Корреспондент ИА «Татар-информ» поговорил о прошедшем послании Президента РТ Госсовету республики с заведующим кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ Андреем Тузиковым. Эксперт проанализировал текст послания и обозначил ключевые сигналы Президента татарстанскому обществу в целом, и отдельным его группам в частности.
Добрый день, Андрей Римович!
— Добрый!
Сегодня вышло уже много комментариев тему послания Президента, но нам очень важна экспертная оценка произошедшего, чтобы более точно и полно понять всю суть происходящих событий. На что вы обратили свое внимание в послании Президента в первую очередь?
— Ну, во-первых, тон был очень деловой. Президент ставил задачи, и они были адекватны тем вызовам, которые сегодня существуют в нашей стране в целом, и в республике, в частности. Есть общероссийские проблемы, есть внутриреспубликанские. Прежде всего, речь шла о санкциях. О том, что это тот вызов, в условиях которого надо находить эффективные способы решения социально-экономических проблем. Президент, на мой взгляд, ответил на целый ряд вопросов «медийной повестки дня» — того, что достаточно широко обсуждается в СМИ. Это тема Договора (о разграничении предметов ведения и полномочий, — прим. Т-и), это языковая тематика, которая тоже достаточно широко обсуждалась, ну и, конечно, это ускорение социально-экономического прогресса в республике. И большая часть послания, на мой взгляд, была посвящена именно проблемам социально-экономического развития.
Какие сигналы, озвученные президентом, Вы посчитали наиболее важными и отметили для себя?
— Понимаете, жанр послания сам по себе предполагает адресата, Президент выступает в парламенте, следовательно, он обращается к законодательной и исполнительной власти, эти две ветви — его адресат. Но поскольку послание — это во многом идеологический документ, то его можно считать посланием всему обществу, в котором Президент расставляет приоритеты и акценты. Исходя из тезисов послания, Президент показывает, что он считает важным в текущем и ближайшем будущем, то есть на конец 2017 и 2018 год. Там были сигналы бизнесу, системе образования, было и послание органам региональной власти, главам администраций.
Бизнесу были обозначены перспективные сферы деятельности, в которых есть шанс добиться успеха, потому что государство считает это приоритетом. А региональным властям, на мой взгляд, посыл был очень конкретный: ни в коем случае не снижать уже взятые социальные обязательства и делать все, чтобы повысить эффективность социально-экономического развития вверенных им территорий. Это императив.
Какие новые темы прозвучали в послании? Что было традиционным и ожидаемым, а что неожиданным?
— На мой взгляд, более четко обозначились акценты, связанные с инновационным развитием. Достаточно много слов прозвучало про Иннополис, было четкое послание о необходимости развития цифровой экономики. Прозвучали и чувствительные для всех слоев населения вопросы. Все соцопросы показывают, что население сейчас наиболее чувствительно к изменениям в сферах ЖКХ, медицины и образования. Это то, с чем люди повседневно имеют дело, и если в этих отраслях встречаются проблемы, то население к ним наиболее чувствительно. И, естественно, неудовлетворенность в этих сферах всегда обращается в адрес власти. Хотя, на мой взгляд, например, не дело Президента отвечать за то, что в конкретном доме не работает водопровод, это — ответственность другого уровня. Для этого есть управляющие компании, есть органы местной власти — районная или городская администрация. Но у нас такая традиция — первое лицо, как правило, отвечает за все, и Президент не мог проигнорировать эту нашу особенность.
Вы сказали, что инновационная экономика стала отдельным вопросом, что нового в этой сфере обозначил Президент?
— Не то что бы отдельным, она и раньше была в фокусе внимания, но Президент начал ее детализировать. Он начал ее конкретизировать, в том числе, применительно к таким сферам, как медицина, и поставил задачи в этой области. Тоже самое — в образовании. Прямым текстом прозвучала необходимость наращивания экспорта образования в Татарстане за счет использования открытых онлайн-курсов. То, что называется сегодня термином MOOC — Multimedia open online courses. Речь идет о размещении в интернете полностью онлайновых форматов образовательных программ. Это сегодня мировой тренд, и Президент обозначил, что негоже нам его игнорировать.
То есть электронное образование — тоже один из приоритетов?
— Это инновационная цифровая технология применительно к конкретной отрасли. До этого чаще говорили об инновационной экономике применительно к промышленности. Президент РТ в этом послании более четко показал, что инновации — это не только для «оборонки», машиностроения и IT-сферы.
Какие из перечисленных в послании тем будут наиболее важны в ближайший год?
— На этот вопрос не так просто ответить. Я обратил внимание, что Президент республики начал с того, что Россия оказалось в непростой международной ситуации. Это говорит о том, что на уровне руководства республики есть четкое понимание, что ситуация складывающаяся в международных отношениях не проста, она обязательно будет сказываться на ситуации дел в республике.
Уповать на то, что из Москвы будут найдены универсальные рецепты жизни и развития в условиях санкций и ограничений не продуктивно, надо самим искать какие-то решения.
Мне кажется, что Рустам Нургалиевич одной из задач своих зарубежных визитов видит поиск потенциальных экономических партнеров для предприятий республики, поиск инвесторов и, естественно, рынков сбыта для товаров «Made in Tatarstan».
Какие еще важные темы нас ожидают в ближайшей перспективе?
— Мы вступаем в выборный год, и Президент республики отметил, что выборы будут проходить в жестких обстоятельствах. Дело в том, что сегодня в мире очень жесткая конкуренция между странами «большой семерки» и всеми остальными. Эта конкуренция строится по принципу подчинения мировым лидерам, либо надо быть готовым к тому, что тебя будут прессовать. И один из главных приемов — это подрыв легитимности власти. Сегодня власть, чтобы быть легитимной, должна обязательно опираться на процедуру выборов. Самое главное — эта процедура должна быть безупречной, поскольку естьвесьма пристрастные наблюдатели. Если посмотреть на все «оранжевые революции», то они начинались с разжигания недоверия людей к подсчетам голосов. Это же самое будет раскручиваться и на выборах в 2018 году. Это дестабилизация. Во многих американских «мозговых центрах» очень хорошо отлажена технология т. н. «управляемого хаоса» — сначала страна хаотизируется, а потом ее стараются поставить под контроль за счет продвижения к власти «своих» представителей. Ну и потом уже все остальное — экономическое проникновение в своих интересах, геополитические бонусы. В наших условиях то же самое. Ведь наши «заокеанские партнеры» открытым текстом не рекомендовали Путину идти на выборы еще в 2012 году. Главное для нас — действовать в этих обстоятельствах так, чтобы не быть орудиями в чужой игре. Технология подрыва легитимности осуществляется и за счет пропаганды неявки на выборы, ведь это основание для того, чтобы потом сказать: «Народ не ходил, а значит царь не настоящий». Президент это понимает, в послании прозвучали слова о необходимости сосредоточиться на выборах и не допустить их срыва.
Вы сейчас затронули тему вызовов на примере грядущих выборов. Какие еще вызовы стоят перед республикой?
— К сожалению, наши «партнеры-конкуренты» могут начать разыгрывать карту подрыва межнационального и межконфессионального согласия. Татарстан за 25 лет сумел успешно пройти между непростыми ситуациями, которые в других постсоветских регионах привели к печальным результатам с драматическими последствиями. Естественно, это и есть один из главных объектов атаки. Мы сегодня знаем выражение «Фейсбук-революция» и прочее, когда с помощью соцсетей формируют такие структуры, которые могут собираться в час-икс в определенном месте, устраивать несанкционированные демонстрации, подогревать неприязнь и вбрасывать для этого фейковые новости, настраивать людей друг против друга. Естественно, что это очень и очень серьезный вызов.
Президент подчеркнул значимость укрепления единства России за счет развития сильных регионов. И очень знаковый посыл содержится в тезисе о важности в этой связи укрепления духовного единства татарского и русского народов.
И экстремизм, и угроза межэтническому миру — это предмет заботы на всех уровнях власти и управления республики, я это отношу и к себе.
К себе, как к преподавателю?
— Любой преподаватель должен знать, чем отзовется его слово, тщательно относиться к процессам преподавания, особенно общественных наук. Естественно, это относится и к руководству среднего образования, поскольку объект атаки: молодежь и дети — они не имеют жизненного опыта и наиболее склонны к таким максималистским, эмоционально продиктованным решениям. Черчиллю приписывают такое выражение: «Кто в молодости не был социалистом, у того нет сердца, а кто к сорока годам не стал консерватором, у того нет разума». Вот этот юношеский максимализм очень хорошо может эксплуатироваться. И мы знаем, что существует такое явление, как «фундаментализм» в виде радикального политического ислама, который как раз фокусируется на молодежи, как на целевой группе для использования в своих интересах. К сожалению, есть негативные примеры относительно участия российской молодежи в ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ), и это мощный вызов. Раскачать лодку, как говорится, можно, но всегда надо задавать вопрос — кому это выгодно? Подавляющему большинству жителей — многонациональному народу Татарстана, это точно не выгодно.
Нет комментариев-