Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Айрат Фаррахов: «Дума рассматривает сегодня в 2 раза меньше законопроектов, но это не значит, что активность депутатов стала меньше»

Айрат Фаррахов: «Дума рассматривает сегодня в 2 раза меньше законопроектов, но это не значит, что активность депутатов стала меньше»
Депутат Госдумы от РТ рассказал об итогах работы весенней сессии Парламента России.
Депутат Государственной Думы экс-заместитель министра финансов РФ, рассказал ИА «Татар-информ» об основных направлениях бюджетной политики, и дал оценку ряду законодательных инициатив своих коллег.


Расскажите об итогах сессии. Какие вопросы на ваш взгляд были самыми важными? На что стоит обратить особое внимание?

— Завершился первый год работы депутатов Госдумы седьмого созыва. Безусловно, с одной стороны это был тяжелый год. Наверное, это был год завершения кризисной ситуации, когда падали доходы федерального бюджета. Ну и я бы, наверное, назвал его годом ожиданий. Год ожиданий, который постепенно переходит в электоральный период. Впереди выборы Президента РФ, выборы в очень многих субъектах страны, и, в общем-то, электоральный период не прекращался, он с новой силой начинается. Но при этом, конечно же, тон этому году задал Президент РФ в своем послании депутатам Федерального собрания. Он отметил ряд конкретных тактических и стратегических позиций, которые необходимо достичь в ближайшее время. Из стратегических я бы обозначил задачу формирования налоговой политики на ближайшие годы, межбюджетных отношений. И самое главное — это принятие мер, которые вывели бы экономику страны на более высокие темпы роста, не меньше среднемировых. Я хочу отметить, что среднемировые темпы роста — это 3,5 процента валового внутреннего продукта. Это сложная и трудновыполнимая задача, которая требует не просто усилий депутатов Госдумы, а принятия конкретных мер, которые позволили бы измениться нашей экономики, создать условия, чтобы мы могли расти больше, чем на 3 процента. Государственная Дума рассматривает сегодня в 2 раза меньше законопроектов, которые принимаются депутатами, но это не значит, что активность депутатов стала меньше. Это значит, что качество принимаемых и рассматриваемых законопроектов становится существенно лучше. И если вы посмотрите показатели работы Госдумы за предыдущий год, то есть 6 и 7 созыва, то увидите, что внесено ровно в два раза меньше законопроектов и принято ровно в два раза меньше законов. Но в целом, все отмечают, что качество этих законов стало намного лучше. Правоприменение будет намного эффективнее, и если мы говорим, что законы — главная структурная основа общества, то нужно отметить, что качество этих проектов существенно изменяется.

Каким образом оценивается качество законопроектов?

— Вы знаете, мы не можем говорить о вновь принятом законе, насколько успешным будет его правоприменение. Хотя мы пользуемся мнением экспертов, мы оцениваем регулирующее воздействие данной законодательной инициативы в перспективе. В Госдуме 7 созыва происходит максимально широкое обсуждение законопроектов, это подчеркивают депутаты из оппозиционных фракций, максимально большое количество выступлений по тому или иному законопроекту, то есть проект закона, внесенный даже правящей партией, не проходит просто так, он детально обсуждается. Как вы знаете, закон вносит конкретный субъект, имеющий право законодательной инициативы — депутат, группа депутатов, правительство, но ко второму чтению закон становится уже законодательной инициативой депутатов государственной думы. И во втором чтении его докладывает не автор закона, а комитет. И есть очень большое количество законов, которые концептуально стали богаче, эффективнее, нежели они были при внесении. Поэтому я хочу подчеркнуть, что когда закон более детально обсуждается, тогда вносится значительное количество поправок, он становится эффективнее.

Расскажите про разработку бюджета на 2018-2020 годы. Какие изменения планируется в него внести?

