Национальный симфонический оркестр Башкортостана — один из ведущих творческих коллективов республики, который впервые за свою историю едет в гастрольный тур по городам Татарстана и Удмуртии.
С приходом в 2018 году нового руководителя — солиста программ Московской филармонии, лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста Башкортостана Артура Назиуллина оркестр подвергся решительным изменениям. Благодаря творческому тандему в лице Назиуллина и нового главного дирижера оркестра Дмитрия Крюкова коллектив уже перешел на новый виток своего развития, поднимая уровень исполнительства каждого оркестранта и расширяя географию своих выступлений, в числе которых Берлинская и Московская филармонии.
Гастроли стартуют в Ижевске, затем на концертных площадках Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов 16-18 апреля коллектив представит хореографическую поэму «Вальс» Равеля, оркестровые сюиты Респиги, Рапсодию на тему Паганини Рахманинова и Второй концерт для кларнета с оркестром Наварро.
Артур Искандарович, предстоящий гастрольный тур — одно из самых ожидаемых культурных событий республик. Национальный симфонический оркестр Башкортостана выезжает по городам Татарстана и Удмуртии впервые. Кем были инициированы эти исторические гастроли?
Гастроли в некоторые из городов тура — Набережные Челны и Ижевск — организуются при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Для нас огромная честь участвовать в федеральных проектах. В связи с этим мы, конечно же, испытываем и трепет, и волнение. Концерты в Казани и Нижнекамске были задуманы нами ранее в рамках диалога культур двух ближайших регионов-соседей, а после успешных гастролей оркестра в январе этого года в Московской государственной академической филармонии очень органично вошли в общий тур, участие в котором было предложено нам московскими коллегами.
Мы очень благодарны главе Башкортостана Радию Фаритовичу Хабирову за финансовую поддержку, готовы и дальше доказывать, что достойны этого внимания.
С чем связан тот факт, что сольный концерт в Татарстане состоится впервые за всю историю оркестра?
Мне сложно говорить за то время, когда я еще не был руководителем учреждения. Очевидно, на то были свои причины.
Как только я понял, что у нашего коллектива большой потенциал и он может достойно транслировать культуру нашей республики на широкую аудиторию, мы тут же начали составлять гастрольный график. Честно говоря, я был удивлен, что до этого наш оркестр выезжал только в рамках Дней башкирской культуры. Что ж, все когда-то бывает впервые.
На какую публику ориентирована ваша программа?
Я бы хотел увидеть в залах широкую аудиторию: всех неравнодушных жителей республики к симфонической и академической музыке в целом. Я убежден, что любой сможет не только почерпнуть для себя что-то новое из предстоящих концертов, но и получит большое удовольствие.
Кто-то из ваших знакомых уже пообещал прийти на концерт?
Много друзей, друзья будут разные: начиная с близких людей, с которыми я дружу или учился, продолжая коллегами и партнерами. Также мы пригласили Правительство нашей республики. Но мы понимаем, что время сейчас горячее, занятость максимальная. Наша же основная задача — чтобы оркестр выступил хорошо.
Как подбиралась программа?
Программа была подобрана нашим главным дирижером Дмитрием Крюковым, затем мы совместно ее обсуждали. Тут все просто: у вас есть великолепный Госоркестр Татарстана, который мы высоко ценим. За последнее десятилетие он сделал огромный профессиональный скачок, буквально с Земли в стратосферу. Сейчас это один из лучших коллективов европейского уровня. Им записаны прекрасные бокс-сеты симфонических сочинений Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича.
Конечно, это заставляет задуматься: а что мы можем предложить для искушенного казанского слушателя? Чайковского? А какой смысл везти то, что казанская публика и так хорошо знает? Отталкивались от того, что исполняют не так часто. Выбор пал в том числе и на оркестровые сюиты Респиги.
В программе также заявлен Второй концерт для кларнета с оркестром Оскара Наварро. Его премьера в Башкирии в исполнении НСО РБ произвела настоящий фурор. Насколько понимаем, в Татарстане этот концерт еще не звучал?
Верно. Концерт довольно молодой — ему чуть более 10 лет. Всероссийскую премьеру творения композитора Наварро мы представили в 2018 году, как только меня назначили на должность генерального директора. В 2019-м я исполнил его с Национальным филармоническим оркестром России в «Филармонии-2» в Москве. Так что концерт свеж и горяч, как пирожки из печи, и едет в Татарстан.
До премьеры у вас было мало времени на подготовку и можно было выбрать что-то знакомое и менее сложное, например популярный Концерт для кларнета с оркестром Моцарта. Почему выбор пал именно на концерт Наварро?
Как только я услышал этот концерт, я все ждал площадку, на которой можно его исполнить. И хотя публика меня знала как концертирующего артиста, как только я вступил на должность генерального директора оркестра, мне нужно было показать, что я не только умело решаю административные вопросы, но и остаюсь при этом в первую очередь музыкантом. Я не устану повторять, что я был рожден, чтобы играть, только в этом я вижу свое предназначение в этой жизни.
Что касается Моцарта — его концерт очень часто исполняют кларнетисты, а хотелось сыграть что-то новое, свежее, поэтому мы выбрали необычайной красоты и яркости концерт Наварро. Сочинение очень и очень интересное с музыкальной точки зрения: оно напитано испанским колоритом — столь характерную, сочную, яркую музыку для кларнета с оркестром не писал еще никто, могу заявить об этом с полной уверенностью. Мы с нетерпением ждем момента, когда сможем исполнить этот концерт для татарстанской публики.
Включены ли в программу сочинения башкирских композиторов?
В этот раз национальные сочинения не вписывались в логику программы. Все-таки это отдельная по многим параметрам история, и нет резона делать микс. К ближайшим гастролям у нас подготовлена выстроенная, грамотно составленная программа.
Это наш первый приезд, и я уверен, что мы еще успеем представить казанцам творчество башкирских композиторов. На этот счет мы даже уже общались с председателем Союза композиторов Татарстана Рашидом Фагимовичем Калимуллиным и председателем Союза композиторов Башкортостана Лейлой Загировной Исмагиловой, с которыми обсуждали совместные проекты. Уверяю, и для сочинений башкирских композиторов придет свой час.
«Я пришел в довольно сложный период. Первой моей задачей было нормализовать внутреннюю деятельность коллектива в целом»Артур Назиуллин
Ранее в интервью вы признавались, что принятие решения о возвращении на родину далось вам непросто. А кто сыграл ключевую роль в приглашении вас на должность гендиректора оркестра?
Большую роль в моем приходе к руководству оркестра сыграло Министерство культуры Башкортостана. Амина Шафикова, министр культуры, — прекрасный руководитель, который в курсе задач и проблем всех учреждений культуры региона, который понимает и разделяет чаяния музыкантов, в том числе и потому, что сама является великолепной пианисткой и заслуженной артисткой Республики Башкортостан. Когда я получил предложение занять руководящую должность, на тот момент уже около 20 лет был в Москве, успешно работал в главных учреждениях нашей страны.
Я даже не думал, что вернусь в родную республику. Конечно же, я взял паузу, нужно было принять серьезное решение, которое бы перевернуло всю мою жизнь. В том числе пришлось отказаться от своей педагогической деятельности в училище при Московской консерватории и частично от сольной деятельности.
Очевидно, я имею потенциал быть полезным республике, что, собственно, стараюсь доказывать каждый день. Несмотря на то что коллектив какое-то время находился не на главных сценах мира, я уверен, что симфонический оркестр Башкирии может быть конкурентоспособным на музыкальном рынке.
Вы пришли в коллектив в том числе и как антикризисный менеджер?
Я пришел в довольно сложный период. Первой моей задачей было нормализовать внутреннюю деятельность коллектива в целом. Я принял его с довольно большим количеством активных судов. Интересно, что вопросы касались не денежного, а человеческого характера. Было определенное недопонимание, в воспоминания о котором не хочется погружаться.
В общем, из этого крутого пике нужно было выбираться. Слава богу, нам удалось нормализовать ситуацию.
Как правило, художественный руководитель является и главным дирижером оркестра. Вы же являетесь генеральным директором, в то время как Дмитрий Крюков — главным дирижером. Кто же из вас отвечает за художественное руководство?
Изначально меня пригласили на должность художественного руководителя, который по штатному расписанию являлся первым лицом организации. Я прекрасно понимал, что не имею в себе желания становиться дирижером, а должность художественного руководителя, как правило, идет через тире с главным дирижером.
Поэтому мы переименовали эту должность на генерального директора, то есть руководителя, отвечающего за всю деятельность учреждения в целом. Я точно знаю, что дирижировать не хочу. Может быть, через какое-то время я и поменяю свои взгляды, но не сейчас.
Музыкальное руководство я возложил на Дмитрия, который блестяще с этой работой справляется. Я очень рад, что пригласил в качестве главного дирижера именно его.
Мы учились в свое время вместе, а однажды судьба нас снова свела на одном из концертов в зале Чайковского в Москве. Когда я пришел на репетицию с ГАСО им. Светланова и увидел Дмитрия, был сильно удивлен, на тот момент мы не виделись много лет. А какую чуткую, грамотную репетицию он провел с этим именитым оркестром! Музыканты отнеслись к нему с большим уважением.
Я вспомнил об этом, когда меня пригласили в Национальный симфонический оркестр РБ. Я понимал, что нам нужен такой человек, который имеет потенциал вывести Госоркестр на большую величину. Сегодня я вижу, что не ошибся в своем выборе.
Говорят, что с вашим приходом проводилась аттестация каждого музыканта коллектива. Это правда?
Аттестация проводится в строгом соответствии с расписанием, которое ведется согласно документам об аттестации: первая, например, проводилась через год после моего прихода. Постоянно проводится сдача партий. Такой практики в оркестрах мало, но наши музыканты должны понимать, что тот период, когда они могли позволить себе безответственность, прошел. Большинство программ, которые играет коллектив, мы прослушиваем: каждого оркестранта по отдельности. Эта практика из ряда вон выходящая, но мы с главным дирижером Дмитрием должны работать на то, ради чего и были приглашены, — поднимать коллектив. Только дисциплина и серьезное отношение к работе может принести какие-то плоды. Иного не дано.
Поредели ряды оркестра?
Мы все-таки стараемся лояльно, насколько это возможно, подходить к работе наших музыкантов. Ситуации в жизни бывают разные.
Если музыкант не справляется, он снимается с программы. Хуже, когда идут какие-то санкции, связанные с заработными платами, но это крайняя мера. Каждый руководитель сам выбирает меру пресечения, мы знаем примеры коллективов, где штрафовали на 200 долларов за отсутствие карандаша на пюпитре во время репетиции. Все совершенно по-разному ведут свою работу.
Какого результата вы добиваетесь?
Самый главный результат, которого мы добились, — коллектив приходит на работу с улыбкой. Как мне кажется, они с огромным удовольствием исполняют музыку великих композиторов.
Лучшей наградой для нас стала поездка в Московскую филармонию, где мы дали концерт в рамках абонемента «Шедевры русской симфонической музыки». Историческое событие в судьбе оркестра. Следующий этап — это, безусловно, Казань. Это культурный город с замечательными традициями, с превосходным коллективом, и я очень надеюсь, что мы в дальнейшем будем дружить и тесно общаться республиками.
«За сезон должно быть четыре концерта в год в столицах нашей страны, три поездки по России и две зарубежные поездки. Тогда мы будем представлены в достаточном объеме, чтобы быть на виду в нашей стране»Артур Назиуллин
Как вас встретила Москва?
Москва встретила нас с огромным удивлением. Она не ожидала, что приедет коллектив такого уровня. Приходили наши коллеги, музыкальные критики, в частности Евгения Кривицкая, которая написала очень серьезную рецензию. Мы приняли к сведению многие нюансы, но в целом руководство филармонии просто не ожидало, что есть такой коллектив. И почему он до этого не давал концерты в Московской филармонии — одному богу известно.
После концертного тура по городам Татарстана и Удмуртии ожидаются ли в ближайшее время гастроли у оркестра?
Сейчас у нас дай бог пройдут гастроли в Татарстане. Далее, в сентябре мы очень надеемся, что откроется Европа. Уже в третий раз перенеслись наши исторические гастроли с сольным концертом в Берлинскую филармонию, которые, к сожалению, отменились за четыре дня до вылета оркестра в марте прошлого года. Надеюсь, что все состоится, но пока давать прогнозы очень сложно. В Германии локдаун до сих пор не отменили.
Далее 7 октября мы принимаем участие в Симфоническом форуме России в Екатеринбурге — важный смотр симфонических оркестров. Сейчас мы ведем переговоры насчет сольного концерта оркестра на большой сцене Санкт-Петербургской филармонии в конце этого года.
Вы нацелены вести активную гастрольную жизнь?
Безусловно, за сезон должно быть четыре концерта в год в столицах нашей страны, три поездки по России и две зарубежные поездки. Тогда, на мой личный взгляд, мы будем представлены в достаточном объеме, чтобы быть на виду в нашей стране. Я очень надеюсь, что Правительство республики и дальше будет поддерживать оркестр и наращивать его поддержку.
«Деятельность Госоркестра РТ – это безусловный пример»Артур Назиуллин
Госоркестр Татарстана приезжал к вам в Башкирию?
К сожалению, в современной истории мне этот факт неизвестен. Но в качестве дирижера маэстро Александр Сладковский приезжал на наше открытие 28-го концертного сезона.
Говорят, вы с ним друзья, — это правда?
Он мой старший коллега, человек, которым я не перестаю восхищаться. То, что он сделал за период работы в Татарстане, — это огромный вклад в развитие современной культуры в целом.
Мы с ним далеко не один концерт сыграли как партнеры на сцене с Госоркестром Татарстана и Госоркестром России имени Светланова, где он дирижировал, а я солировал. Нас связывают не только творческие, но и дружеские отношения за сценой.
Своим приездом в Уфу он очень поддержал наш коллектив и меня как руководителя. У наших музыкантов остались очень приятные впечатления после работы с маэстро Сладковским. И, кстати, у меня в кабинете висит афиша с этого концерта с участием Александра Витальевича и виолончелиста Сергея Ролдугина.
Как вы познакомились с Сергеем Ролдугиным?
С ним посчастливилось познакомиться только в Уфе, где состоялось блестящее исполнение Концерта для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса. Хочется надеяться, что и у него остались только приятные впечатления, так как оркестр был готов, и маэстро Сладковский провел свою работу на высоте, ну и мы с точки зрения организации встречи постарались сделать все возможное.
У Сергея Ролдугина и Александра Сладковского прошла встреча с нашим руководителем региона, Радием Фаритовичем Хабировым. Уверен, что это послужит дополнительной ступенью в развитии отношений между республикой и высокой интеллигенцией нашей страны.
Вы признавались, что татарстанский Государственный оркестр вызывает восхищение и подает пример многим профессиональным коллективам. О чем шла речь — об уровне оркестра или количестве и качестве реализуемых им проектов?
Обо всем вместе. Мы говорим о высочайшем уровне подготовки коллектива, об интереснейших проектах, реализуемых Госоркестром. То, что делает ваш оркестр, заслуживает огромного уважения. А какие солисты к вам приезжают! Вся деятельность Госоркестра РТ — это безусловный пример.
Советовались ли вы с Александром Сладковским по поводу дальнейшего развития НСО РБ?
Я всегда пытаюсь почерпнуть хорошие черты, которые присущи моим коллегам. Мы много говорили, затрагивая огромный круг вопросов и проблем.
Вы, наверное, знаете, что Госоркестр РТ делает много записей: записывает бокс-сеты симфонического творчества разных композиторов. Насколько такие записи важны для развития культуры?
Это, безусловно, важная работа. Мы постепенно приходим к тому, что тоже должны это делать. Но записи должны быть качественными, записанными на серьезном лейбле, с серьезной финансовой поддержкой, с грамотной пиар-кампанией. К этому надо просто прийти.
Сейчас перед нами стоят другие цели, и браться за все одновременно — идея заведомо провальная. Но мы планируем сделать их в обозримом будущем.
«Я очень близок с Казанской консерваторией и горд теплыми отношениями с ее преподавателями, профессорами, ректором»Артур Назиуллин
С какими чувствами едете в Казань?
Казань — прекрасный город, я горд тем, что дружу с Татарстаном, с моими друзьями. Даже проучившись здесь непродолжительное время, буквально два года в Средней специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова, я успел обзавестись друзьями, с которыми по сей день поддерживаю связь. Надо сказать, что эти связи помогают мне и в работе.
Например, я очень близок с Казанской консерваторией и горд теплыми отношениями с ее преподавателями, профессорами, ректором — Рубином Кабировичем Абдуллиным. В прошлом месяце я прилетел в Казань не только пообщаться с местной интеллигенцией, но и послушать молодых и перспективных музыкантов Татарстана.
Прослушивания проходили для каких-то определенных целей?
Для того, чтобы пригласить талантливых исполнителей в наш оркестр. Прослушивали выпускников, в первую очередь тех ребят, которые потенциально готовы прийти на работу в серьезный коллектив.
Как оцениваете профессиональный уровень молодых исполнителей?
Надо сказать, что уровень как был высоким, так и остался. И я говорю это не для красного словца. Я еще помню свои первые выступления в вашем замечательном Большом концертном зале имени Сайдашева, когда был воспитанником ССМШ. Еще школьником я выступал с уже тогда прославленным Государственным симфоническим оркестром Татарстана, которым руководил легендарный дирижер, народный артист РТ и РФ Фуат Шакирович Мансуров.
Впоследствии я не раз приезжал выступать в качестве солиста, будучи уже состоявшимся музыкантом. В том числе мне было приятно приглашение маэстро Александра Сладковского на Музыкальный фестиваль «Творческое открытие», а также приглашение родной школы на концерт, приуроченный к 50-летию ССМШ, где принимал участие и маэстро Михаил Плетнев. Также я периодически приезжаю сюда с мастер-классами. В общем, я имею хорошее представление об уровне исполнительства татарстанских ребят.
Потому, когда возникла потребность в оркестрантах для Национального симфонического оркестра Башкортостана, я поехал в Казань и еще в несколько регионов.
Желающих пройти прослушивание из Татарстана было много?
Более 15 человек. Хочу сказать, что многие из них очень хорошо себя показали. Мы рассматриваем их кандидатуры и обдумываем варианты организации их переезда в Башкирию.
«Количество сольных концертов уменьшилось, но я по мере возможностей и приглашений всегда стараюсь выступать»Артур Назиуллин
Совсем недавно Башкирия понесла большую потерю — ушел из жизни основатель оркестра Тагир Камалов. Вы много говорили об изменениях внутри оркестра, но какие ценности, которые заложил первый дирижер коллектива, будут сохранены?
Потеря колоссальная, хоть и Тагир Таузяхович не работал в этом коллективе с 2011 года. То, что он создал оркестр и развивал его в тяжелейшие 90-е годы, заслуживает огромного уважения. Я не могу представить, с чем ему пришлось столкнуться в то время. Но он сумел основать оркестр. Безусловно, это была яркая личность.
Многие музыканты, которых в свое время Тагир Камалов набрал в состав оркестра, работают здесь до сих пор. Первый концерт после Нового года, который произошел после ухода маэстро, мы посвятили его памяти. Я думаю, эту традицию мы будем продолжать.
Говоря о традициях: Национальный симфонический оркестр Башкирии один из немногих коллективов, который выводит на главные партии оркестрантов. Будете ее продолжать?
Я горжусь как руководитель, что наши музыканты имеют потенциал выйти и играть с оркестром. Не так давно у нас прошел зимний фестиваль, где силами наших музыкантов на двух концертах были исполнены все пять скрипичных концертов Моцарта. Каждый ведущий скрипач взял себе по концерту и блестяще справился с этой задачей. Это ли не счастье?
Многие оркестры начинают с этой практики, но потом от нее отказываются. Почему? В руководителях говорит страх потерять хорошего оркестранта, который решит заняться сольным исполнительством?
Надо спросить у тех, у кого этот страх имеется. У меня этого страха нет, я, наоборот, горжусь нашими оркестрантами и всегда это подчеркиваю. Приветствую эту практику, чтобы наши музыканты выходили играть с оркестром. Для них это стимул еще больше заниматься. Одни плюсы.
Вступая на должность руководителя оркестра, вы обещали не забрасывать свою сольную карьеру. Удается совмещать гастроли с работой в оркестре?
Безусловно, количество сольных концертов уменьшилось, но я по мере возможностей и приглашений всегда стараюсь выступать. Из ближайших мероприятий — 10 апреля я играю в Московской консерватории с Александром Князевым, уникальным виолончелистом. Дальше начинается наш тур по Удмуртии и Татарстану, в котором я также принимаю участие как солист. Буду искренне рад видеть жителей Республики Татарстан!
Нет комментариев-