Недавно в Москве прошел форум наставничества, в котором вы приняли участие. Расскажите о нем.
— Это первый форум, посвященный наставничеству, которое проводило Агентство стратегических инициатив. Это действительно уникальное событие, которое собрало у себя представителей, во-первых, практически всех регионов РФ, во-вторых, представителей отраслей, где сейчас развивается система наставничества. На одной площадке встретились различные школы наставничества в профессиональной деятельности, в предпринимательстве, в социальной сфере. Там были, в том числе, мы и многие бизнес-школы, которые используют формат наставничества в бизнесе. Всего участвовало несколько тысяч человек. Три дня были связаны с выступлениями, с выставками, были дискуссии относительно системы образования и экономических вопросов. Я считаю, этот опыт был очень интересен, полезен и по итогам этого форума было принято решение сделать его ежегодным, ввести ежегодные номинации «Лучшая практика наставничества» в различных сферах.
Сколько было номинаций?
— Всего было подано более 4 тыс. заявок по пяти номинациям. Как раз в этих пяти номинациях были определены лучшие тройки призеров, тех, кто по мнению жюри, лучше в России обеспечивает практику наставничества и передачи опыта.
Как удалось выиграть?
— Было неожиданно, потому что в нашей номинации было заявлено более 300 различных практик, со многими я ознакомился на форуме. У нас много общего, мы делились опытом, мнениями. Мне было очень приятно, что мы не одиноки, наша практика наставничества реализуется на многих форумах в других регионах страны. Радует, что есть много перспективных и успешных предпринимателей, которые сейчас готовы делиться своим опытом. По итогам голосования мы заняли первое место. Я считаю, что это благодаря нашему опыту, которому сейчас уже пошел пятый год, и еще благодаря тому, что у нас многие наставники вырастают внутри системы. То есть, тот, кто был учеником, уже через какое-то время сам становится наставником. Все эти факторы способствовали тому, что нас признали лучшей бизнес-школой с практикой наставничества в России.
На что пойдет призовой фонд?
— За первое место мы получили 300 тыс. рублей. Мы приняли решение использовать эти деньги в рамках благотворительной программы, которая у нас есть. Она направлена на поддержку начинающих предпринимателей и различным социальным проектам.
Какие итоги проекта уже к юбилейному десятому сезону «Фабрика предпринимательства» можно подвести?
— Изначально проект, если говорить о развитии в Татарстане, благодаря поддержке Правительства РТ и Министерства экономики РТ, реализуется в четырех городах. Это Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. В прошлом году у нас долгосрочное обучение прошло более 400 участников, наши мероприятия за 4 года посетили около 30 тыс. человек, каждый из которых смог взять какие-то основы для запуска или для развития своего бизнеса. Мы за это время выпустили 1,5 тыс. участников, это как начинающие, так и действующие предприниматели. Наши участники создали более 400 новых бизнесов, многие из которых в настоящее время развиваются не только у нас в республике, но и за ее пределами.
Следите за деятельности выпускников проекта?
— У нас существует программа «Клуб выпускников», когда наши участники после обучения также остаются в группах, общаются друг с другом. Мы организуем различные мероприятия, образовательные и коммуникационные, и для нас важна дальнейшая жизнь наших участников проекта. Потому что предпринимательство - это не проект-лагерь, где ты появился, а потом ушел, это целая дорога в жизни, которую ты проходишь дальше. И когда ты идешь дальше с теми же, с кем начинал, ты вокруг себя получаешь надежную поддержку и уверенность, что ты не одинок, тебя мотивируют успехи тех участников, которые есть вокруг тебя.
Какой процент участников проекта добивается успеха?
— У начинающих предпринимателей, которые впервые заходят в такую воронку через наши мастер-классы, попадают на наши курсы интенсива, где они находят идею и начинают зарабатывать первые 10-15 тыс. рублей в своей нише, то вот из этой воронки у нас каждый четвертый доходит до реализованного бизнес-проекта. Мы сначала думали, что 25 процентов это немного. Оказалось, что, по статистике, в России показатель составляет 5 процентов. Наша бизнес-школа позволяет в пять раз увеличить эффективность и результативность начинающих предпринимателей. За это мы и боремся. Мы говорим о том, что предпринимательский путь нужно начинать с обучения. Это как кататься на сноуборде: ты можешь попробовать сам встать и поехать, упасть и получить травму, а если встанешь с тренером, то потихоньку обязательно дойдешь до результата. Наши показатели эффективности показывают, что обучение важно именно на старте бизнеса. Если говорить о действующих предпринимателях, то у нас показатель еще лучше, по ним 80 процентов участников наших курсов уже в процессе обучения повышают свою результативность. Некоторые из ребят достигают показатель удвоения бизнеса, а некоторые умудряются делать результат даже в десять раз больше, чем тот, с которым они заходили на наш проект.
Они делают свой бизнес в Татарстане?
— Сейчас бизнес не ограничен в своей географии и масштабах, поэтому мы сразу учим ребят заниматься глобальными проектами, которые могут работать не в зависимости от территории, потому что у рынка сейчас границ не существует, самое главное – делать отличную концепцию и потом ее успешно реализовывать, масштабировать в любых местах. У нас часто проекты начинают масштабироваться по России. Так у нас было и с производством мебели, и с квест-комнатами.
На проект могут прийти уже действующие бизнесмены?
— Вот у нас как раз есть два направления: для начинающих предпринимателей, которые приходят даже без идеи, но с желанием запустить свой бизнес, и действующие предприниматели, которые приходят на двухмесячную программу со своей ситуацией в бизнесе. И наша задача за два месяца дать минимум программы МВА, когда они понимают систему бизнеса и могут им стратегически управлять, делегировать, освобождать свое время и переходить к масштабированию. И второй момент, чтобы они улучшили показатели своего бизнеса. Это важно, потому что помимо того, что ты запустил бизнес, нужно, чтобы он не закрылся, а развивался.
В проекте также могут принять участие школьники?
— В прошлом году в Закамье мы запустили проект «Фабрика дети» по инициативе нашего филиала. В этом году мы запустили его в Казани. Там две возрастные группы: младшая группа - от 7 до 11 лет, и старшая – от 12 и до 15. На первом уровне мы даем компетенции лидерства, коммуникации, финансовой грамотности, то есть те качества, которые в школе даются вскользь, но они важны для формирования успешного человека вообще в любых деятельностях. Старшей группе мы даем возможность поучаствовать в бизнес-проектах, получении первых доходов, составление первых бизнес-планов, своих моделей предприятий, где они себя пробуют в качестве взрослого предпринимателя.
Какие бизнес-идеи предлагают школьники Татарстана?
— Если говорить про последние яркие проекты, это, например, у нас 9-летняя Ариана запустила производство мягких игрушек, там сейчас уже договариваются об оптовых поставках в 50 городов России. Бизнесу три месяца. Это показывает, что ограничений в возрасте и возможностях нет. Мы считаем, что просто ходить на улице и что-то кому-то продавать это неправильно. А через курсы предпринимательства он получает возможность реализовать мечту своими руками. Очень важно понятие профориентации, когда ребенок видит пример, что такое предпринимательство. Потому что где он может увидеть это в жизни, если его мама и папа наемные работники? Он получает опыт получения первых собственных денег. Это захватывающий момент, когда ребенок не только тратит или его родители тратят за него, а сам становится источником дохода. Психология ребенка на этой стадии меняется, когда он понимает движение денег в экономике, что они не просто так достаются.
Примеры из старше группы школьников можете привести?
— Если говорить о старших группах, то у нас есть опыт уже достаточно серьезных бизнесов, когда им по 14-15 лет и юридические лица оформлены либо на братьев-сестер, либо на родителей. В Казани наши школьники даже победили один из этапов «Старт-фабрики». Мальчикам было 15-16 лет, они были одним из крупных заказчиков елок в одном из лесных хозяйств и отгружали их целыми вагонами по всей России. То есть они сделали сайт, сделали трафик, вели сами переговоры с заказчиками, получали оплату за целый вагон елок, закупали их и отправляли заказчикам.
Что можете сказать о наставниках проекта?
— У нас идет постоянный рост наставников. Я очень благодарен им, это те люди, которые готовы делиться знаниями и с подрастающим поколением, и с другими действующими предпринимателями. Они видят в этом возможность передать свой опыт обществу. Нами движет то, что улучшая предпринимательскую среду, мы улучшаем общество к лучшему. Если на старте самое сложное было это привлекать наставников, потому что изначально некоторые из них просто спрашивали: «Мы сейчас что, будем учить тех, кто потом станет с нами конкурировать?». То сейчас это встречается все реже, так как успешные предприниматели понимают, что конкуренции не избежать и все зависит только от твоих личных способностей. В проектах наших участников наставники оказывают важнейшую роль в росте и развитии. Второй момент: наставники выступают в качестве старших тренеров, здесь важна их психологическая поддержка.
Бывает такое, что действующие предприниматели, приходя на проект, полностью меняют траекторию своей деятельности?
— Если говорить о формате начинающих предпринимателей, то в целом, они проходят 3-4 идеи для бизнеса, прежде чем отобрать ту, которую начинает работать. И это нормально. Я могу пересчитать по пальцам тех предпринимателей, у кого именно первый проект оказался успешным. И наша школа готовит к тому, что нужно проверять гипотезы и, если что-то не получается, то переходить на следующую. Часто у нас на старте проекта ребята ведут по 2-3 проекта. И тот из них, который показывает лучшую результативность, в итоге начинает быть в приоритете. Если говорить о действующих предпринимателях, то у нас бывают случаи, когда они приходят и в процессе обучения понимают, что то, чем они занимаются, уже устарело. Скорее всего, они приходят за тем, чтобы убедиться, что они все попробовали, но это все-таки не то, что будет успешно в будущем.
Какие отрасли предпринимательства популярны?
— Если говорить о начинающих предпринимателях, то основные идеи реализуются без стартового капитала, поэтому это сфера услуг, в том числе социальных, когда тебе не нужно вкладывать деньги в то, чтобы создать инфраструктуру и купить оборудование. Второе - это торговля. Третий момент - производство. Как ни странно, но у нас запускается много производств с нулевым стартовым капиталом. У нас на каждом потоке есть проекты связанные с IT и IT-маркетингом. Сейчас эта сфера активно растет, интернет все больше завоевывает потребителей. И все услуги, связанные с IT, в данных проектах успешно реализуются. Это одна из таких гарантированных сфер, где можно заработать деньги.
По гендерной характеристике проекта какая статистика?
— По начинающим предпринимателям у нас статистика примерно половина на половину. В действующем предпринимательстве мужчин в бизнесе остается немного больше. Это, наверное, связано с тем, что у женщин есть еще роль материнства. Воронка именно входящего бизнеса показывает, что сейчас в бизнесе нет гендерных отличий. Сейчас много девушек запускают бизнес и у нас есть показатель, что в рамках победителей наших проектов мужчин и женщин 50/50. Женщины также эффективно развивают свои компании, как и мужчины.
Кому легче?
— Нет такого понятия, как «легче», важно найти ту нишу, где твои силы и качества, твои компетенции востребованы. Самое главное, заниматься своим бизнесом, а не тем, который тебе навязали со стороны. У каждого человека есть свои сильные качества и, если он будет применять их в своем бизнесе, то будет одинаково успешен, независимо от того, мужчина это или женщина.
Планируется расширять географию проекта?
— У нас есть опыт реализации проекта от Камчатки до Ижевска. В этом году мы планируем существенно расширить географию. У нас 7 апреля запускается беспрецедентный курс по другим российским городам, который называет «Фабрика Про», где у нас будут ведущие спикеры и предприниматели России. Такого еще не было ни в одной программе. Там будут успешные предприниматели из каждой сферы, это и Александр Кравцов, Оскар Хартманн, Сергей Акульчев. И еще множество бизнесменов, которые поддержали проект. Мы планируем, что в нем будут участвовать не менее 10 городов России.
Какие еще проекты можете анонсировать?
— Я бы хотел всех пригласить на самый большой региональный форум «Перезагрузка», который будет проведен 16 марта у нас в Казани. В Баскет-холле соберутся 6 тыс. предпринимателей со всей республики и близлежащих регионов. К нам приедут где будут топовые спикеры России, среди которых бизнесмен Игорь Рыбаков, братья Васильчук, это основатели «Чайхоны №1», и еще множество местных спикеров. В течение дня будет такая прокачка бизнеса, которая позволит получить очень мощный эмоциональный заряд и сотни инструментов для развития своего бизнеса. Это беспрецедентный случай в истории Казани и мы считаем, что это станет еще одним толчком развития предпринимательства в нашей республике. На форуме могут принять участие абсолютно все желающие, регистрация уже открыта.
В чем, на ваш взгляд, особенность ведения бизнеса в Татарстане?
— Я вот как раз говорил, что сейчас бизнес глобальный. У нас в Татарстане очень много федеральных и международных проектов, которые работают по своим одинаковым стандартам, много наставников из Татарстана, которые являются лидерами России каждый в своей нише. Это Айрат Баширов, владелец «Данафлекс», номер один в области гибкой упаковки, Айдар Исмагилов номер один в области шиномонтажа в России, Артем Захаров – лидер в области продажи франшиз. Это показывает то, что запущенные в РТ бизнесы могут стать лидерами в целом по России. Поэтому сейчас нет ограничений ни по территории, ни по языку, ни по национальности. Бизнес толерантен ко всему, а самое главное – это предпринимательская идея и настойчивость.
Как думаете, Татарстан является благоприятной площадкой для ведения бизнеса?
— В Татарстане создана отличная инфраструктура для запуска и развития бизнеса, у нас есть проект «Фабрика предпринимательства», где можно получить самые современные знания, есть много мер государственной поддержки. Инвестиционный климат Татарстана лучший в России уже по итогам трех лет и у нас очень высокая покупательская способность, это один из самых богатых регионов России. Татарстан является хорошей площадкой как для начинающих, так и для действующих предпринимателей. Это очень показательно в связи с заходом сюда федеральных игроков. Они выбирают Казань наряду с Москвой и Санкт-Петербургом в качестве площадки для первичного размещения своих филиалов.
Сейчас появляется много бизнес-тренеров, это хорошо?
— Я считаю, что многообразие различных тренеров показывает недостаток нашего классического образования, которое отстает от потребностей общества. А то, что люди сейчас начали искать дополнительное образование, это очень положительный момент. Если раньше люди были инертные и могли ограничиваться знаниями, которые получили в школе, училище или институте, то сейчас такого нет. Сейчас мир диктует такую парадигму, что каждый год количество информации в мире удваивается. Так же и в бизнесе практически каждую неделю появляются новые инструменты, которые надо осваивать, иначе ты будешь отставать от своих конкурентов.
Нет комментариев-