Из-за обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения вспышки коронавируса в Татарстане перенесли все спортивные мероприятия и ограничили посещение спортивных объектов. Тем не менее, спортсмены должны продолжать тренировки, поэтому тренеры и их подопечные ушли «на удаленку».
Как сообщили в Министерстве спорта РТ, сейчас все специалисты проводят занятия в программе Zoom. Для детей это в новинку, поэтому вызвало интерес и положительные эмоции.
Как проходят тренировки в домашних условиях?
Ответить на этот вопрос попыталась тренер республиканской спортивной школы по бадминтону имени Ф. Валеева Елизавета Калинина. По ее словам, бадминтон очень сложно воспроизвести в режиме онлайн, в домашних условиях. Когда позволяет погода, ученики выходят на улицу, работают со стенкой, работают на перенос волана. В программе же, к сожалению, проводить полноценные тренировки не представляется возможным.
Исходя из этих проблем, тренер проводит для подопечных ОФП, СФП, то есть старается поддерживать физическую форму всеми возможными методами: резиночки, пресс, упражнения на руки, на ноги. Работа в статике, которая возможна в домашних условиях. Также ведется работа над теорией.
«Для бадминтониста важны все группы мышц, сохранить их в форме в домашних условиях помогают выпады, приседания, стульчики около стены, планка на одной руке и на двух руках. Эти упражнения необходимы для правильной работы всех групп мышц», — отметила Калинина.
С тренером по бадминтону солидарен президент Федерации пулевой и стендовой стрельбы РТ, директор РСШОР по пулевой и стендовой стрельбе Сергей Демин. Как он отметил, помимо организации полноценного учебного процесса с использованием всех возможных дистанционных моделей и технологий, публикуются обучающие материалы по теории стрельбы и общей физической подготовке, а тренеры в индивидуальном режиме работают со спортсменами.
А вот с шахматами ситуация обстоит другая — физическая подготовка не так важна в интеллектуальной игре. «Занятие начинается с проверки домашнего задания, потом мы изучаем новую тему — я задаю позицию на шахматной доске и прошу ребят найти правильные ходы. В конце занятия изучаем дебютную теорию, и даю домашнее задание. Дети играют на платформах, их сейчас много — lichess, chess.com. Там проводятся и турниры с призами, все мои ученики там играют и меня это очень радует», — рассказал тренер республиканской спортшколы олимпийского резерва имени Рашида Нежметдинова, международный гроссмейстер Артем Ильин.
Напомним, что ИА «Татар-информ» также проводит шахматный турнир, который посвящен 30-летию агентства. В это воскресенье, 19 апреля в 15:00 начнется третий раунд турнира. В нем могут принять участие все желающие. Ссылка на третий раунд доступна по адресу: https://lichess.org/tournament/jmCOXXgu.
Ильин делает демонстрацию экрана в специальной программе, дети видят необходимые позиции и отвечают по ним на вопросы. Стоит отметить, что и в школе шахматный гроссмейстер пользуется современными методами преподавания. Сейчас не нужна большая шахматная доска с большими фигурами для демонстрации: изображение через проектор выводится на экран, а фигуры двигаются мышкой.
Есть ли проблемы с программой Zoom?
Да, но каждый тренер назвал разные. Для Калининой они программные: «Мои тренировки длятся по полтора часа, однако Zoom позволяет находиться в нем только по 45 минут, поэтому каждый раз приходится создавать новую конференцию. Он периодически вылетает. Чтобы не терять тренировку, в начале задания я даю полностью комплекс упражнений, и, если программа вылетает до конца тренировок, ребята присылают мне видео с работой над ним».
Ильин же отметил, что больше всего ему и его подопечным не хватает живого общения: «Это большой минус. Каждое занятие дети спрашивают, когда же откроется шахматная школа и они смогут туда прийти. Чтобы заниматься три часа в день, как мы это делаем обычно. Но сейчас ребята уже смирились с реалиями, ведь теперь мы проводим занятия чаще — каждый день. Раньше это было только четыре раза в неделю. С какой-то стороны, занятия стали проходить более продуктивно».
Стрелкам для работы Zoom не подойдет, кроме переговоров и теории, поэтому был найден выход — в прошедшие выходные воспитанники школы приняли участие в виртуальном турнире по стрельбе. «На просторах интернета мы нашли симулятор соревнований, максимально похожий на наш вид спорта. Понятно, что это не совсем стендовая или пулевая стрельба, но это позволяет поддерживать соревновательный интерес у учащихся», — поделился Демин.
Влияют ли домашние тренировки на домашнюю жизнь?
Как рассказал Ильин, к нему периодически вбегает младший сын, когда тот проводит вебинары на большое количество человек: «Папа, почини мне, пожалуйста, машинку». Старший понимает ситуацию, поэтому заходит и что-то спрашивает шепотом. «Одним полушарием мозга я сосредоточен на шахматах, вторым — пытаюсь починить машинку», — смеется шахматист.
В целом же, его быт не сильно изменился, ведь он начал работать онлайн только в школе Нежметдинова — ученики у Ильина по всему миру, он занимался с ними раньше в скайпе и продолжил это делать. «Тем не менее, хочется продолжать посещать шахматную школу, скучаю по своим ученикам, по живому общению. От этого больше устаешь, но это важно», — отметил специалист.
С Калининой ситуация немного другая — она живет с сестрой и собакой. «Я живу с сестрой, поэтому кто первый занял, того и комната с компьютером (смеется). Чаще всего происходит так: либо она здесь, а я занимаюсь на кухне, то наоборот. В целом, стараемся не мешать друг другу. А собака у меня умная, воспитанная, не шумит, когда я работаю с учениками».
Бадминтонистка заметила, что ей и самой нужны тренировки, но во время работы с детьми она получаю лишь треть необходимых нагрузок. Приходится дорабатывать после.
Как дети относятся к домашнему образованию?
Ильин справедливо заметил, что рано или поздно мы вернемся к нормальной жизни. По его словам, шахматы — такой вид спорта, которым можно заниматься дистанционно, а чтобы добиться высоких результатов, необходимо лишь грамотно построить тренировочный процесс.
«Шахматы хороши тем, что они способны заинтересовать. Что происходит в школьных онлайн-уроках? 80% скучает, отбывает номер, лишь 20% хоть как-то заинтересованы. В шахматах такого нет, детей, которые выступают на высоком уровне никто не заставляет заниматься, они на моих уроках отдыхают. Поэтому готовы провести час-полтора за компьютером. Помимо занятий, им важно поиграть, у них есть заинтересованность. на уроках я не замечал скучающего ребенка», — заявил тренер.
В группах Калининой проблем с мотивацией или отсутствием тяги к работе также нет: «У моих ребят только первый год обучения, но им все равно интересно, говорят, что скучают по залу. Они скучают друг по другу — когда ребята встречаются в программе, перед началом тренировок что-то обсуждают, разговаривают».
Нет комментариев-