. Затем необходимо показать презентацию готовой игры, чтобы производители убедились в ее качестве. 

Тебе нужно доказать, что ты достоин того, чтобы тебе дали девкит. У студии должно быть некое имя, то есть портфолио выпущенных игр, чтобы ее могли рассматривать всерьез, потому что иначе Sony отказываются сразу. Отказы они никак не комментируютигровой продюсер в Zillion Whales Андрей Коротков

Если юридический адрес студии в России, то девкит получить невозможно. Поэтому разработчикам приходится регистрировать компании за рубежом. Чаще всего выбирают Кипр и Лондон, куда затем Sony или Microsoft отправляют девкит.

Тебе надо слетать за границу. До этого надо, чтобы девкит куда-то там доставили. Значит, тебе нужен кто-то, кто его там получит. То есть нельзя просто сидя у себя в офисе, в неком условном Воронеже, все это сделать сценарист SkyRiver Studios Булат Даутов

Придется иметь дело с ФСБ

Следующая проблема связана с импортом полученного девкита в Россию. Дело в том, что ФСБ относит это устройство к классу шифровального оборудования. Его ввоз на территорию России ограничен согласно решению коллегии Евразийской экономической комиссии.

Девкит наша ФСБ считает шифровальным устройством. Я понятия не имею, что оно там может шифровать, почему этого не может сделать мой компьютер. Ты летишь куда угодно, забираешь приставку и везешь ее домой. Но официально ее прислать сюда почтой или какой-то курьерской службой нельзя. Но это абсолютная нелепостьсценарист SkyRiver Studios Булат Даутов

Чтобы легально ввезти девкит, необходимо оформить огромное количество документов. Например, надо получить лицензию от Минпромторга РФ, которую могут выдать, только если есть заключение ФСБ. Именно ФСБ отвечает за оформление лицензий и других разрешительных документов для ввоза.

Ян Шевченко — первый гейм-разработчик Татарстана, который вышел на рынок игровых приставок. Ранее филиал компании Яна находился в Иннополисе, он был партнером особой экономической зоны. Но даже это не помогло в подготовке необходимых документов. Получить и ввезти нужное оборудование удалось только после появления партнеров. В пресс-службе Иннополиса сообщили, что вопрос оформления документов на девкиты не входит в их полномочия, а решается таможенной службой. 

Очень сложно раздобыть девкит. Никто не высылает их в Россию. Nintendo, скорее всего, даже не будет с вами разговаривать, если вы из России, а не из Европыкреативный директор Targem Games Алексей Честных

Почему разработчики вынуждены заниматься нелегальным импортом

Источники в индустрии считают, что неудачные попытки оформления документов для легального импорта могут подтолкнуть кого-то к попытке ввезти девкит в Россию под видом обычной игровой приставки.

Кто-то получает девкит в Европе и перевозит его на самолете, говоря, что это игровая приставка, они очень похожи. Это действительно приставка, просто официально это приставка, которая позволяет не только расшифровывать игру, но и зашифровать ее, и вот тут уже проблемаоснователь GD Forge и Fair Games Ян Шевченко

Игровой продюсер в компании Zillion Whales Андрей Коротков рассказал, что пытался решить этот вопрос с Microsoft и обратился в московский офис корпорации. Там ему ответили, что в принципе не имеют права импортировать девкиты в Россию.

Мы общались с Microsoft и пытались легально получить их приставку. И сами Microsoft не имели нужной лицензии и не могли ввозить. Когда встает вопрос доставки приставки, московский офис разводит руками и говорит, что у них нет права импортировать. Они говорят, что вы можете прийти к нам в офис в любой другой стране, забрать девкит, а что делать с ним дальше — ваши проблемыигровой продюсер в компании Zillion Whales Андрей Коротков 

Другие разработчики тоже признаются, что Sony и Microsoft не поддерживают Россию и страны СНГ, игнорируя обращения и не оказывая никакого содействия в процессе получения как статуса разработчика, так и девкита. 

Невозможность Microsoft легально отправлять девкиты в Россию и юридические сложности с ФСБ и таможней — все это вызывает непонимание у разработчиков. Они надеются, что ситуация наладится и Россия сможет достойно показать себя на международном рынке консольных игр.

Ранее разработчики рассказали о том, как мобильные игры выкачивают деньги и подсаживают пользователей на эндорфиновую иглу.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев