Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Айсылу Галиева: «Независимо от места проживания каждый татарин, чуваш, якут, мариец или бурят должны знать свой родной язык»

Айсылу Галиева: «Независимо от места проживания каждый татарин, чуваш, якут, мариец или бурят должны знать свой родной язык»
Мама троих детей, кандидат филологических наук рассказывает о том, почему нужно учить и знать татарский язык.

«Татарский должен быть обязательным в школах»

Надо ли оставлять обязательным изучение татарского языка в школах? Если нет, то к чему это может привести?

- В школах татарский язык должен быть обязательным. На основе Конституции России у республик и областей в составе Российской Федерации есть свои Конституции, своя система законодательства. По Конституции Республики Татарстан русский и татарский языки оба являются государственными (статья восьмая). Эта статья гарантирует равноправное существование этих двух языков в республике. Это положение Основного закона Республики Татарстан нашло также отражение в законе «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан». В девятой статье этого закона говорится, что образовательных учреждениях Татарстана татарский и русский преподаются в равных объемах. И, наконец, у нашей республики есть Закон об образовании, и на основе восьмой статьи этого закона русский и татарский языки преподаются в равном объеме. У нас действительно преподавание государственных языков шло на основе этих законов и положений. В школьных программах было равное количество уроков татарского и русского языков, татарской литературы и русской литературы.

С правовой стороны все ясно, а с моральной стороны – нужно ли преподавать государственные языки в равных объемах?

- Нам сегодня надо воздержаться от эмоций, потому что те, кто против татарского языка, заявляют, что им плевать на Конституцию Татарстана. Это буквально слова представителя комитета русскоязычных родителей, участника конференции, проведенной вчера одной из интернет-газет. Основной закон Республики Татарстан не входит в противоречие с Конституцией России. Может ли считающий себя законопослушным гражданином человек делать такие заявления? Мне кажется, нет. Независимо от места проживания каждый татарин, чуваш, якут, мариец или бурят должны знать свой родной язык. Конституция Российской Федерации, Закон об образовании РФ не создают препятствий изучению родного языка. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», если не ошибаюсь, в пункте 1 статьи 14, сказано, что каждый гражданин страны имеет право на изучение родного языка. С примечанием «при условии, если администрация школы может обеспечить эту возможность». Скажем, татарин в Новосибирске идет в свою школу и пишет заявление: «Прошу преподавать мне татарский язык». Если школа находит учителя татарского, то она организует преподавание татарского для этого человека.



Заявления, высказанные президентом Владимиром Путиным в Йошкар-Оле, я понимаю так. Государственные языки в республиках должны преподаваться так, как это указано в законах самих республик. Но в то же время представители других народов, проживающие в этой республике, – чуваши, марийцы и другие – они, помимо государственных языков, получают право изучать и родные языки. Исходя из их требований, должно быть организовано преподавание родных языков. Но в нашей республике языки так и изучают. Например, в Нурлатском, Дрожжановском районах проживают много чувашей. У них в школах преподавание ведется на чувашском языке, в то же время они учили как предмет русский и татарский языки. Там ведь проблем не было. Учебный процесс они ведут на родном чувашском языке, а в качестве государственного языка РФ изучают русский, в качестве государственного языка РТ изучают татарский язык.

«Некому будет прочитать молитву на татарском на меджлисах»

- Сейчас некоторые родители-татары призывают убрать татарский из школы, мол, достаточно того, что дети будут говорить на нем дома, в семье. На что родители должны обратить внимание при выборе учебного плана? 

Я сама уже прошла через это. Когда мой сын пошел в первый класс, мы надеялись, что откроется татарский класс, тогда татароязычные родители больше, чем русские, кричали: «Зачем нам татарский?», «Говорим дома, и хватит этого». Если ребенок не учится на татарском языке, если 12-13 часов в школе проводит, общаясь на русском, он начинает мыслить по-русски. «Мы же дома общаемся по-татарски, в школе татарский не нужен» - эта позиция ошибочна. Если ребенок в жизни думает на русском, со своими детьми он уже не сможет говорить на татарском. Все, на что способны будут эти дети, так это обращаться к родителям «аника, атика» - не более. А их дети вообще будут русскими. Эта женщина, заявляющая: «Мне татарский не нужен, хожу на татарские концерты, дома говорю на татарском», сама потом окажется в такой ситуации, когда на ее похоронах внуки не смогут прочитать заупокойную на родном языке. 


Значит, родители, выступающие за переход на пятидневку, напрасно надеются, что все станет проще и удобнее?

- Это неправильно. Во-первых, по уставам школ, в Татарстане 6-дневная учебная неделя. Во-вторых, по Конституции Татарстана в нашей республике два государственных языка. На основе той же 9 статьи Закона о языках, 8 статьи Закона об образовании РТ государственные языки должны изучаться в равных объемах. А родители, выбрав первый или второй учебный план, получается, автоматически нарушают законы Республики Татарстан.

Все же какой предмет могут изучать теперь дети родителей, выбравших эти учебные планы?

- Зависит от того, что выберет школа вместо татарского языка. Во многих школах еще не составлены программы для этих трех часов, отведенных на родной язык. Если судить по сообщениям в соцсетях, в какой-то школе выбрали древнеславянскую письменность, где-то краеведение, риторику. Что бы ни было, это не будет русский язык, который до этого изучали по 6-8 часов. В самих администрациях школ говорят: мы пока не знаем, каким будет этот предмет – «родной язык», который должен быть в рамках изучения русского языка. Но одно известно – программа будет отличаться от программы предмета «русский язык». Возможно, будут изучать фольклор.



Значит, думать, что отказ от татарского решит все проблемы – неверно?

- Все не так гладко. Появились те, кто не совсем согласен увеличением количества русского языка – 11 часов в неделю им кажется неоправданно много. Такие мысли звучат в обсуждениях в социальной сети «ВКонтакте».

Что сейчас могут предпринять директора школ, как Вы думаете?

- Что я могу сказать? Надо было думать об этом раньше. В школу пришла прокурорская проверка. Прокуроры выписали представления. Мол, директора школ должны искупить свои «грехи». На выполнение постановления разным школам было дано разное время. Не выполнившие постановление директора призываются к административной ответственности. Согласно статье 19.5 Кодекса РФ по административным правонарушениям на них могут наложить штраф и попросить уйти с должности. Директора поспешили поменять учебные планы. Но им надо было оспорить эти постановления в суде. Пока суд будет выносить решение, спокойно можно работать по прежней своей программе. Когда еще выйдет это постановление – через полгода, год.

Учителя татарского также начали получать уведомления. Им не надо соглашаться с увольнением. В случае сокращения, два месяца выплачивается пособие в размере средней заработной платы. Учителям тоже надо обращаться в суд. Есть адвокаты, готовые защищать их права. Есть тот же Павел Шмаков, директор школы «СОлНЦе». Он сам выступил против прокуратуры. Хоть и не татарин, он защищает права своих учителей.

«Я понимаю жалобы этих родителей»


А раньше были какие-то претензии к преподаванию татарского языка? Действительно ли методика обучения татарскому языку такая сложная?

- Если бы я была русскоязычной и мои дети не знали татарского языка, возможно, я бы тоже жаловалась. В этом случае я склонна поверить моим оппонентам. Скажем, делаем уроки по английскому языку, учебник полностью на английском. Мы пишем диктанты, произношение слов слушаем в интернете. Этот предмет есть, по нему ставятся отметки – мы его выполняем. В этом случае я могу себя поставить на место русскоязычных родителей. Приходит их ребенок из школы, в учебнике татарского языка все написано на татарском. Не может же быть написано по-другому. Если упражнения и задания будут на русском, это ведь уже не будет учебник татарского языка. Я понимаю недовольство и жалобы этих родителей, они не могут помочь своим детям сделать домашние задания. Если по математике, химии можно посмотреть решения в интернете, по татарскому языку такой возможности нет. Родители не могут помочь своим детям, поэтому переживают.

Я бы не стала критиковать методику, могу лишь сказать по работе учителей татарского языка. Есть разные учителя татарского. Есть те, кто не переносит учеников вообще, проводят уроки чисто формально. Но если ты учитель, ты уж постарайся, чтобы дети стали умными. Если для тебя ребенок «тупой», то, возможно, тебе просто не надо работать в школе. И если ты преподаватель татарского языка и литературы, то старайся расширять кругозор, читай новые литературные произведения, которых нет в программе. Кто вот сейчас в школах останется – такие горе-учителя или те, кто просто влюблен в своей предмет? Будут ли перемены в качественном плане, или хороших учителей повыгоняют из школ? Мне кажется, главная роль на уроке отводится учителю. Есть же примеры, когда именно учителю удается привить любовь учеников к своему предмету.


Говорят, что родители рассказывают друг-другу об одной из таких учителей, мол, есть такая учительница татарского языка, фамилия русская, и ее уроки очень хорошие. Уроки свои ведет по учебникам «Салям», «Татарча да яхшы бел», но не просто по учебнику, а дает разговорные навыки, учит через игры. Строит диалоги с учениками. Например, на одном уроке поиграли в магазин. Дети хотят играть в эту игру: «Давайте поиграем в магазин». Это дети, проучившиеся всего 2 месяца в первом классе. После урока учителю вслед кричат хором «Рэхмэт!». Если дети не любят учителя, не может быть хорошего отношения к его предмету.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев