Судья зачитывала приговор больше двух часов. В итоге лишь прокурор Ринат Каримов заявил, что в целом решение его устраивает, но при этом оговорился — документ еще требует тщательного изучения. Родственники же погибших и подсудимого выразили свое недовольство по поводу приговора. Кому-то он показался слишком мягким, кому-то — слишком суровым.
Напомним, ранее ИА «Татар-информ» сообщало, что в ночь на 2 июля на 52-м километре трассы Набережные Челны — Заинск — Альметьевск в аварию попал автобус, в котором ехали 28 пассажиров.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/bf4a311cb383d7dd567e7724c2bfb574a5b911a95e34f90f84ad68ce66f3.jpg)
Как установило следствие, водитель «Неоплана» превысил скорость, не учел дорожных и погодных условий, пренебрег дистанцией и столкнулся с грузовиком «МАН», который находился на прицепе у большегруза «КАМАЗ» и ехал в попутном направлении. От удара автобус загорелся, выехал на разделительную полосу и перевернулся. В результате аварии 14 человек погибли, в том числе четверо детей, остальные получили различные травмы. Автобус и грузовики полностью сгорели.
В приговоре суда нашел отражение и тот момент, что Ижмуков вину не признал. На суде подсудимый сообщил, что 25 лет работает водителем, хорошо знает трассу, в ту ночь ехал с разрешенной скоростью и никогда бы не попал в аварийную ситуацию, если бы перед ним не выскочил «МАН», у которого, по утверждению Ижмукова, не горели габаритные огни или же они были сильно грязными. Также, по его словам, на грузовике не было аварийного знака.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/dc6b329345cf787454be705917a8dd92f26fb18f58534bfb16444ba80ab1.jpg)
По предположению Ижмукова, ДТП могло произойти вследствие того, что сцепка между «КАМАЗом» и «МАНом» пришла в негодность, из-за этого иномарку болтало из стороны в сторону. Вполне могло случиться так, что в какой-то момент сцепка сорвалась, и это привело к столкновению.
Однако, по мнению суда, утверждения Ижмукова опровергаются свидетельскими показаниями очевидцев происшествия из числа родственников погибших, выживших в аварии пассажиров, водителей грузовиков «КАМАЗ» и «МАН», а также других участников дорожного движения.
Большинство выживших пассажиров сообщали, что их выбросило из горевшего автобуса. Кто-то очнулся, уже лежа на траве, кого-то успели вытащить из салона другие пассажиры, кто-то выбрался самостоятельно. Выжившие в аварии высказывали разные мнения по поводу того, с какой скоростью передвигался автобус. Были утверждения, что водитель «не гнал». Однако суд критично отнесся к этим высказываниям, считая, что далеко не все могут правильно оценить скорость, тем более если это делалось «на глазок».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/3a18fb70ede2f66d9c0c625804a04407cc8985906a638dfd78c5f8de6eee.jpg)
Что же касается автотехнической экспертизы, то, по утверждению экспертов, автобус шел со скоростью не менее 113,9 километра в час, что и стало основной причиной столкновения. Мнение же эксперта, которого привлекли к делу адвокаты Ижмукова, суд счел необъективным, поскольку в его распоряжении были только те документы и факты, которые предоставили защитники подсудимого. А этого явно недостаточно для проведения полноценной экспертизы.
Суд дал также оценку другим аргументам стороны защиты. В частности, он опроверг доводы о том, что знака «70» не было на том отрезке пути, пока не произошла авария. Напомним, что свои сомнения в подлинности знака адвокаты аргументировали тем, что знак выглядит новеньким — на нем нет следов копоти и гари, хотя он находился в эпицентре ДТП.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/ca6ed22d7c1d674568d4aafa98a2697176641370d2c0884d3ed8d63dfca7.jpg)
В решении получила отражение и ситуация с видеорегистратором, уничтожение которого экспертом наделало много шумихи в прессе. Как еще раз сообщил после судебного процесса прокурор, запись видеорегистратора пытались восстановить сначала в Казани, потом в Москве.
Пытаясь извлечь информацию, московский эксперт применил способ, который привел к уничтожению самого прибора. «Он просто предпринял последнюю попытку достать нужные сведения, уничтожающую», — объяснил прокурор.
По мнению суда, у Ижмукова была техническая возможность предотвратить аварию, но из-за пренебрежительного отношения к ПДД он этого не сделал. В качестве смягчающего обстоятельства суд признал тот факт, что Ижмуков сам пострадал в ходе ДТП — во время столкновения его выбросило из автобуса, он потерял сознание, когда очнулся — стал помогать людям выбираться из горящего салона, для чего выбил заднее окно.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/e6f8e94af0e6d3d1c3f0e01d28c266a0a5c40bf468a8438436ad13e7c5fc.jpg)
Суд приговорил Александра Ижмукова к 4,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В качестве дополнительного наказания суд установил ограничение в виде запрета заниматься профессиональной деятельностью, связанной с вождением автомобиля, в течение трех лет.
Гражданские иски потерпевших, касающиеся материальной компенсации морального вреда, суд отклонил, сообщив, что потерпевшие могут предъявить свои претензии в процессе гражданского судопроизводства.
Напомним, что гражданские иски подали чета Галимовых, которые потеряли в ДТП дочь — выпускницу медицинского университета. Они оценили моральный ущерб в 50 миллионов рублей. А также гражданские требования предъявил Валерий Мельников, который потерял в ту ночь жену и двух сыновей. Его исковые претензии составили 4,5 млн рублей.
Отметим, несколькими днями раньше, во время прений сторона обвинения просила для подсудимого 6,5 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Помнится, тогда после заседания к прокурору подошел один из потерпевших и с горечью в голосе упрекнул: «А ведь говорили, что запросите семь лет». Потом в разговоре с корреспондентом ИА «Татар-информ» потерпевший продолжил тему: «Погибли ни в чем не повинные люди, страшной смертью погибли, за такое и семи лет мало...»
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/6b62db0e82f47f6b441806da5a5f0a42f83c663d99671ef8c898b7ddeddd.jpg)
Сразу же после завершения суда родственники Ижмукова выступили с заявлением о том, что их не устраивает принятое решение. В первую очередь потому, что в нем не нашли отражения существенные факты. Так, племянница Александра — Юлия Ижмукова заявила, что считает приговор необоснованным. По ее словам, он противоречит изложенным в ходе процесса фактам. В первую очередь родственников не устроил акцент, сделанный в приговоре на нарушении скоростного режима. Утверждение, что автобус шел со скоростью 113,9 километра в час, по ее словам, осталось недоказанным. Поскольку данные системы ГЛОНАСС указывают на то, что превышения скорости во время прохождения допущено не было. Во время ДТП она составляла 74 километра в час. Ижмукова подчеркнула, что автобус оборудован ограничителем скорости, который не допускает превышения скорости более 100 километров в час.
«Возмущает и история с флеш-картой с видеорегистратора, — сообщила девушка корреспонденту ИА „Татар-информ“. — Тот факт, что она оказалась нечитабельной, не дает права ее уничтожать. Поскольку у предмета есть собственник – это предприятие-перевозчик. Поэтому только владелец может ею распоряжаться и принимать решение — уничтожать или сохранить».
Покидая зал заседания, сын Александра Ижмукова крикнул отцу: «Держись, ребята передают тебе привет!» Видимо, речь шла о водителях самарского предприятия, которые, по словам родственников, переживают за коллегу.
Свое недовольство приговором в разговоре с корреспондентом ИА «Татар-информ» выразили и потерпевшие.
Так, вдова погибшего декана факультета математики и естественных наук Ижевского государственного технического университета имени Калашникова, доктора физико-математических наук Али Алиева Ольга Мищенкова сказала, что не чувствует удовлетворения от приговора.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/c3be76e3f796f2447e778e32eec1a81c78ab8d45fd324cbbb081e0d03372.jpg)
«Правду так мы и не узнали», — сказала она. — Нам преподнесли только одну версию случившегося. Версию же о том, что водители „КАМАЗа“ и „МАНа“ причастны к ДТП, просто не проверяли. Хотя абсолютно исключить такое развитие событий у меня лично нет оснований. Я не говорю, что Ижмуков не виноват. Конечно, его вина в случившемся есть. Водитель несет полную ответственность за тех, кого он везет. Однако наказание должны понести все виновники происшествия, а не только тот, на ком сфокусировало свое внимание следствие. Осталось очень много вопросов. Уже доказано, что наши родные погибли от огня, а не от столкновения. Откуда взялся пожар, откуда появился разлив топлива на трассе — никто толком не объяснил».
Бабушка погибшей Марии Галимовой посчитала вину Ижмукова доказанной.
«В 2016 году я ездила в Самару, возвращалась обратно на автобусе Александра Ижмукова, — заявила бабушка ИА «Татар-информ». — Он и тогда гнал автобус с сумасшедшей скоростью. За окном лил дождь, а он ехал, не сбавляя скорости. Всю дорогу я молилась, чтобы не попасть в аварию. А здесь утверждают, что он ехал со скоростью чуть ли не 70 километров в час. Так не бывает, чтобы водитель "перевоспитывался" в течение короткого времени. Сразу же после аварии мы были на месте происшествия. Уже тогда все говорили, что автобус шел со скоростью свыше ста километров. А сейчас выясняется, что у него стоял ограничитель и он ехал без нарушений. Что за сказки? Откуда они только взялись? Если бы “КАМАЗ” и ”МАН” везли топливо, то большегрузы просто взорвались бы, а не горели, как это случилось. Эти машины по всей округе по частям бы собирали. А Ижмуков сразу на месте происшествия сказал: “У меня был полный бак солярки”».
Осталась недовольна бабушка и тем, что Ижмуков отправится в колонию-поселение.
«Мы по телевизору видели, как живут в этих колониях-поселениях водители, которые совершили смертельные ДТП. Хорошо живут. Холодильники забиты продуктами до отказа. Условия почти домашние. Жены к ним могут приезжать и оставаться на проживание чуть ли не на 13 дней», — сказала пожилая женщина. А затем добавила: «Он-то будет жить, а нашу внучку уже не вернуть».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/daf4cf97279513a62cd8ddc7b6ef3671d43b1aed1503c41085eba836a1b4.jpg)
Нет комментариев-