Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Анна Гулишамбарова: «Любое выступление на международной арене всегда ответственно»

Анна Гулишамбарова: «Любое выступление на международной арене всегда ответственно»
Художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Новая музыка» о выступлении оркестра из Татарстана в Тунисе, декорациях из «Гладиатора» и романсах Яхина на международном фестивале.

Выступление оркестра из Республики Татарстан стало завершающим в программе 33-го Международного фестиваля симфонической музыки, который ежегодно проходит в городе Эль-Джеме в Тунисе. В этом году крупное музыкальное мероприятие проходило с 7 июля по 11 августа и собрало музыкантов из разных стран.

Расскажите подробнее о фестивале, в котором принял участие ваш коллектив.

– Фестиваль проходит в Амфитеатре Марка Антония Гордиана, или, как его чаще называют, Колизее, третьем по величине в Римской империи и ныне самом сохранившемся. В 1979 году он был объявлен Всемирным наследием ЮНЕСКО. В 2000 году в этих стенах снимался знаменитый фильм «Гладиатор» с Расселом Кроу. Я помню, когда мы впервые попали на арену этого амфитеатра, испытали легкий трепет и волнение. Ведь развлечения во время гладиаторских боев были исключительно жестокими и кровавыми. Часть арены сейчас современная, специально приспособленная для проведения концертов симфонической музыки. Они проходят регулярно и представляют собой бренд Амфитеатра в Эль-Джеме. Но все остальное на самом деле – это реальные исторические декорации. И если включить воображение, можно очень ярко представить себя в той далекой, совсем не романтической эпохе.

Этот фестиваль проходит уже 33-й год, был задуман мэром Эль-Джема Мухаммедом Эннасером. В первый раз участвовало всего два коллектива – симфонический оркестр Туниса и Вены. Был ошеломительный успех, и было решено проводить этот фестиваль ежегодно. Концерты проходят каждую субботу начиная с июля и до августа. Для Туниса это событие мирового масштаба, страна небольшая и не избалованная культурными событиями. Концерты фестиваля притягивают людей со всех уголков страны, съезжается много туристов и представителей посольств. Также могу сказать, что нас очень обрадовало присутствие многочисленной российской диаспоры, которая хором пела с нами все русские песни.

Каким образом отбираются творческие коллективы для участия в фестивале?

– Летом прошлого года в Тунисе состоялась встреча митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Тунисской Республике С. А. Николаевым. Были достигнуты определенные договоренности. Но только благодаря поддержке Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова эта поездка смогла осуществиться. И наш оркестр принял участие в фестивале мирового уровня.

Были ли еще артисты из России?

– Нет, дело в том, что на протяжении всего фестиваля, а это 12 концертов, выступают представители разных стран. Мы представляли Российскую Федерацию и Республику Татарстан. В разные годы на сцене Колизея выступали «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, Государственный оркестр кинематографии и другие прославленные российские коллективы. Хотелось бы отдельно поблагодарить сотрудников Российского посольства в Тунисе и лично советника посла Виктора Сергеевича Воропаева. Благодаря их работе мы чувствовали себя в Тунисе как дома.

Можете сравнить фестиваль в Тунисе с предыдущим международным опытом?

– Любое выступление на международной арене всегда ответственно, поэтому не могу сказать, что это было что-то уникальное в сравнении с другими фестивалями. Особенность этого фестиваля в том, что он проходит на открытой площадке среди реальных исторических декораций. Во время исполнения ловила себя на мысли, что эти стены видели много. Много зрелищ, исторических событий, крови, но сейчас здесь звучит музыка. Больше скажу – русская и татарская музыка. Причем это было пожеланием организаторов фестиваля. Что, конечно же, очень приятно для нас как представителей России, Татарстана. Мы знали, что концерт – закрытие фестиваля традиционно вызывает повышенный интерес у публики. Программа была сформирована таким образом, чтобы все вкусы публики оказались удовлетворены. Помимо классических произведений русских, зарубежных и татарских композиторов прозвучали самые известные произведения семьи Штраусов, знаменитая «Рапсодия в голубых тонах» Гершвина в исполнении пианиста-виртуоза Андрея Руденко сорвала заслуженные овации, а заслуженную артистку России Резеду Галимову после каждого выступления провожали криками браво. Оркестр «Новая музыка» преподнес музыкальный подарок в знак уважения к традициям Туниса. Солистка нашего оркестра Александра Борисова сыграла на дарбуке, старинном ударном инструменте, широко распространенном на Ближнем Востоке, Египте и в странах Африки. Но и слушатели ответили нам, спев всем многотысячным залом под аккомпанемент нашего оркестра знаменитую русскую песню «Калинка».

Знают ли в мире татарскую национальную музыку?

– Да, знают. Скажу больше, татарские песни любят и хотят слышать. И в какой бы точке мира мы ни были, интерес к национальной, фольклорной музыке всегда высок. И на этом фестивале прозвучали и были очень тепло приняты романсы Яхина, Сайдашева, Музафарова, Калимуллина, бессмертная музыка Фарида Яруллина.

Как оцениваете фестиваль в плане организации?

– Блестяще. Мы не знали никаких забот и чувствовали себя очень уютно. Все наши пожелания и по инструментам, и по каким-то техническим моментам — озвучка, освещение, съемка, — все это учитывалось. Мы себя чувствовали гостями, которых с нетерпением ждали.

Вы были на фестивале единственной женщиной-дирижером. Чувствовали ли вы особое отношение к себе?

– Насколько я знаю, на этом фестивале еще не выступали женщины-дирижеры. Только если в Римской империи, в перерывах между гладиаторскими боями. Но исторически доказанных фактов этого нет. Так что я вполне уверенно могу считать себя первопроходцем. И, как мне сказал советник посольства, можно особо-то и не дирижировать, а просто выйти и сорвать аплодисменты. Но я стараюсь никогда не акцентировать внимание на гендерной принадлежности, потому что в первую очередь, выходя на сцену, я должна заниматься своей профессией. А то, что я — женщина, в данном случае было хорошим бонусом, не более. Это всегда вызывает интерес, но, выходя на сцену, я должна доказать, что я не только женщина, но еще и на что-то способна в своей профессии.

Как сами оцениваете выступление коллектива «Новая музыка» на фестивале?

– Наверное, нам самим было бы неправильно оценивать свое собственное выступление. Хотя реакция публики дает нам шанс быть уверенными в успехе. На следующий день после выступления нам пришло письмо от директора фестиваля Мабрука Лайони, в котором он сообщил, что наш концерт был лучшим среди всех фестивальных в этом году. Это было бесконечно приятно.

В чем отличие зарубежной публики от российской?

– Это непростая тема. Очень много факторов, от которых зависит слушательский интерес. И это не всегда вопрос географический или расовый. Это скорее зависит от уровня подготовки, образования, социального среза, возраста.... Западные слушатели всегда реагируют очень непосредственно: если им нравится, они выражают свой интерес ярко и восторженно. В Тунисе буквально после первого номера я почувствовала, что публика готова воспринимать все, что мы им сыграем, крики браво начались после первого же номера. Они и пели с нами, и аплодировали. У нас были игровые номера, когда мы заводили публику, вовлекали ее в процесс исполнения. Такая обратная связь, конечно, эмоционально подпитывает оркестр во время выступления.

Оркестру «Новая музыка» в этом году исполнилось 15 лет. Самое время поговорить о дальнейших творческих планах.

– Да, этот год у нас юбилейный, 15 лет не очень солидный возраст для коллектива, рано подводить итоги. Мы полны планов, еще так много не сыграно, там много концертных площадок по всему миру, где мы еще не выступали... Наш юбилейный концертный сезон начался 10 января концертом в Большом зале Московской консерватории с большой программой, посвященной моему учителю Фуату Мансурову. Мы приближаемся к 10-летнему юбилею нашего художественно-просветительского абонемента «Брависсимо», автор проекта – заслуженная артистка России Светлана Захарова, большой интерес у публики вызывают абонементы Центра современной музыки «Звуковые пространства Софии Губайдулиной». Оркестр постоянно принимает участие в городских и республиканских мероприятиях на самом высоком уровне, ведет благотворительную деятельность. Несколько дней назад участвовал в концертной программе Дней культуры Республики Татарстан в Международном Доме музыки. Благодаря поддержке Правительства РТ и лично Рустама Нургалиевича Минниханова, Министерства культуры РТ, Управления культуры города Казани и руководителя Центра современной музыки Софии Губайдулиной Л. И. Гарифуллиной в юбилейный год оркестр обновит музыкальные инструменты и концертные костюмы. Осенью мы поедем в гастрольный тур по городам республики. По приглашению председателя Союза композиторов России Рашида Калимуллина в ноябре наш оркестр выступит на фестивале «Европа – Азия» в Ханое, Вьетнам.

Самый главный концерт сезона у нас состоится 12 октября в Государственном Большом концертном зале им. Сайдашева, куда мы всех приглашаем. Будет очень интересная программа и звездные солисты. Лауреат международного конкурса им. П. И. Чайковского, заслуженный артист России пианист Александр Гиндин, солист миланского театра Ла Скала, финалист проекта «Большая опера» на канале «Культура» Бадрал Чулуунбаатар (баритон), солист ансамбля «Студия новой музыки» скрипач Станислав Малышев, лауреат премии Правительства Москвы, лауреат международных конкурсов «Синяя птица», «Щелкунчик» Ильяс Невретдинов. Будем очень рады видеть наших любимых слушателей на дне рождения камерного оркестра «Новая музыка».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев