В прошлом году вступил в силу федеральный закон, который обязал владельцев автобусов по перевозкам пассажиров получить лицензию. Радик Вахитович, все ли владельцы автобусов в Татарстане, для которых лицензирование обязательно, получили лицензии?
Большая часть перевозчиков лицензии получили. Остались единицы. На сегодня перевозчиками получено 1124 лицензии. До принятия этого закона у нас было лишь около 240 лицензиатов. То есть сейчас количество лицензиатов увеличилось практически в пять раз. Ранее был слишком упрощен порядок перевозки пассажиров, например, заказными перевозчиками или вахтовыми. Поэтому необходимо было ввести нормы, которые бы определяли правильную эксплуатацию автобусов. Череда произошедших крупных дорожно-транспортных происшествий подтолкнула государство принять такой закон.
Почему до сих пор остаются перевозчики, не получившие лицензии?
По данным ГИБДД, в республике зарегистрировано около 17 тыс. автобусов. В общероссийский реестр лицензий от Татарстана включено более 8,5 тыс. автобусов. Этот реестр как раз направлен на то, чтобы упорядочить организацию пассажирских перевозок. У одного лицензиата на балансе может быть не один автобус, а несколько.
Почему из 17 тыс. в реестр вошли только 8,5 тыс. автобусов? Остальные транспортные средства либо не эксплуатируются, либо автобусы переоборудовались в категорию легковых, которые не подлежат лицензированию. Наверняка есть и нарушители, которые прячутся, работают нелегально.
Круг тех владельцев транспортных средств, которые не проходят лицензирование, остался прежним, никаких новых субъектов туда не внесено. То есть лицензирование не распространяется на транспортные средства полиции, скорой помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательной службы, военной автоинспекции, ФСБ, Федеральной службы охраны, Вооруженных сил, войск Национальной гвардии, следственного комитета, а также на автобусы, которые эксплуатируются вне дорог общего пользования.
Как быстро выдается лицензия и сколько стоит ее получение?
Лицензия должна выдаваться соискателям в течение 45 рабочих дней, но, как правило, выдается гораздо раньше. При этом оплачивается только госпошлина в размере 7,5 тыс. рублей. Документы на получение лицензии направляются в наше подразделение, они проходят проверку. После этого принимается решение о выдаче лицензии.
Есть такие факты, когда необходимо исключить автобус из реестра, или наоборот включить новое транспортное средство. Вот на эту процедуру дается три рабочих дня. То есть в течение трех рабочих дней наш сотрудник рассматривает документы и принимает решение о внесении транспортного средства в реестр автобусов. Услуга бесплатная, здесь госпошлина не предусмотрена.
Если вносятся изменения в саму лицензию, например, когда поменялся юридический адрес предприятия или произошла смена наименования организации, то необходимо оплатить госпошлину в размере 750 рублей.
По какой причине перевозчику могут отказать в получении лицензии? Есть ли случаи отказа?
Отказов было достаточно мало — всего 11. Это связано, как правило, с несоответствием транспортного средства заявленному. То есть предприятие поменяло наименование, юридический адрес, в другом районе зарегистрировалось. В этом случае мы отказываем.
Были случаи, когда нам представляли договоры на оказание предрейсового медицинского осмотра, мы направляли соответствующий запрос и получали ответ, что договор не заключался с данной организацией. То есть фактически были представлены неправильные договоры, или срок действия которых истек и не продлен.
Еще выявлялись факты того, что лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, которое должно быть у каждого лицензиата, не прошло аттестацию, не включено в соответствующий реестр. Это федеральный реестр, в котором числятся все лица, прошедшие аттестацию на право заниматься вопросами безопасности дорожного движения.
Какую функцию на предприятии выполняют специалисты по безопасности дорожного движения?
У каждого предприятия, которое имеет транспортные средства для перевозки пассажиров, обязательно должен быть специалист по безопасности дорожного движения. У него должно быть высшее и профильное образование. Если профильное образование связано с вопросами безопасности дорожного движения, то переподготовку проходить не надо. Если человек имеет высшее образование, но не профильное, то он должен пройти специальную переподготовку. На обучение по программе запланировано 256 часов. Его проводят различные организации, которые имеют лицензию на проведение такого обучения. И после этого — аттестация.
На таких специалистов возлагается большая ответственность, много вопросов, которые они должны контролировать на предприятии. Например, режим труда и отдыха водителя, вопросы профилактики и организации безопасной работы транспорта.
Как только началось лицензирование, были случаи, когда один специалист по безопасности дорожного движения устраивался в несколько организаций. Понятно, что он не сможет в полном объеме решить весь спектр вопросов. Но на сегодня этот вопрос снят. Как правило, предприятие направляет на обучение уже подготовленного человека.
Как скоро должны проверять перевозчиков после получения ими лицензии?
Законодательством предусмотрены проверки по истечении одного года с момента получения лицензии. Если первые лицензии в прошлом году были получены где-то в конце апреля-начале мая, то с мая этого года начнем проверять лицензиатов. В этом году запланированы 262 плановые проверки.
В частности, проверим осуществление предрейсового и послерейсового осмотров, работу ответственного по безопасности дорожного движения, контроль технического состояния транспортного средства и проведение других мероприятий, которые должны выполняться при допуске водителя к перевозке пассажиров. Это как раз то, что прописано в условиях получения лицензии.
При выявлении нарушений условий лицензирования могут быть наложены достаточно большие штрафы. На юрлицо — до 200 тыс. рублей.
Будем оценивать соблюдение транспортного законодательства. Остальные проверки будут осуществляться, исходя из риск-ориентированного подхода. Если предприятие имеет много нарушений транспортного законодательства, ДТП по вине водителя с погибшими и ранеными, то оно попадает в зону риска, и там проверки будут проводиться ежегодно. Если нет нарушений, дорожно-транспортных происшествий, то проверки будут назначаться один раз в три года или пять лет, а в дальнейшем — только по факту ДТП.
Какие нарушения встречаются наиболее часто среди водителей автобусов?
Нарушения правил посадки и высадки пассажиров — высаживают в неустановленных местах, отсутствие или несоответствие тахографа, который контролирует режим труда и отдыха водителя. Кроме того, такие нарушения, как осуществление перевозок без карты маршрута, несоблюдение режима труда и отдыха водителя и отсутствие лицензии. Это основные нарушения, которые выявляются на пассажирском транспорте.
От граждан тоже периодически поступают жалобы. Мы их рассматриваем, по ним принимаются соответствующие решения, перевозчики привлекаются к ответственности. Татарстанцы жалуются, например, на культуру вождения водителя, вплоть до курения за рулем. Где-то не выдают билеты, не обеспечены комфортные условия для перевозки пассажиров, или состояние автобуса очень запущенное.
Насколько сейчас в Татарстане актуальна проблема нелегальных перевозок?
Нелегальные перевозки — это очень больная тема. В крупных городах удалось навести порядок. Например, в Казани нет нелегальных перевозчиков. Но, к сожалению, на междугородних перевозках по республике, между субъектами, до конца навести порядок пока не можем.
Нелегальные перевозчики осуществляют перевозки под видом заказных. Для них это выгодно, потому что на вокзал не надо заезжать за пассажирами, думать о билетах, выполнении расписания. Но и безопасность они не гарантируют. Нет четкого расписания, страховки пассажиров, неизвестно, каково состояние водителя.
Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году в течение 50 дней все заказные перевозчики должны были информировать о количестве перевезенных пассажиров. Мы наблюдали за перевозкой пассажиров тремя «заказниками», которые были на этом рынке. Они за три дня перевезли 32 тыс. пассажиров только по одному маршруту: Казань — Набережные Челны. Вот такого количества пассажиров они лишили регулярных перевозчиков.
Двое из этих перевозчиков ушли с рынка заказных перевозок, получили карты маршрута, начали осуществлять деятельность в соответствии с требованием федерального законодательства. Один перевозчик продолжил свою заказную деятельность. Он был несколько раз привлечен к ответственности, в том числе как на юридическое лицо пять раз на него был наложен административный штраф на 1,5 млн рублей.
Он долгое время судился, прошел почти 11 судебных заседаний. Судебные органы оставили в силе наши санкции. И теперь его штрафы, так как он не заплатил, удвоились. По трем материалам он должен заплатить еще 300 тыс. рублей. И еще два материала на подходе. Ему такая деятельность обойдется не в один миллион рублей. На сегодня он передал автобусы другому предпринимателю, который нами тоже уже неоднократно был наказан.
Еще есть один заказной перевозчик, который ездит по маршруту Казань — Йошкар-Ола. Мы его несколько раз привлекали к ответственности, выиграли суды. Чтобы уйти от ответственности, он придумал новую схему. Теперь с каждым пассажиром он составляет договор на проведение аудиоэкскурсии по маршруту Казань — Йошкар-Ола. Понятно, что никакой экскурсии нет. Но ведь пассажиры идут на это, а потом пишут жалобы на заказных перевозчиков.
Например, гражданину на предприятии отказались возместить командировку, поскольку не могут компенсировать экскурсию. Он жалобу написал. Но мы здесь ничего сделать не можем, потому что он лично расписался в договоре о проведении экскурсии. А перевозчик этого гражданина обманул, никаких билетов не дал. То есть получилась поездка по служебным делам из собственного кармана.
С заказными перевозками нам хорошо помогает УФАС. Антимонопольное управление принимает меры по таким перевозчикам в плане недобросовестной конкуренции. В Марий Эл были случаи, когда регулярный перевозчик привлек к ответственности в судебном порядке заказного перевозчика, который «ворует» его пассажиров, потребовал возмещение убытков. Наверное, в Татарстане такие факты тоже появятся.
Какие еще меры планируется принять для борьбы с заказными перевозчиками?
Уже есть договоренность, и мы будем применять арест транспортных средств пассажирских перевозчиков, которые не имеют лицензии или осуществляют регулярные перевозки без карты маршрута. В Татарстане это будет впервые. Работу по аресту автобусов хотим начать с апреля 2020 года.
Законодательство нам позволяет в отношении недобросовестного перевозчика предпринять арест транспортного средства. Мы должны пресечь незаконную деятельность и не допускать нарушение транспортного законодательства. Это касается всех перевозчиков.
Арест автобусов применяется во многих субъектах России. Например, в Башкортостане только в прошлом году 200 автобусов арестовали.
Какие штрафы и другие наказания предусмотрены за перевозку пассажиров без лицензии?
Штрафы за нарушения определены в Кодексе РФ об административных правонарушениях по двум статьям. Первая — статья 14.1.2. «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». Это когда владелец автобуса оказывает какие-то услуги и получает от этого выгоду, то есть занимается коммерческой деятельностью. Здесь штрафы на граждан и должностных лиц составляют 50 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства, на индивидуальных предпринимателей — 100 тыс. рублей с конфискацией автобуса, а на юрлиц — 400 тыс. рублей с конфискацией транспорта и приостановлением деятельности до 90 суток.
Вторая — статья 19.20. «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)». Это если осуществляется перевозка для собственных нужд. В данном случае составляются штрафы на граждан в размере от 500 до 1 тыс. рублей, на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, или дисквалификация на срок от года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток, а на юрлиц — от 170 тыс. до 250 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Все эти санкции применяются в отношении владельцев автобусов.
Какие проверки по соблюдению законодательства проводились в Татарстане и сколько выявлено нарушителей?
К сожалению, нарушения выявляются. С 1 июля прошлого года нами было составлено 40 протоколов по статье 19.20. «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)» и 11 — по статье 14.1.2. «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» КоАП РФ.
В этом году уже возбуждено 16 дел: восемь протоколов составлено по статье 19.20, один — по статье 14.1.2 и семь — по третьей части статьи 14.1.2, связанной с нарушением лицензионных требований. Все материалы направляются в суд, принимаются достаточно жесткие меры. Если сначала только предупреждали, то теперь привлекают к административным штрафам.
По решениям суда в этом году приостановили деятельность два предприятия в Казани.
Сотрудники управления участвуют в рейдовых мероприятиях, и большую помощь нам оказывает ГИБДД. Сотрудники Госавтоинспекции уполномочены останавливать транспортные средства, и в случае нарушений они нас информируют. По их материалам мы принимаем меры.
В прошлом году провели 148 рейдовых мероприятий, в том числе совместно с ГИБДД. В этих рейдах выявили 532 нарушения транспортного законодательства, включая эксплуатацию автобусов без лицензии.
Как вы в целом можете оценить ситуацию с безопасностью пассажирских перевозок в Татарстане?
В течение двух месяцев идет снижение количества погибших, но по числу ДТП есть небольшой рост. Около 60% всех дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта связано с падением людей в салоне автобуса. Любое падение оформляется как ДТП. Это достаточно массовое явление в республике.
Нет комментариев-