Все три книги Айгиза Баймухаметова – о детдомовских детях. Судьбы, описанные в его произведениях, не придуманы – все из реальной жизни, так как сам автор, потеряв родителей, воспитывался в детдоме.
«Нас было 100 детей, у 90 из них родители были живы»
В детдоме Айгиз Баймухаметов учился на русском языке, однако пишет только на башкирском. Хоть признает, что уже охватил всю башкироязычную аудиторию, переходить на русский не собирается. Его цель – завоевать тюркоязычных читателей. Начало уже положено – книга «Не оставляй, мама!» переведена на казахский и стала бестселлером в Казахстане.
– Айгиз, как вы считаете, должен ли писатель ограничиваться работой над своими произведениями или все же он обязан защищать интересы своего народа, быть своеобразным лидером общественной мысли?
–Писатель должен защищать свой народ. Если он промолчит в тех или иных важных ситуациях – для чего народу такой писатель? В каждую эпоху писатели вели за собой, были лидерами. Писатель должен своевременно высказывать свое отношение ко всему, что происходит. Но слово должно быть сказано вовремя. Какой толк от правды, если она запоздала? Она теряет свою ценность. Надо писать о проблемах, которые существуют сейчас. Например, та же проблема сирот. Я писал о социальном сиротстве. Нас в детдоме было сто детей, и только десять из них – круглые сироты. Остальные в детдом попали при живых родителях. Меня это очень беспокоит, поэтому я обратился к людям, написав книгу «Не оставляй, мама!».
– А ведь еще есть проблема подготовки таких детей к взрослой самостоятельной жизни. Как воспитать их людьми, полезными обществу, как уберечь от «сколькой дорожки» – вы смогли найти ответы на эти вопросы?
–В группе нас было 20 детей. Из них 8–9 попали в тюрьму.
– Вы же не попали?
–До восьми лет я жил с мамой, отец умер, когда мне было одиннадцать. Я успел получить их воспитание. Меня спасла вот эта основа, заложенная в семье. На человека очень сильно влияет среда. Я попал в хорошую среду, был среди хороших людей. Говорят же в народе: «На чью телегу сядешь, того и песню будешь петь». У меня тоже могло сложиться по-другому. Бывали моменты сомнений, отчаяния. Я всегда знал, что надо учиться и работать. После детдома оказался в городе совсем один, все имущество уместилось в дорожной сумке. Даже идти не к кому. Тогда и на плохой путь мог встать. Детдомовские дети по своей природе тянутся друг к другу, понимают состояние друг друга. Когда соберутся, пьют, курят, начинаются кражи. Я тоже мог попасть в такую компанию. Но я все время себя ограничивал. Говорил – нельзя, не надо так делать.
– А сейчас, став писателем, бываете в детских домах?
–Бываю. Вот недавно посетил два детдома в Бурятии. Мне очень трудно там находиться. Можно сказать, я нашел свое место в жизни. А что будет с ними – неизвестно.
– Что вы им советуете?
–Во-первых, говорю, чтобы учились. Читали. И всегда знали, с кем общаются. Люди оказывают огромное влияние.
«Пусть меня уважают как писателя, писатель – это известность на века»
–Прототипы героев вашей книги узнали себя? Наверняка кто-то возмущался?
–Я писал о детях, которые при живых родителях остались на попечении государства, о социальном сиротстве. Не назло кому-то. Во-первых, это художественная литература. Если бы хотел разоблачений, отомстить за что-то – сделал бы документальный очерк. Главный герой – Ильяс, там не написано, что это Айгиз. Место действия тоже не указано. Имена героев изменены. Ни на кого не указываю пальцем, мол, вот он меня обидел. Если кто-то узнает себя – его проблема. Да, проблема детдомов дана без приукрашивания, написано очень жестко. Конечно, когда писал, я знал, что никто мне за это спасибо не скажет. Никто не любит критику. Только один из отрицательных героев тяжело воспринял написанное. А так я до сих пор общаюсь с воспитателями детдома. Они мне звонят, приглашают в гости. Я бы сказал, что мои учителя меня любят.
– Знакомитесь с проблемами сирот в России, в курсе законов в этой области?
–Я даже как-то писал в Госдуму. Была проблема, связанная с предоставлением жилья сиротам. Если, например, родители умерли и в семье остались пятеро детей, то к ним прикрепляют дом, в котором они жили, и после детдома им квартира не положена – закон был таким. А может, это дом в какой-то деревне? Не могут же в нем жить пять человек. Сироты, у которых умерли родители, получить квартиру не могли, потому что у них где-то был дом. Брошенные дети получают, так как у них ничего нет. Поэтому я в четвертом курсе написал в Госдуму – нельзя ли внести изменения в закон? Я предложил предусмотреть выдачу квартиры сиротам в случае, если в доме, где они прикреплены, площадь на одного человека получается меньше нормы. Это было в 2009 году. Такой закон был принят. Есть ли в этом моя заслуга – не знаю, но тогда я получил письмо, что мое мнение будет учтено.
– А сами не задумывались о госслужбе? Например, могли бы вы стать депутатом?
–Может быть, когда придет время… Пока я далек от политики. Мне предлагали госслужбу. Отказался. Например, стану руководителем, и тогда меня могут уважать как руководителя, а как писатель могу остаться на втором плане, меня забудут, как только покину свою должность. Пусть меня уважают как писателя, быть писателем – значит стать известным навечно.
«Наша литература должна быть нравственной. Видимо, и наша уникальность в этом»
–Как вы считаете, должны ли у нас быть национальные произведения с сценами 18+? Писали бы вы такие?
–Наша литература должна быть нравственной. Думаете, в детдоме не было таких эпизодов? Конечно, были. А я в «Не оставляй, мама!» их не включил специально. Потому что знаю, что книгу будут читать в том числе и дети. Книгу прочитают близкие мне люди – если напишу такие вещи, будет неудобно. У нас есть нравственные нормы, присущие нашему народу. Нельзя через них перешагивать. Может быть, это очень интересно. Если другие хотят писать – пусть пишут. Я не буду!
– Думаете, если вы напишете, такое читать не будут?
–Знакомый писатель из Казахстана подарил книгу. О проститутках. Вот думаю, может, мне перевести ее. Она раскрывает тему, чуждую нашей среде. Пока думаю, надо это или нет. Но сам писать не буду…
Нет комментариев-