— Да, это очень хороший вопрос, поскольку, наверное, ключевым событием весенней сессии, является работа над предстоящим бюджетом. И можно выделить два наиболее важных инструмента этой работы. Это до внесения бюджета. Безусловно, бюджет мы будем рассматривать в осеннюю сессию. Первое — это основные направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики. И второй документ — это бюджетное правило. Это два ключевых инструмента, которые формируют основы бюджетной политики на предстоящий трехлетний период. Какие изменения произошли? Впервые в бюджетный кодекс внесены очень важные изменения. Первое — все три документа, которые вносятся Правительством разрабатываются в рамках полномочий министерства финансов. С этого года основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, объединены в один документ. Это очень важная составляющая, и это очень позитивно оценивали все эксперты и все фракции. Второе — этот документ впервые обсуждался не осенью, в момент внесения бюджета, а весной, перед обсуждением данного проекта в Правительстве. То есть здесь статус существенно вырос, потому что эти основные направления, которые охватывают анализ ситуации в экономике, в мире, анализ исполнения задач за предыдущие годы, а также задачи, стоящие перед правительством, докладывали на площадке Госдумы, правительства и Министерства финансов. И на площадке Госдумы состоялось очень интересное обсуждение с приглашением большинства экспертов, которые работают в области экономики и макроэкономики, были представители от Республики Татарстан. Я хочу сказать, что законодательно уже решен вопрос суверенных фондов РФ. Как вы знаете, у всех этот вопрос вызывал много споров, объединение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). В Резервном фонде на сегодняшний день примерно 1 трлн рублей, в Фонде национального благосостояния примерно 4,4 трлн рублей, и депутатами законодательно поддержано, что будет фонд, который станет правопреемником ФНБ. Почему? Потому что изначально ФНБ — это так называемый устойчивый резерв Правительства для исполнения обязательств перед пенсионерами. Откуда берутся деньги в этих фондах? Вот здесь я бы хотел плавно перейти к теме бюджетного правила. Вы знаете, что бюджетное правило в этом году не работало — точнее было приостановлено, а в 2018 году будет работать переходное бюджетное правило. Бюджетное правило — это специальный инструмент бюджетной политики, который используется в большинстве государств, у которых нефтегазовые доходы существенно превышают не нефтегазовые доходы. И бюджетное правило является некой страховкой и возможностью снизить зависимость бюджета от внешней конъюнктуры. Я, в первую очередь, имею ввиду цены на нефть, их существенное снижение. Вот сегодня 40-45 (долларов за баррель нефти, — прим. ТИ), а буквально 3 года назад это было 120-130 долларов, и мы, конечно же, получали колоссальные доходы. И получая доходы в условиях высоких цен на нефть, чтобы мы не увеличили расходы и не оказались в тяжелой ситуации после существенного падения цен, применяется бюджетное правило. Его смысл — это отсечение доходов на определенном уровне и формирование специальных резервов на будущее время, когда международная конъюнктура может изменится.

Сегодня Совет федерации принял решение, что планка отсечения будет 40 долларов.

— Да, основная конструкция утвержденного бюджетного правила — это специальная пропорция, в которую входят все нефтегазовые доходы выше 40 долларов (за баррель нефти, — прим. ТИ). 40 долларов — это базовая цена на нефть. Далее — сумма, которая используется для обслуживания государственного долга, и сумма основных акцизов и цены на газ. Соответственно все доходы, которые выше 40 долларов, аккумулируются в Резервном фонде и частично идут на погашение дефицита бюджета. Необходимо отметить, что при формировании бюджетного правила также были описаны полномочия правительства, точнее Минфина, как ему можно тратить эти резервы. Так вот, если эти резервы превышают 5 процентов от ВВП, допустим, 5 триллионов рублей, это очень условно, то правительство, может направить эти деньги на расходы, компенсируя недополученные нефтегазовые доходы. Если сумма превышает 7 процентов, и были хорошие цены на нефть, то правительство может направить эти деньги из резерва на инфраструктурные проекты. Например, на строительство высокоскоростной магистрали Казань-Москва. Если конъюнктура была очень плохая, то есть резервы меньше 5 процентов ВВП, и при этом имеется дефицит бюджета, то правительство имеет право направить туда не более 1 процента. Таким образом, формируя бюджетное правило, мы формируем предельный объем расходов федерального бюджета на ближайшие 3 года. То есть бюджетное правило, с одной стороны, защищает государство от волатильности и увеличения трат, но при этом четко формирует предельный объём расходов. Почему это очень важно? Наверное потому, что сейчас нет отрасли, которая не нуждается в дополнительных деньгах, в дополнительных инвестициях, увеличении кадров и так далее. И Минфин РФ пользуется бюджетным правилом для того, чтобы сформировать предельный объем расходов на ближайшие 3 года. Соответственно, когда мы знаем предельный объем расходов, тогда мы понимаем, что его недостаточно, и начинаем программу повышения эффективности имеющихся расходов, мы работаем над приоритизация расходов. Мы не можем увеличить наши расходы, чтобы потом не оказаться в ситуации дефолта, когда мы не можем оплатить свои обязательства. Это чрезвычайно важно для макроэкономической стабильности. Что такое макроэкономическая стабильность? Это будущее государства. Государство не может допустить ситуацию снижения макроэкономической стабильности. И говоря об основных направлениях бюджетной политики, я могу сказать кратко. Первое — все отмечали, что наша страна имеет высокую степень макроэкономической стабильности. У нас хороший платежный баланс и хорошие резервы. У нас, в целом, стабильная налоговая политика, которую мы должны сохранить. Для будущего развития чрезвычайно важна предсказуемость наших действий, для бизнеса, для экономического роста. Что сейчас сильно тревожит — это демографическая проблема. К сожалению, в большинстве субъектов мы уходим в отрицательный естественный прирост, смертность становится выше, чем рождаемость. Для экономики это чрезвычайно тяжелая ситуация, потому что практически миллион работоспособных граждан в ближайшие десять лет будут становиться неработающими, и растущая продолжительность жизни, к сожалению, снижает наш трудовой потенциал. Это очень большая проблема.

Можно уточнить про демографию, это был циклический провал?

— Безусловно, это циклический провал, который появился в послевоенное время, и, к сожалению, характерен для Российской Федерации. Этот циклический провал связан с тем, что в ближайшие 10 лет мы будем ежегодно терять по 1 млн трудоспособного населения. Конечно же, это невосполнимая проблема. И поскольку сейчас мы не можем активно повлиять на эту проблему, то должны искать другие возможности влияния на экономический рост. Вторая важнейшая проблема, которую нам необходимо решить для экономического роста — это недостаток инвестиций в основной капитал и их качество. Ведь одна из основных заслуг Татарстана и причина его роста даже в кризисные годы заключается в том, что республика никогда не снижала объем инвестиций в основной капитал и всегда находила возможность не просто диверсифицировать экономику, а обеспечивать условия для инвестиций. Потому что это является условием экономического роста в перспективе. Это два важнейших условия, и, наверное, главный лозунг экономической политики на ближайшие три года — это сохранение стабильной и предсказуемой налоговой системы. Нельзя бесконечно увеличивать налоги, нужно делать их максимально стабильными. И эта предсказуемость является важным условием для инвестиций и роста экономики в будущем. Хотел бы отметить, что принципиально налоги не будут изменены, и это хорошо. Таможенно-тарифная политика также в целом не претерпит каких-то существенных изменений, и это тоже хорошо. В бюджетной политике и межбюджетных отношениях, к сожалению, мы не находим каких-то прорывов, но, по крайней мере, она стабильна. И каждый раз Минфин декларирует правило двух ключей — мы не можем принимать решения на федеральном уровне, не дав право субъекту РФ согласиться с этим или нет. Поэтому условие двух ключей декларируется каждый раз, это очень важно. Но с другой стороны, есть две вещи, на которые я хотел бы обратить внимание. Первое — на это обратила внимание Счетная палата, мы фиксируем 1,5-процентный рост экономики. Безусловно, наша страна нуждается в большем экономическом росте, поэтому мы должны создавать какие-то дополнительные стимулы для этого. Фиксации роста в 1,5 процента, на мой взгляд, недостаточно. И мы должны ставить более амбициозные задачи и, безусловно, искать варианты решения. Тем более, что президент поставил эту задачу в своем послании. И второе — мы находимся в преддверии существенного дефицита бюджета системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Она пополняется из двух источников. Первый — это обязательное медицинское страхование работающих граждан, за которое они отвечают сами и оплачивают 5,1 процент. И страхование не работающих граждан — это дети, старики. За это отвечают субъекты РФ. Так вот, ответственность субъектов вырастет примерно на 18 процентов. В целом, на мой взгляд, это порядка 50 млрд рублей, которые субъекты будут дополнительно выплачивать на страхование неработающего населения. Безусловно, для них это будет серьезной нагрузкой. Я думаю, что это станет одной из обсуждаемых тем при рассмотрении федерального бюджета и, конечно же, при рассмотрении бюджета фонда ОМС. Не смотря на то, что в последнее время почти все субъекты консолидировано выросли на 9 процентов, у них есть серьезные задачи — выполнение указов, обеспечение инвестиционных проектов. И нагрузка, которая ляжет на субъекты в соответствии с основными направлениями налоговой политики — повышение платежа за неработающее население примерно на 18 процентов, для них это будет очень сложно. Поэтому я уверен, что необходимо искать дополнительные стимулы и возможности для решения вопроса дефицита фонда ОМС. Это два важных вопроса из основных направлений налоговой политики.



Это с 2018 года ожидается такой рост по системе ОМС?

— С 2018 года он предложен по основным направлениям бюджетной политики, то есть пока предложено к обсуждению увеличение платежей субъектов в фонд ОМС примерно на 18 процентов.

С чем связано это увеличение?

— Я еще раз повторю, ФОМС формируется из двух источников. Застрахованные работающие платят за себя 5,1 процента, за застрахованных неработающих граждан платит субъект РФ по специальной формуле. Соответственно, этот платеж предполагается увеличить. Надо признать, что он не повышался более 4 лет. И сейчас этот платеж предлагается увеличить. Конечно же, это, на мой взгляд, будет проблемой для многих субъектов.

Получается, что это инициатива правительства, а не Минфина?

— Ну, это правительство и Минфин, то есть это предложение правительства России. То есть мы с вами сейчас обсуждаем основные направления бюджетной политики, этот вопрос специально вынесен на обсуждение.

А для Татарстана этот рост тоже будет 18 процентов?

— Я пока не могу оценить сумму, которая необходима. Но в целом, по данным Счетной палаты, эта сумма платежа на неработающее население для всех субъектов увеличится примерно на 50 миллиардов рублей. Если сегодня весь объем платежа за неработающее население составляет примерно 600 миллиардов рублей, то сумма увеличится примерно на 50 миллиардов. Конечно же, это существенная нагрузка для региональных бюджетов.

Чем продиктовано такое перераспределение? Чем оно обосновывается?

— С одной стороны есть дефицит фонда ОМС и необходимо балансировать его бюджет. Платеж на неработающее население не повышался последние 4 года. Выбран такой источник и я полагаю что здесь нужно все внимательно взвесить. Возможности субъектов не велики. То есть у нас здесь разбег не большой. Либо повышать страховые взносы, а мы с вами сказали о том что налоги не меняются, либо повышать взнос на неработающее население. Другого источника нет. Поэтому принято такое решение, но при этом принято полагать что у субъектов не появилось дополнительной налоговой базы у субъектов еще есть масса других обязательств. Поэтому, я думаю это будет одним из самых обсуждаемых вопросов.

Давайте перейдем к менее глобальным вопросам. Сегодня Совет федерации одобрил курортный сбор. Как вы прокомментируете это решение? Не ударит ли это по внутреннему туризму?

— Сейчас уже можно кратко подвести определенный итог. В четырех субъектах Российской Федерации проводится эксперимент, он инициируется муниципалитетом. Это очень важный момент. После этого предложение уходит на уровень заксобрания субъекта, и региональный парламент одобряет эту инициативу муниципалитета. Ко второму чтению данный законопроект претерпел существенные изменения в части того, кто и как будет должен платить этот курортный сбор, и что его величина не должна превышать 50 рублей. Что это значит? Например, такой субъект как Ставрополь, имея бюджет примерно 85 млрд рублей, сможет заработать, в лучшем случае, около 2 млрд рублей. Конечно же, сумма не великая, но в месте с тем возникает важный вопрос — как это повлияет на туристический поток. Безусловно, полученные доходы будут иметь очень четкие направления, куда их можно тратить, эти дополнительные ассигнования позволят улучшить туристическую инфраструктуру. Конечно же, они будут направлены на качество туристической инфраструктуры. И конечно же, это повысит ответственность субъекта за принятие туристов. Они будут заинтересованы в том, чтобы туристы приехали, и появились эти дополнительные доходы. Это прямая заинтересованность муниципалитета. С другой стороны, как это повлияет на туристический поток? Каким образом удастся решить проблему теневого сектора? На сегодняшний день теневой сектор получает определенную выгоду, потому что у них будет выше напор гостей, будет трудно их выявить и обеспечить платежи. В-третьих, возникает целый ряд вопросов с администрированием, ведь данный сбор уже был. На мой взгляд, он прекратил свое существование в 2001 году потому, что расходы администрирования превышали доходы от этого сбора. Поэтому, на мой взгляд, надо понаблюдать за этим экспериментом, посмотреть как он будет работать, уже в новых российских условиях, в новых реалиях. В целом, я не думаю, что все субъекты очень активно включатся в эту работу. Я думаю, что будет очень много категорий граждан, которые будут освобождены от этого сбора, и я уверен в том, что субъекты, которые получили право введения этого сбора отдают себе отчет в том, что он может реально повлиять на туристический поток.

А как это коррелирует с конституцией? Получается, что это экономические ограничения свободы передвижения.

— Нет, я думаю, что здесь нет конституционных противоречий. Больше того, ни разу не ставился вопрос о том, что данный законопроект может быть оспорен российской конституцией в Конституционном суде. Вопрос стоит не так, а по-другому — как администрировать, как добиваться дополнительных доходов. Да и сам по себе сбор ограничен 50 рублями, это очень небольшая сумма.

Но 50 рублей — это же в день?

— 50 рублей в день. Но это право субъекта установить 50 рублей в день. Он может установить 5 копеек, он может установить 10 рублей.

А вы не знаете детали сбора? В какой момент его будут собирать?

— Я думаю, что данный вопрос субъекты сами будут планировать. Я не зря говорил о проблеме теневого сектора, о проблеме, когда многие люди приезжают, не регистрируются в гостинице, а регистрируются в частном секторе. Здесь конечно же возникает проблема и вопрос.



Еще одна законодательная инициатива — введение ответственности за не сообщение о том, что член тендерной комиссии является заинтересованным лицом. Можете рассказать, откуда это взялось?

— Во-первых, я хочу сказать, что концептуально идея этого законопроекта принадлежит нашей гражданке из Татарстана — Шумухаметовой Айгуль девушке, которая работает в пенсионном фонде В Азнакаевском районе. Она является победителем конкурса молодых парламентариев, который проводился в республике, и именно она предложила необходимость законодательного регулирования данного вопроса. И когда мы оценивали законодательные инициативы молодых законодателей, я поддержал эту инициативу и сказал, что обязательно постараюсь внести необходимые изменения, подготовить из этой инициативы настоящие законы. И на сегодняшний день, с группой моих адвокатов, юристов, помощников, мы сделали из этой инициативы настоящий проект федерального закона. Мы доказали экспертной комиссии, что он действительно необходим. Нас поддержала комиссия, поддержала ФАС и Минэкономразвития. И эта законодательная инициатива сейчас внесена в Госдуму в виде федерального закона, к ней уже присоединяется очень много депутатов. Я уверен, что она будет рассмотрена и внесена. Здесь два законопроекта. Первый — это внесение изменений в 44 федеральный закон о контрактной системе, а также внесение изменения в кодекс об административных правонарушениях. Вот так наши неравнодушные граждане, наши молодые люди предлагают свои инициативы, а мы доводим их до совершенства и вносим в Государственную думу.

Расскажите, насколько эта проблема актуальна и серьезна?

— Проблема очень актуальна. Мы оценивали регулирующее воздействие этого законопроекта, это очень важно. Допустим, государство выделяет деньги на строительство школ. Большие деньги. Остается полгода для того, чтобы построить детский сад или школу. Выигрывает компания. Комиссия коллегиально принимает решение. Компания начинает строить, ей перечисляют аванс. Через какое-то время выясняется, что в составе комиссии был человек, который в силу разных причин был аффилирован с этой фирмой. Соответственно, это является поводом для отмены строительства и результатов конкурса. Значит, мы не получаем объект, мы замораживаем государственные инвестиции. В целом, все очень плохо, а почему? Потому, что в законодательстве не определено, кто должен быть в этой комиссии, как он должен сообщить об обстоятельствах, которые не позволяют ему быть членом комиссии. Поэтому, это очень важная законодательная инициатива, она регулирует очень серьезные пробелы законодательства РФ и в целом законодательства в контрактной системе. Принятие данной инициативы позволит исключить очень много отмен конкурсных процедур, иногда необоснованных. В целом, конечно же, эта законодательная инициатива направлена не просто на устранение пробела, а на повышение эффективности бюджетных инвестиций.

То есть механизм получается такой: что если человек аффилирован он получает штраф, но стройка продолжается?

— Если человек аффилирован, то он законодательно обязан, до включения его в комиссию и формирования приказа о ее создании, сообщить о том, что есть обстоятельства, которые не позволяют ему быть участником данной комиссии. Если этого нет, то он несет административную ответственность.

То есть тендер отменяется, а нарушитель получает штраф?

— На сегодняшний день мы предполагаем, что тендер уже не будет отменяться. Потому что человек, понимая, что это серьезная ответственность, заранее сообщит об обстоятельствах которые, не позволяют ему быть членом комиссии.

Построить школу — это 200-300 млн рублей, а штраф всего 30 тыс.

— Но вместе с тем — это административный штраф, и это карьера человека. Вы никогда не возьмете к себе сотрудников, которые имеют административные наказания. Это впервые урегулировано. Если человек осознанно не сообщил об этом, то это, конечно же, серьезное нарушение. Хотя, я вам могу сказать о том, что вы задаете ряд тактических вопросов, которые будут решаться во втором чтении. Концепция закона понятна. Сейчас идет работа над вторым чтением, когда мы уже будем вносить дополнения к обстоятельствам. Но как правило, над законом так работают всегда.

Насколько перспективно его принятие и когда он будет принят?

— Я уверен, что он будет принят. Я уверен.

В осеннюю сессию?

— Трудно сказать. Вы знаете, я пока не понимаю, каким образом решается очередность тех или иных законопроектов. Очень многое будет зависеть от отзыва правительства, от того, каким образом напишут отзывы целый ряд экспертов, правовое управление президента. Поэтому будем работать над этой инициативой и дальше. Любой закон требует того, чтобы его сопровождали, ходили и обсуждали.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев