Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Балансовые комиссии РТ: как сельских жителей республики учат вести бизнес

Балансовые комиссии РТ: как сельских жителей республики учат вести бизнес
Специалисты балансовой комиссии знакомят бизнесменов по всему Татарстану с новыми мерами поддержки, учат торговать на биржевой площадке, быть самозанятыми, кооперироваться. Подробнее об этом инструменте поддержки предпринимателей ИА «Татар-информ» рассказал первый заместитель министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин.

Балансовая комиссия — уникальный формат встречи бизнеса с властью в Татарстане

Рустем Рафкатович, расскажите, с какой целью в Татарстане создали балансовые комиссии?

Обычно мы оцениваем ситуацию в республике, муниципальных образованиях по данным статистики. А балансовые комиссии, выезды на места помогают к данным статистики добавить еще результаты встреч с бизнесом, круглых столов и выездов на предприятия. Таким образом, мы начинаем видеть экономику района иногда с другой стороны. Для нашей республики это уникальный формат. Не могу говорить за всю страну. Но мы эту практику определили сами совместно с Центром экономических и социальных исследований РТ, Агентством по госзаказу. Министерство экономики разработало такой механизм взаимодействия с бизнесом в районах.

Какие специалисты входят в эту комиссию?

В балансовую комиссию входят сотрудники Министерства экономики, Фонда поддержки предпринимательства, Управления Федеральной налоговой службы по РТ, Уполномоченного по правам предпринимателей, Агентства по госзаказу, представители Минсельхоза, Кооперативного института. Всего около 15 человек.

Когда начались выезды в районы?

С мая 2018 года, а сейчас идет третий цикл выездов. То есть каждый район посещает балансовая комиссия, и программа работы немного видоизменяется от цикла к циклу. С каждым новым циклом мы пытаемся понять, какие нужно внести изменения в работу балансовой комиссии, чтобы работа была более эффективной. Мы выезжаем практически каждую неделю, кроме длинных выходных. Сколько недель — столько и выездов. В Татарстане 45 районов, два раза мы их все объездили. Сейчас идет третий цикл.

Круглые столы для обучения и посещение предприятий для понимания: как работает балансовая комиссия на местах

В каком формате сейчас балансовая комиссия посещает районы?

Мы заранее оповещаем предпринимателей по разным доступным каналам связи: новостным сайтам исполкома, каналам телефонной и электронной связи, соцсетям. То есть сначала информация достаточно широко доводится до того или иного района. Далее выбирается помещение, где можно провести одновременно пять круглых столов. На круглых столах рассказываем о мерах поддержки малого бизнеса, как работать с агрегатором биржевой площадки для расширения реализации своей продукции. Также проводим круглые столы по темам сельхозкооперации, самозанятости и контрольно-надзорной деятельности. После подводим итоги. Одновременно с этим другая группа из членов балансовой комиссии посещает предприятия, наиболее значимые для этого района, в основном предприятия малого и среднего бизнеса, погружается в их проблемы, экономические показатели. Затем выявляются локальные проблемы этого предприятия, возможные общие проблемы района или даже целой агломерации, а может быть, и региональные проблемы.

Что делают сельские предприниматели на круглых столах?

На круглых столах идет не обсуждение или обмен мнениями, а доведение информации и ответы на возникающие вопросы. Фактически — это обучение.

После выезда с предпринимателями поддерживают связь?

Президент РТ поставил задачу, чтобы с периодичностью в 3-5 месяцев в каждом районе проводилась балансовая комиссия, и был доклад главы на совещании в режиме видеоконференцсвязи с участием Президента РТ. Когда мы выезжаем, то всегда оставляем контакты для обратной связи на случай, если у людей возникнут вопросы, которые они по тем или иным причинам не задали в ходе встречи на балансовой комиссии. В том числе в результате таких выездов мы поняли, что в республике не хватает постоянных представительств, контактов. И сейчас у Фонда поддержки предпринимателей появились постоянные представители в каждом муниципальном образовании. В том числе это облегчает связь. Предприниматель, находящийся в районе, осуществляет связь с теми органами, институтами развития, которые находятся в Казани.

Кто приходит на эти встречи?

Приходят предприниматели, которым нужна новая информация, которые заинтересованы в мерах поддержки. Те предприниматели, которые хотят узнать о контрольно-надзорной деятельности, как им вести себя, столкнувшись с таким явлением. Также сельхозпредприниматели, ведь есть целый круглый стол по сельхозкооперации. И те предприниматели, которым интересен вопрос сбыта своей продукции.

В какой очередности эксперты посещают районы?

Районы распределены не по алфавиту, а по географическому признаку, а также в зависимости от очередности посещения в прошлом цикле выездов балансовых комиссий. Самое главное – после каждой балансовой комиссии глава района выступает на субботнем совещании Президента РТ в режиме видеоконференцсвязи и докладывает о ситуации с развитием, состоянии малого и среднего бизнеса в своем районе. То есть тоже есть определенный график, эти графики должны быть между собой синхронизированы.

Проблемы сельских бизнесменов в 2019 году: кадровый голод и рынок сбыта

На что предприниматели жалуются чаще всего в этом году?

Не открою Америку, проблемы примерно одинаковые назывались раньше и сейчас и, возможно, будут называться и дальше. Это вопросы сбыта, кадрового обеспечения. Вопросы недостатка дешевых финансовых инструментов. Это основной круг вопросов. Конечно, есть и другие. Это вопросы по контрольно-надзорной деятельности, новые вопросы, связанные с самозанятыми. Как вы знаете, с начала этого года в четырех пилотных регионах России ввели специальный налоговый режим. Эти вопросы есть у граждан, которые по факту занимаются предпринимательской деятельностью, и у них есть боязнь зарегистрироваться. Также есть опасения у тех, кто уже зарегистрировался в этом режиме, а таких уже около 22 тыс. в Республике Татарстан. У них появляются вопросы, которые возникают у других предпринимателей. Они же фактически тоже рассматриваются как предприниматели, так как они занимаются предпринимательской деятельностью, с определенными ограничениями.

Проблемы везде одинаковые или в некоторых районах есть специфические сложности?

Есть и стандарт для всех, но, безусловно, каждый район и город специфичен. Это может быть специфика сельскохозяйственной направленности района, может быть специфика районов, в которых присутствует нефтяная отрасль, НГДУ. Там бизнес выстраивается в соответствии с потребностями нефтяных и нефтесервисных организаций. В крупных городах (Казань, Челны). И предприятия, которые находятся в районах вокруг городов. Например, челночная занятость — то есть люди по утрам из районов уезжают работать в Казань, вечером возвращаются. Такие вопросы. Специфика в каждом районе есть. Есть притягивание к какому-то другому крупному городу, не обязательно к Татарстану. К примеру, граница с Ульяновской областью — притягивает Ульяновск.

Сейчас можно сказать, в каких районах ситуация с малым и средним бизнесом лучше всего?

Как я говорил, каждый район имеет свою особенность. Хочется сказать, что в каждом районе есть хорошие и яркие примеры развития того или иного вида предпринимательства. Есть интересные практики в каждом из них. Сейчас мы уже думаем, как этими практиками могли бы обмениваться муниципалитеты между собой или представители бизнеса. Такую задачу и Президент РТ поставил. Я бы не хотел давать оценку лучше и хуже. Рейтинг – это всегда такая субъективная условность и оспариваемая категория. Безусловно, состояние разное. Мы смотрим по средней заработной плате, по количеству предпринимателей на количество населения. Этипоказатели высоки в Казани и Челнах. Но сейчас я не хотел бы давать такую оценку в сравнении районов.

В Менделеевском районе готовят целевиков, а в Высокогорском продают биг-бэги: лучшие практики муниципалитетов РТ

Расскажите о районах, где бизнес-практики, о которых рассказала балансовая комиссия, сработали особенно удачно?

Например, стоит вопрос кадрового обеспечения. Менделеевский район и КНИТУ [бывший КХТИ] ввели такую практику: профессорско-преподавательский состав выезжает в школы города и занимается с ребятами из нескольких классов, начиная с восьмого. По окончании средней школы эти ученики получают среднее специальное образование. В это время они проходят практику на предприятиях Менделеевска и могут после окончания школы, получив одновременно среднее специальное образование, остаться работать на предприятиях, где проходили практику. Или могут сдать проходные экзамены в КНИТУ, поступить на заочное отделение и, учась на заочном, продолжать работать на тех предприятиях, где они проходили практику.

А в районах с развитым сельским хозяйством есть успешные примеры?

Есть сельские районы, где не востребована сельхозпотребкооперация. Предприниматели не объединяются в кооперативы, на наш взгляд, по причине недоверия друг к другу внутри такого общего юридического лица, как кооператив. Поэтому Казанский кооперативный институт ввел такую практику: молодой человек, житель того или иного сельского района, может поступить в Кооперативный институт на заочное обучение, продолжая жить и работать в своем районе, получает специальность, которая помогает ему создать сельхозкооператив. Все это время он работает, получает образование, в процессе обучения созданный сельхозкооператив получает свое развитие.

А как сельских предпринимателей учат сбывать продукцию?

Вопрос сбыта продукции явно присутствует у большинства предпринимателей. Они говорят, что выращивать, создавать научились, но появилась проблема с реализацией того, что вырастили или произвели. Поэтому мы создали на базе агентства по госзаказу агрегатор — биржевую площадку. Эта площадка единственная, имеющая не московскую, а татарстанскую «прописку». Здесь предприниматели внебюджетного учреждения могут разместить свой заказ, а другие предприниматели могут предложить свою продукцию. Спрос встречается с предложением, происходит сделка. Площадка работает с мая, сейчас на этом агрегаторе зарегистрированы около 145-150 внебюджетных учреждений, они размещают заказы, около 1000 торгов уже произошли.

Есть интересные примеры сделок, которые заключили на этой площадке?

Интересные примеры есть, когда предприниматели не знали, что нужный им товар можно купить совсем близко. Например, сабинский предприниматель покупал биг-бэги для своей продукции в Магнитогорске. Разместил заказ, и у него появился поставщик биг-бэгов из Высокогорского района. Сделка совершилась. А это значит, что часть промежуточного потребления и добавленная стоимость осталась у нас в республике. Также Агрызский мясокомбинат закупал картонные коробки в Брянске, а когда разместил на агрегаторе свой заказ, увидел, что есть два татарстанских предпринимателя с такими же коробками, конкурирующие между собой. В итоге один из них продал мясокомбинату коробки: у предпринимателя появился рынок сбыта, а у мясокомбината экономия 10% на этом договоре.

Каким вы видите дальнейшее развитие проекта балансовых комиссий?

Мне кажется, что определение «проект» здесь не совсем подходит, поскольку любой проект однажды заканчивается. Мы ориентируемся на то, что эта работа будет постоянной, потому что она помогает получить ту информацию, которую мы не можем порой получить, просто глядя на статистику. И мы рассчитываем на то, что данный формат полезен для самих предпринимателей в районах. Если у вас будет возможность спрашивать у предпринимателей, спросите у них, пожалуйста, мне интересно, что они будут отвечать. В-третьих, мы поднимаем на более высокий уровень интересы и отношения местных и региональных властей к проблемам малого и среднего бизнеса.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев