Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Айдар Метшин: «Я уверен, что как только мы получим статус ТОСЭР, импульс развития бизнеса значительно возрастет»

Айдар Метшин: «Я уверен, что как только мы получим статус ТОСЭР, импульс развития бизнеса значительно возрастет»
Глава Нижнекамского района РТ о перспективах развития города и района, поднимался ли всерьез вопрос об АЭС в Камских Полянах и где будет еще один мост через Каму.
Мэр Нижнекамска и глава Нижнекамского района РТ дал развернутое интервью ИА «Татар-информ» в котором рассказал о перспективах получения статуса ТОСЭР, планах развития инфраструктуры, отношениях городских властей с Татнефтью и ТАИФом, рассказал, о планах на ближайшие годы.

Как сейчас обстоят дела в столице нефтехимии и нефтепереработки Татарстана?

— Действительно, большинство людей воспринимает Нижнекамск как промышленный город, но ведь там живут люди, которые работают на этих промышленных предприятиях и которые должны быть заинтересованы жить и работать там. Поэтому мы должны говорить в том числе и о том, какие условия должны быть созданы для комфортного проживания людей. 

Конечно, замечательно, что наш город промышленный, не только столица нефтехимии, а с недавних пор и столица нефтепереработки Татарстана, где работают высокотехнологичные производства мирового уровня.

Мы никогда не будем столицей Татарстана, никогда не будем миллионным городом, и на это никто не претендует. Во всяком случае, я хотел бы жить в городе с численностью до 300 000 человек. Наверное, большое количество людей в таких условиях себя и видят, но тем не менее есть базовые потребности, которые одинаковы для людей, живущих в малых и больших городах. Это комфортные условия проживания — чтобы была работа, чтобы были условия для отдыха, чтобы детский сад хороший был, была возможность получить образование, не только общее, но и профессиональное, чтобы можно было самореализоваться. Вот простые обычные условия, никаких сверхъестественных требований люди не предъявляют. Вот об этом надо говорить.



Насчет численности сразу вопрос — а как же объединение с Набережными Челнами, Елабугой?

— Нет, нет. Ведь агломерация не предусматривает объединение городов и образование какого-то одного юридического лица в виде города.

В моем представлении агломерация — это концентрация, это сосредоточение условий и возможностей всех территорий. В нашем случае миллион жителей на Камской территории. И у каждого есть свои плюсы, есть свои минусы, есть свои особенности. И вот эти условия, особенности должны быть изучены, сопоставлены. Надо понять, какие есть трудовые ресурсы — где избыток людей, где их недостает. Где-то технологии, где-то транспорт.

В этом смысле агломерация, реализация этого проекта — это очень важный проект.



А какие планы?

— Насколько я осведомлен, техническое задание сформировано, ведутся предпроектные работы, однозначно определено, что будет мостовой переход через Каму в районе д. Соколки. Это очень важный узел инфраструктуры, который, по-моему, около 90 км будет составлять. Это ведь не только мост, это еще и дороги, которые будут подходить с обеих сторон Камы. А это не просто дорога, это инфраструктура, реальная инфраструктура, которая будет обеспечивать. 

Может быть, мы где-то недостаточно обращаем внимание на пропускную способность железнодорожного, авиа, автомобильного транспорта, а это имеет существенную роль в экономике. Так, как мы едем и как сегодня едет мир, Европа, развитые страны, это существенно отличается. И реализация такого проекта, как мостовой переход через Каму, продвинет нашу экономику. 

Мы уже сейчас, с имеющейся концентрацией промышленных предприятий, серьезно ощущаем перегруз, и пропускная способность уже очень тяжелая. Поэтому реализация этого проекта в этом смысле важна для нас. 



Какие-то планы еще можете озвучить?

— Безусловно, когда говорим о нашей территории, мы говорим о кластере «ИнноКам». Это уже частично реализованные проекты, как экологические очистные сооружения, например. Первый этап этого большого трехмиллиардного проекта относительно недавно был введен в эксплуатацию, то есть начало положено и это уже ощущается, хотя еще действительно надо продолжать и завершать. 
Это не только создание условий для действующей промышленности, но и перспектива развития для города

Для нас очень удобен такой вид общественного транспорта, как трамвай. Нижнекамск — компактный зеленый город, и у нас транспорт один из лучших в Российской Федерации, чтобы не сказать большего. Развитие трамвайных путей в новых микрорайонах, которое предусмотрено генеральным планом строительства города, важно для нас. Мы сейчас завершили производство проектно-сметной документации и заканчиваем этап экспертизы. Планируем, что в среднесрочной перспективе мы будем иметь возможность продолжить трамвайное сообщение в наших новых микрорайонах.

Можете озвучить в каких микрорайонах и сколько километров?

— Речь идет о трамвайном сообщении к новостройкам нашего города, около 12 километров путей, которые свяжут относительно старую часть нашего города, поскольку нам 50 лет, с новыми домами и нашей промышленной площадкой. Мы активно строимся — порядка 130 тысяч квадратных метров ежегодного вводим в эксплуатацию, в этом году будет введено 97 тысяч квадратных метров под социальную ипотеку. 

Активно застраивается 47-й, 49-й микрорайон — это для работников нижнекамских предприятий группы компании «ТАИФ», таких как «Нижнекамскнефтехима», «ТАИФ-НК», филиал ТГК-16. 34-й микрорайон активно застраивается уже на протяжении четырех лет для работников «Татнефть-Нефтехим», где наши «шинники» и «танековцы» проживают, и эта часть города в среднесрочной перспективе будет полностью застроена. 



Коротко можете сказать, почему трамваи?

— Потому что это комфортный, удобный вид транспорта. Это раз. Потому что это экологически чистый вид транспорта. Это два. У нас развито трамвайное сообщение и в промышленной части города, и в старой части. Хотя не совсем корректно говорить так — городу 50 лет, поэтому в более взрослой части города. 

Посмотрев на наш городской транспорт изнутри, я имею в виду с точки зрения его депо, в каких условиях там люди работают, вы поймете, что наш руководитель, депутат совета Нижнекамского муниципального района Рафаэль Исмагилович Хабибуллин — это пример того, как надо работать с людьми, как надо относиться к делу. Поэтому наш трамвай очень комфортный, он чистый и опрятный. Как и везде, наверное, но у нас особенно хорош.

С точки зрения развития города как сейчас идет подача заявок на получение статуса территории опережающего социально-экономического развития, можете рассказать? 

— Это очень важный для нас проект. Поясню почему. Территория опережающего социально-экономического развития — это обособленная территория, которая наполняется определенными преференциями, а точнее четырьмя видами налогов — налог на прибыль, налог на землю, на имущество и социальное страхование во внебюджетные фонды. В совокупности они дают до сорока процентов экономии для тех, кто реализует свой проект. 

Это хорошая возможность: иметь такие условия на территории, иметь возможности для привлечения инвестиций, для развития среднего и малого бизнеса — это то, в чем мы нуждаемся. Тот пример Набережных Челнов, который мы сегодня можем видеть и оценивать, показывает, что это правильное направление. В нашем случае это особенно важно, поскольку мы крупный промышленный центр. Не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации. И на этом фоне доля в структуре малого и среднего бизнеса, конечно, меньше. 

С крупным бизнесом тяжело тягаться?

— Конечно, но понимаете, так было и, дай Бог, так будет. Чтобы мы росли в производстве крупнотоннажном, чтобы развивали технологические производства, а у нас на выходе комплекс глубокой переработки тяжелой остатков нефти «ТАИФ-НК», завершение комплекса «ТАНЕКО», впереди олефиновый комплекс ПАО «Нижнекамскнефтехим» — это все то, что будет усиливать экономику, создавать рабочие места.

Все производства, которые вводятся в эксплуатацию, проходят жесткий экологический многократный контроль. На примере «Танеко» я могу сказать, что еще на стадии разработки проекта, мы рассматривая раздел экологии, акцентировали внимание на необходимость снижения валового выброса в атмосферу. Это было сделано, внесено конкретное изменение по этой части технологии. Еще Минтимер Шарипович Шаймиев в свое время говорил, что любое производство, вновь вводимое в современных условиях, должно создавать лучшие условия, нежели могло быть вчера. Это действительно так. 

На примере конечного продукта, то есть топлива — дизель и бензин — все по стандартам Евро-4, Евро-5. Выхлопные газы в Нижнекамске, как в Казани, как в других городах, составляют где-то четверть в структуре нагрузки. Понимаете, 23-25 процентов — это то, что зависит от качества топлива. 

Возвращаясь к значимости проекта ТОСЭР, я еще раз хочу сказать, что у нас по программе социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района, который разработан до 2020 года, в приоритете развитие малого и среднего бизнеса. Надо создать условия, чтобы люди могли самореализовываться.

Поэтому и промышленный парк «Нижнекамск» мы зарегистрировали. Это тот этап, который будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Уже сегодня у нас 7 резидентов. Я уверен и Haier, и другие подобные проекты в перспективе придут. У нас большой потенциал, он значительно больше, чем у 319 городов моногородов Российской Федерации. 

Мы вошли в этот перечень по двум критериям. По численности работающих на градообразующих предприятиях и по отгрузке продукции наших предприятий. Слава Богу, мы на самом деле вот по этим двум критериям только вошли, но это не те критерии, которые являются непреодолимыми. Мы как раз и видим перед собой цель не просто в получении каких-то разовых преференций, мы должны создать базовые устойчивые условия, чтобы идти дальше. 

Как там заявка, сейчас подана или уже рассматривается? 

— Мы все первоначальные стадии согласования прошли. Мы прошли согласование в аппарате Президента нашей республики, в Министерстве экономики нашей республики. И сейчас заявка находится на рассмотрении в Министерстве экономического развития Российской Федерации, и, насколько мне известно, буквально в ближайшее время будет уже утверждение участников. Все необходимые действия мы совершили, все необходимые документы поданы, мы ждем решения.

Есть ли возможность сделать прогноз, что до конца года есть перспектива получить статус?

— Обязательно. Алла бирса, дай Бог, тьфу-тьфу (стучит по столу), но это то, чем мы очень активно и очень вдумчиво занимаемся с того момента, когда вошли в перечень моногородов и в состав участников. 

Я рассматриваю этот проект как ступень — это еще не такой прорыв, но ступень или стадия, которая позволит многое сделать для малого и среднего бизнеса. Мы должны правильно воспользоваться условиями государственной поддержки. Надо не просто получить 4 преференции, собрать какое-то количество резидентов, получить кратковременный скачок вверх и на этом успокоиться. Нет. Это вот как раз работа в долгую, работа на перспективу, чтобы она была устойчивой.

Что будет точкой роста?

— Сейчас комиссионо мы приняли решение по семи резидентам. Это разноотраслевое направление. Это и компоненты для автомобилестроения, нефтехимия, производство мебели и другие. Я уверен, что как только мы получим статус ТОСЭР, вот этот импульс значительно возрастет.

Мы не так много сделали до этого шагов, реальных действий, чтобы нам бизнес вот так сразу поверил. Сейчас за нами подтвердить все эти заявленные теоретические посылы, о которых мы говорим все время. Когда мы создадим условия, когда будет создана инфраструктура в промышленном парке, тогда представители бизнеса будут видеть конкретный результат.

Пока еще статус не получен, но есть уже резиденты, которых вы хотите привести и еще добавить?

— Мы рассматриваем нефтехимические направления, но еще раз скажу, что надо создавать переделы. Мы пока взяли 20 гектаров, еще больше у нас в запасе, есть перспектива. Мы понимаем, что за этим пойдут и другие. В этом году нам надо войти, что называется, в эту воду и научиться плавать. А мы научимся.



Есть ли какие-то соглашения, которые подавались в качестве аргументации при заявке?

— Есть критерии оценки, это, безусловно, рабочие места, инвестиции, которые предполагается привлекать, перспективы развития на рынке. У нас есть рабочая группа, которая рассматривает эти проекты, поэтому здесь не мое личное решение.

Возвращаясь к городу, в Нижнекамске реализуют проект газомоторного топлива.
Я сейчас уже и не вспомню, в каком году, но мы первые в республике построили газомоторную станцию и одними из первых 100 автобусов. Надо сказать, что мы с КАМАЗом конструктивно и оперативно решали все вопросы и сейчас, насколько мне известно, все отлажено. 

Насколько выгодно для бюджета? 

— Около 30 процентов экономии. Это даже не для бюджета, а для автотранспортного предприятия в большей степени.

Для нас важно, как чувствуют себя общественные автотранспортные предприятия, поскольку это прямая зависимость от их состояния и возможности качественно оказывать услуги. Поэтому и с Министерством транспорта мы работаем в тесном взаимодействии. 

Нам говорили транспортники: «Вот знаете, при минусовых температурах есть такие-то сложности». Еще раз повторюсь, благодаря тому, что эти вещи конструктивно и достаточно оперативно рассматривались с КАМАЗом, эти вопросы практически решены.

Я считаю, что это экологически хорошо и экономически выгодно, но важно, чтобы другая история не началась, чтобы потом стоимость газа не возросла. У нас так бывает — сначала пригласили, заинтересовали, а потом ушло все. 



Как строятся ваши отношения с крупными промышленными предприятиями?

— Они исторически нашими предшественниками выстроены. Наша задача и обязанность их поддерживать и продолжать, потому что это важная составляющая для развития территории. Как пример, в прошлом году мы отметили 50-летие Нижнекамска, первый большой юбилей. Практически все мероприятия проходили с участием промышленных предприятий нашего города: «Нижнекамскнефтехим», наше шинное производство, энергетики, строители — все поддержали! 

В этом году мы отмечаем 50-летие со дня выпуска первой продукции «Нижнекамскнефтехима», нашего главного бюджетообразующего предприятия. В целом, Президентом нашей республики утверждена программа подготовки и проведения 50-летия «Нижнекамскнефтехима». Уже определен перечень мероприятий, в том числе связанных с капитальным строительством.

Это существенные вложения, которые с двух сторон определены и Республикой Татарстан, и группой компаний «ТАИФ». Это конкретный пример взаимодействия, который был заложен еще нашими легендарными первостроителями. 

Знаете, я на днях навещал Николая Александровича Зеленова, нашего легендарного Николая II. Это первый генеральный директор «Нижнекамскшины», который построил объединение, который долгое время — более 20 лет — руководил им. Он, находясь на пенсии и являясь советником на ПАО «Нижнекамскшина», беспокоится даже сейчас, будучи в почтенном возрасте. Мы, конечно, тоже заинтересованы в работе и стараемся, но это какие-то особенные люди, такие, как Николай Зеленов, что даже в таком состоянии интересуются, как живет город. Пользуясь случаем, хотел бы передать ему от всех нижнекамцев слова благодарности и пожелать хорошего самочувствия.



Касаясь участия предприятий в жизни города. За какие сферы они отвечают? И каким образом участвуют в формировании бюджета?

— Не знаю, насколько это вам видно в Казани, но в небольших городах, даже в Набережных Челнах, тем более в Нижнекамске, в Альметьевске, в Заинске вовлеченность предприятий очень видна. Что было бы, если бы не было «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшины» — вообще наших градообразующих предприятий? Или возьмем Набережные Челны, где 50 000 жителей работает непосредственно на КАМАЗе, а смежные предприятия... Это каждый третий.

Это все очень взаимосвязанные вещи, и дело не только в бюджете. Безусловно, большая доля «Нижнекамскнефтехима», потому и называем его бюджетообразующим и градообразующим предприятием. Его вклад и в налоговую составляющую, и в содержание социальных объектов очень существенный.

Можете какие-то цифры и доли озвучить? Сколько в год вкладывают?

— Я могу быть некорректен. Вы любите цифры, и я тоже люблю. Я тоже за то, чтобы была точность, ясность. Могу только сказать, что это около миллиарда рублей. Ну скажем «Нижнекамскнефтехим». Плюс объекты, учреждения, которые находятся на балансе предприятия. Это и культура, и спорт, не говоря о таких больших инвестициях, как в хоккейную команду «Нефтехимик». У нас есть призеры чемпионатов мира, Европы. Вот это все результат взаимодействия с предприятиями.

По поводу крупных проектов, связанных с крупной промышленностью. Наиль Ульфатович озвучивал что уже третью очередь Танеко собираются проектировать. Можете рассказать об этом подробнее? 

— Я пришел работать главой в 2006 году с НПЗ, я был у истоков строительства «Танеко». Поэтому мне этот проект известен еще с внутренней стороны, с начала создания тех условий. Этот проект был уникальным примером в строительстве крупных промышленных предприятий. Сначала создавали условия для строителей, возвели для них жилой комплекс, вахтой перевозили ежедневно на строительную площадку. Надо сказать, в пик на стройплощадке «Танеко» работало до 10 000 человек. Представляете? Какова организация, какая мощь. Хочу обратить внимание, что пик строительства — 2008-2010 год, а мы помним, что это кризисные времена были. 

Ни разу я не слышал о том, что мы приостанавливаем заработную плату, приостанавливаем вливание средств, инвестиций, поскольку вот такие сложности. Там действительно было сложно. Оборотных средств не было, кредитные средства закрывались. Но Татнефть ни на день не останавливала выплату заработной платы и финансирование проекта. И вот это правильная история — сначала создавать для людей условия, а потом люди реализуют этот проект. Говорят, глаза боятся — руки делают. Это вот точно оттуда. 

Рустам Нургалиевич Минниханов говорил, если бы мы понимали сегодня, за что мы тогда взялись, мы, наверное, не взялись бы. Рустам Нургалиевич принимал участие в еженедельных штабах, он практически два раза в месяц приезжал в Нижнекамск на строительную площадку «Танеко», его непосредственное участие, конечно, сыграло существенную роль в реализации проекта. Всему свое время, но это было дальновидно.

Если бы нам тогда сказали, что у нас глубина переработки светлых нефтепродуктов будет обеспечена практически до 100 процентов, я думаю, что самые смелые умы, наверное, ухмыльнулись бы. Сегодня это реальность. Это не только мировой уровень, мы входим в единицы, наверное, мировых компаний, которые имеют такие показатели, и еще есть перспектива. Татнефть, понимая, что надо двигаться дальше, даже в тех сложных условиях заложила на переработку еще 7 миллионов тонн нефти. Понимаете? Сегодня это будет легче уже и технология позволяет. Поэтому это очень хороший, очень серьезный проект, который в среднесрочной перспективе будет реализован. Дай Бог.



По будущему новому комплексу «ТАИФ-НК» ... пожар был. Отложили немножко. Можете рассказать какая сейчас ситуация?

— Вы знаете столько, сколько знаю я, может, я чуть больше. Это сложный проект, таких проектов нет. А все, что первое, все, что новое, это всегда сложно. Кто-то потирает руки: а-а не получилось, не случилось. Ну это на их совести. Знаете, дай Бог, все получится. 

Это больше человеческий фактор, понимаете? Везде люди работают, везде. Есть люди квалифицированные, их больше, но есть и... ну так случилось. Но этот проект должен реализоваться, мы надеемся. 

В этом году ожидается запуск или пока еще рано?

— Ожидается. 

Какие-то крупные проекты можно еще анонсировать, которые будут запущены в ближайшее время?

— Большая модернизация в целом на «Нижнекамскшине». Это завод и грузовых шин, и легковых шин. В 2000 году было принято судьбоносное решение, когда главным акционером, инвестором стала «Татнефть». Как показало время, те, кто не смог развернуться, не смог найти те условия и возможности, которые нашел Татарстан на шинном производстве, большинство ушло из отрасли или значительно снизили объемы выпуска продукции.

Инвестиции практически сразу начали вкладываться не только в модернизацию производства, но и в социальную сферу. Я сам участвовал в первом совещании, в котором тогда Шафагат Тахаутдинов принимал участие (бывший генеральный директор «Татнефти» — прим. Т-и), и мы объехали все социальные объекты шинников, и Шафагат Фахразович дал поручение подготовить информацию по необходимости поэтапного улучшения. Эти изменения в социальной сфере, не говоря уже о модернизации производства, ощутимы сегодня. 

До 2020 года 24 миллиарда рублей предполагается инвестировать в шинное производство. Вот это конкуренция, понимаете? Мы боремся не сами с собой, где-то местечково, это уже мировая конкуренция. У нас задача быть конкурентоспособными на мировом рынке. 



Вопрос есть такой про Камские Поляны, насколько серьезны были разговоры вокруг возобновления строительства АЭС? 

— Я могу сказать в рамках своей компетенции, что никаких обсуждений, никаких переговоров, совещаний не проходило по тематике возобновления строительства АЭС. Я знаю, что и на уровне республики этого тоже не происходило. Знаю, что несколько лет назад, года два или три, было какое-то решение на федеральном уровне, чтобы рассмотреть вопрос возобновления. Но это был очень предварительный вопрос, не закрепленный никаким постановлением, распоряжением Правительства, тем более без финансирования. То есть это очень непроработанный вопрос, и я хочу официально сказать: никаких поводов для того, чтобы беспокоиться, что строительство атомной АЭС будет возобновлено, нет. 

А закрыли, потому что не безопасно там размещать? 

— Нет. Это было связано с катастрофой на чернобыльской АЭС, она же была объявлена как катастрофа, потому что погибло большое количество людей и ушла территория. Когда такое происходит, это, безусловно, начинает беспокоить всех, всю общественность. Это тот пример, когда общественность услышали, и проект был остановлен. Безопасность в первую очередь, тогда это решение было принято. 

В этом году был построен городской пляж. Как оцениваете?

— Даже не в конкретном проекте дело, хотя пляж для нас очень важен, потому что мы находимся буквально на берегу Камы, это водные ворота нашего города. Это практически уже городская территория, поэтому, то неприглядное состояние, которое было многие годы, конечно, нас очень огорчало. Всех. Те проекты общественных программ, которые пошли с 2015 года, можно сопоставить с реализацией большого промышленного проекта. Вот я как мэр, как глава, как житель Нижнекамска могу сказать, что для людей это очень важный проект, потому что он затрагивает каждого человека. Много и других проектов. У нас в Татарстане более 30 программ реализуется уже на протяжении семи лет. Это очень важные социальные проекты, направленные практически на все сферы жизнедеятельности и городской и сельской территории, но проект общественных программ, с моей точки зрения, имеет особое в этом смысле место. Они направлены на создание комфортных условий для всех жителей. 

В Нижнекамске в 2015 году привели в порядок Парк чтения и отдыха им. Г. Тукая, в прошлом году открыли центральный городской парк «СемьЯ», набережную, которые на протяжении многих лет находился не в лучшем состоянии, как и многие территории — лесные массивы, посадки — в других городах. Поэтому это в целом проект соизмеримый с большим промышленным проектом, потому что он про людей и для людей.



Даже за такой короткий промежуток времени, как три года, у людей меняется самосознание. Они понимают, что, оказывается, вот эти условия европейского уровня пришли к ним. Это не просто дорожка пешеходная, где ты не спотыкаешься, где свет горит, лавочки, а это европейский уровень. Мы готовились к этому. Когда мы поняли, что это проект долгосрочный, эта программа, мы начали изучать положительные примеры других городов Российской Федерации и Европы. Мы уделили этому внимание, мы начали учиться, потому что у нас в республике не было готовых специалистов, которые могли бы вот так масштабно закрыть эти проекты. 



То, что Рустам Нургалиевич Минниханов привлек Наталью Львовну Фишман в качестве помощника, — это, конечно, большая удача, потому что она сконцентрировала, начала привозить специалистов разных уровней. Мы реконструировали с парком Тукая одноименную городскую библиотеку, которая ничем не отличалась от многих.



Там не было увеличения посещаемости — история многих библиотек. Мы ее реконструировали при помощи Натальи Львовны, тех специалистов, которых она привлекла, мы сделали там пространство, которое сегодня кратно увеличило посещаемость. В этом году мы ввели вторую часть для детей от ноля и выше. Назвали библиотеку «Апуш». Здесь Разиль Исмагилович Валеев, наш депутат, наш земляк, очень способствовал этому. 



Можете анонсировать какие-то социальные проекты, какие-то интересные вещи для жителей района, города, что ожидается?

— Я могу сказать, что консолидированный бюджет города или района, составляет почти 5 миллиардов рублей. Мы по средствам этих программ, которые есть в Татарстане, реализуем примерно такую же сумму. Дай Бог, чтобы это продолжалось, пусть не такими темпами, пусть поменьше, но, чтобы эта стабильность была. 

Еще много есть чем заниматься, но отдельно в программах я выделю дороги во дворах. Мы в прошлом году отремонтировали 126 дворов, хотя мы город молодой, но тем не менее уже ветхость приходит после 35, 40 лет. Дороги во дворах практически везде не ремонтируются с момента строительства этих дворов. Но в прошлом году, в год 50-летия, нам удалось отремонтировать капитально качественно 126 дворов. В этом году, слава Богу, программа продолжается. В меньшем объеме, но важно, что она работает. В 38 дворах мы предполагаем запустить ремонт дорог.



В целом же на ремонт дорог в этом году мы направляем 456 миллионов рублей из разных источников. Плюс еще в рамках подготовки к 50-летию «Нижнекамскнефтехима», о чем я говорил выше, порядка 450 миллионов из республиканского бюджета и группы компании «ТАИФ» будут направлены на ремонт дорог, ведущих в промышленную зону. 

Еще один уникальный проект, на который я хотел бы обратить внимание — «Наш двор». Мы в прошлом году один из самых больших дворов Нижнекамска реконструировали по ул. Спортивной, 13 — фасад, благоустройство дорог. Обновили и дом, и двор. В этом году на улице Юности мы уже реконструируем двор, состоящий их пяти домов, обновляем начиная с подъездов, фасадов и причем не просто обновляем, а делаем там технологические изменения. 



Самое важное, что мы начинаем учиться разговаривать с людьми, то есть слышать их мнение. Знаете, я не говорю, что мы этим никогда не занимались, нет, конечно, но не скажу, что мы преуспевали в этом. Сейчас программа «Наш двор» переходит на федеральный уровень, дай Бог, чтобы это случилось, потому что двор — это то, что касается каждого человека. Поэтому вот этот проект мы тоже у себя реализуем, и он должен быть, реализовываться и в Татарстане, а, если это еще и на федеральном уровне будет, то это будет совсем правильно.



Мы в этом году более 300 миллионов рублей в Нижнекамске из республиканского бюджета направляем на ремонт поликлиник. Это вообще суперпрограмма, потому что опять же касается большого количества людей. Еще важна садоводческая программа. Дай Бог, чтобы все это продолжалось, и чтобы мы мирно жили.




Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев