Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Баланс экологии и экономики

Баланс экологии и экономики
На заседании Федерального экологического совета было предложено тиражировать природоохранные инициативы нефтяников Татарстана.

Потенциал самовосстановления

На состоявшемся в Казани 10 июня выездном заседании Федерального экологического совета (ФЭС) при Минприроды России глава ведомства Сергей Донской не раз в качества примера обращался к положительному опыту Татарстана и «Татнефти» в частности. Этим и объяснялся выбор места проведения форума.

Татарстан – сердце Поволжья – демонстрирует высокие темпы экономического роста, одновременно компенсируя техногенную нагрузку на окружающую среду, благодаря чему не происходит ухудшение ситуации в этой сфере, сказал федеральный министр. По его информации, в республике реализуется серьезная программа в области экологии до 2020 года с общим объемом финансирования 45 млрд рублей. Заслугой Татарстана он назвал также разработку и внедрение наилучших доступных технологий с последующим тиражированием по всей стране.

Средства в республике, в том числе, идут и на развитие мониторинга экологической ситуации, что является важной государственной задачей, подчеркнул Донской: «Бывает, где-то кто-то нагадил, но поймать сложно, а все должны понять, если нагадил – должен отвечать». Поэтому следующим блоком задач, по его словам, станет контроль в природоохранной сфере.

– В Год экологии мы должны реализовать так называемый принцип природоохранной диктатуры», – заявил он.

В Татарстане в рамках «Стратегии – 2030» реализуются масштабные проекты в сфере нефтедобычи, нефтепереработки,  нефтехимии, машиностроении, рассказал на заседании Президент РТ Рустам Минниханов. Всё это, по его словам, предопределяет высокий уровень техногенной нагрузки на окружающую среду, поэтому приоритетом является соблюдение баланса между вопросами экологии и дальнейшим развитием экономики, обеспечение экологического благополучия Татарстана и его жителей. В этой связи он отметил высокую экологическую ответственность реального сектора экономики региона. Лидерами здесь он назвал предприятия нефтегазохимического комплекса и отметил:

– Наши нефтяники ориентированы на экологичность деятельности. Сегодня в результате выполнения предприятиями «Татнефти» масштабных природоохранных мероприятий уровень техногенного воздействия минимизирован до уровня потенциала самовосстановления природных экосистем.

 – Всё у вас получится, тем более, это делается в Татарстане, – резюмировал выступление главы РТ Сергей Донской.

Чистая вода

Что касается природоохранного контроля, пример того, как это реализуется на уровне крупной корпорации, привёл первый заместитель генерального директора – главный инженер компании Наиль Ибрагимов.

– На всех этапах деятельности от скважины до АЗС мы оцениваем и контролируем воздействие на окружающую среду, – заявил он.

По его информации, в пределах своей сферы ответственности «Татнефть» создала сеть наблюдательных постов. Постоянный мониторинг показывает, что, например, в реках региона содержание хлорид-ионов и нефтепродуктов остаются стабильно на уровне ниже значений предельно допустимой концентрации для водных объектов рыбохозяйственного значения.

Это даёт основания компании заниматься обустройством родников как источников питьевой воды. На территории своей деятельности нефтяники расчистили, каптировали и архитектурно обустроили более 500 природных водных источников. С 1995 года проводится ежегодный конкурс родников. Правда, возникла другая проблема, связанная с  ментальностью части людей.

– Мы сначала родники привели в соответствие по качеству воды, потом обустроили подъезды. Теперь народ активно к ним ездит, и нам приходится еще и убираться, – посетовал Ибрагимов. По его словам, экологическое воспитание надо вести с детства. В этом плане у компании есть отдельная программа действий и очень креативная.

Касаясь главной темы заседания ФЭС, Наиль Ибрагимов проинформировал, что в рамках четырёхстороннего Соглашения с Минприроды РФ, Росприроднадзором и Правительством Татарстана в Год экологии «Татнефть» реализует 19 мероприятий с общей суммой инвестиций на более чем 825 млн рублей. Всего же она запланировала вложения в рамках своей экологической программы 2016-2020 годов на 35 млрд рублей, в том числе в 2017 году – около 7 млрд рублей.

– Сумма, может, и не особенно впечатляет, просто мы самые крупные мероприятия уже реализовали, – отметил Наиль Ибрагимов.

В частности, практически заменены водоводы системы поддержания пластового давления (ППД), нефтепроводы, аварийность кратно снижена. Благодаря внедрению различных методов увеличения нефтеотдачи пластов и технологий рационального использования водных ресурсов ежегодный объём забора пресной воды для целей ППД в 2000-2016 годы уменьшился в 1,3 раза. При этом 100% сточной воды, образующейся в ходе технологических процессов добычи и подготовки нефти, возвращается обратно в пласт.

Про лес и мусор

Сергея Донского особо заинтересовали две темы в докладе Наиля Ибрагимов – лесная и «мусорная». Ведь «Татнефть» активно занимается озеленением притрассовых полос вдоль автодорог общего пользования, промысловых путей в нефтяных районах Татарстана. С 2000 года высажено более 472 тысяч саженцев деревьев и кустарников, в том числе в 2016 году – более 15 тысяч.

– У вас на заправках есть такая акция, когда часть выручки от услуг идет на лесовосстановление – это очень хорошая практика, – проявил свою осведомленность федеральный министр.

По его словам, в России только ещё одна компания реализует такую программу – «Почта банк». Донской считает, что эту практику надо бы распространить шире – в целом по «Татнефти», а также по другим компаниям страны.

– Кроме того, что вы восстанавливаете лес вместо вырубленного при прокладке линейных коммуникаций, надо бы небольшую часть денег выделять в какой-то общий фонд компании на цели лесовосстановления, – сказал он и подчеркнул, что «для нашей лесной страны это тоже очень важное направление».

  – Рустам Нургалиевич, вижу, поддерживает», – обратился министр к Минниханову.

– Я как председатель совета директоров «Татнефти» принял к руководству это предложение, – ответил тот.

– Ну вот еще один вопрос решили, – удовлетворенно отметил министр, но этим не ограничился и внес еще одно предложение в связи с другой инициативой «Татнефти». Услышав от Наиля Ибрагимова о том, что компания на выездах из Альметьевска установила три вида бункеров – для пластиковых отходов, макулатуры и несортированного мусора, а при входах в свои офисы - боксы для использованных батареек, Донской спросил, не могла бы «Татнефть» организовать раздельный сбор отходов и в своих подразделениях, офисах, а также местах проживания работников. Это могло бы стать дополнительным плюсом для экологического имиджа, сказал министр, добавив, что «нефтяные компании должны быть на первом рубеже в сфере экологии, это был бы пусть не большой, но шаг вперед».

 Наилучшие из доступных технологий

Прокомментировал Донской и болезненную для отрасли проблему борьбы со сжиганием на факелах попутного нефтяного газа (ПНГ). При этом он отметил, что «Татнефть» по утилизации ПНГ всегда находится на лучших позициях. К сведению, уровень эффективного использования нефтяного газа у татарстанской компании в 2016 году составил 96,44%, и это при том, что его добыча выросла.

– Мы достигли уровня в 95%, заданного Правительством РФ, три года назад, но всё-таки пошли дальше, хотя с экономической точки зрения это не совсем интересно, – сообщил главный инженер компании. – Провели до своих отдаленных месторождений, до нурлатской зоны, более 100 км трубопроводов, и сейчас этот газ перерабатываем.

Компания будет удерживать достигнутый уровень и дальше, пообещал главный инженер.

– То, что продолжаете двигаться дальше – мы всемерно поддерживаем, – сказал на это руководитель Минприроды РФ.

Тема летучих веществ прозвучала еще раз – уже на НПЗ «ТАНЕКО» в Нижнекамске, где в тот же день побывал Сергей Донской. Генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов обратил внимание гостей, что здесь нет неприятных запахов. «Запах на предприятии — это потерянные деньги» – такого принципа придерживаются в компании. Министру был продемонстрирован комплексный подход к охране окружающей среды на примере  высокотехнологичных очистных сооружений, которые позволили прекратить сброс сточных вод. После очистки они, а также уловленные нефтепродукты снова используются в производстве. Это позволило федеральному министру сделать вывод, что при строительстве ТАНЕКО использованы наилучшие из доступных технологий.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев