Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Андрей Кузьмин: Газеты холдинга «Татмедиа» в печатном виде ни в 2019 году, ни в последующие закрываться не будут

Андрей Кузьмин: Газеты холдинга «Татмедиа» в печатном виде ни в 2019 году, ни в последующие закрываться не будут
Медиарынок «Татарстана» в уходящем 2018 году пережил ряд изменений. Как будут развиваться традиционные СМИ в эпоху Telegram-каналов и почему телевидение остается самым влиятельным инструментом, корреспонденту «Татар-информ» рассказал генеральный директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин

- Андрей Владимирович, в 2018 году издания «Татмедиа» сильно продвинулись в соцсетях, число подписчиков на страницы изданий достигло 1,5 млн человек. Каковы цели на 2019 год?   

– За последние 2 года число подписчиков на наши ресурсы в соцсетях выросло в 3 раза, мы достигли высоких количественных показателей. Сейчас критерии оценок работы редакций в соцсетях будут изменены. Необходимо добиваться повышения глубины просмотров, обратной связи. Необходимо, чтобы читатель оценивал контент, ставил лайки, писал комментарии.

Для нас недостаточно, того чтобы новость доходила до максимально большого количества читателей. Нам необходимо, чтобы она задевала людей за живое, вызывала эмоции, заставляла прочитывать тексты до конца, искать на сайтах другие тексты. Для того, чтобы добиться этих целей, мы уже делаем определенные шаги. Внедряются новые инструменты для оценки работы сайтов, меняется алгоритм работы редакций.

Мы очень серьезно подошли к вопросу обучения сотрудников, было проведено большое количество семинаров. Мы покупаем обучающие программы для веб-редакторов, корреспондентов, юристов. Одновременно вводится новая система оценок, система KPI.  

– Не секрет, что во многих редакциях размер гонораров уже привязан к числу прочтения текстов на сайте. Появится ли дополнительная система оценок за глубину прочтения и лайки? 

– Все верно. Мы настраиваем работу редакций таким образом, чтобы журналист получал базовую ставку и гонорары с надбавками. Чем больше людей прочитают журналистский текст, отреагирует на него должным образом, сделают репост в соцсетях, тем более высоко будет оцениваться труд автора.

Журналистов кормят ноги: чем больше качественного контента они будут создавать, тем более высокой будет оплата. Однако это не означает, что мы направим основные усилия для доставки контента через цифровые носители. Задачу развивать традиционные СМИ с нас никто не снимал. Газеты холдинга «Татмедиа» в печатном виде ни в 2019 году, ни в последующие годы закрываться не будут.    

– Печатные издания тем не менее уходят с рынка. Старейшая газета республики «Вечерняя Казань» заявила о прекращении выпуска бумажной версии. В «Татмедиа» планов по сокращению печатной продукции нет? 

– У нас таких планов нет. Решение редакции «Вечерняя Казань» отказаться от «печатки» мне кажется странным, поскольку газета была востребована, у нее было 17 тыс. подписчиков. Но это решение учредителей и обсуждать его бессмысленно, это частная газета.

Возможно, решение связано с уходом из редакции некоторых сильных журналистов. Для «Татмедиа» закрытие печатной версии «Вечерней Казани» только на руку, наши издания получат конкурентные преимущества.

Но с человеческой точки зрения я испытываю большое сожаление. В начале моей журналистской карьеры я много общался с журналистами из «Вечерней Казани», в редакции были крепкие профессионалы, которые делали шикарные материалы, репортажи. В свое время я часто ссылался на «Вечернюю Казань». 

– А как обстоят дела с печатными тиражами у самого холдинга «Татмедиа»?

– Тиражи прогнозно падают, но мы удерживаем падение в коридоре 5-7%. Соответствующим образом были выстроены планы редакций на 2019 год, потому что их бюджеты в районах в основном складываются из подписки. Это львиная доля заработка редакций, поэтому мы боремся за подписку.

Но вы должны понимать, что наша подписка ведется не только через «Татарстан Почтасы». Около 30 процентов тиража приходится на альтернативную подписку, которая дешевле для наших читателей. Еще около 30% тиражей продаются в розницу.

В этом году провели семинар, на котором изучали лучшие практики изданий, которые организуют конкурсы для читателей, делают выезды в села, устраивают концерты для сельчан. Кроме этого мы проводим акции по подписке родителей, близких, ветеранов войны и труда. В этом году я хотел выразить огромную благодарность депутатам Госсовета Татарстана, которые подписали на издания «Татмедиа» более 200 жителей республики, а также детские дома, социальные учреждения…

Здесь есть одна очень важная деталь: доходы от размещения рекламы в «печатке» и на сайтах несопоставимы. Поступления от рекламы в интернете растут, но не такими быстрыми темпами. В денежном выражении они гораздо меньше доходов от рекламы в печатных газетах, на телевидении и радио. 

– Главы администраций городов и районов участвуют в организации подписки?    

– То, что некоторые называют административным ресурсом, на самом деле является проявлением элементарного здравого смысла. Без широкого освещения в СМИ государственные проекты реализовывать очень сложно. Задача власти не только доносить до граждан свои решения, но и объяснять их суть, вовлекать жителей республики в политические и экономические процессы, вести с ними диалог. Проекты по самообложению, по самозанятым, по формированию системы раздельного сбора мусора и многие другие немыслимы без освещения в газетах, на телевидении и на радио. Казалось бы, это простая и понятная мысль. Но далеко не все руководители администраций это понимают.

Посмотрите рейтинги медиа-влияния глав Татарстана, и вы сразу поймете, кто участвует в развитии СМИ. На первых строчках здесь Альметьевский и Мамадышский районы. Любой бизнесмен перед тем, как вывести на рынок новый продукт, около 10% от сметы закладывает на продвижение, поскольку реклама обеспечит ему реализацию.

Когда речь идет о государственных проектах, это правило, к сожалению, не работает. Министерства и ведомства не закладывают суммы на продвижение. Более того, все норовят размещать информацию в государственных СМИ бесплатно. А потом на заседании совета директоров АО «Татмедиа» я вынужден объяснять, почему не растут доходы!

Холдинг «Татмедиа» – это инструмент доведения государственной информации до населения, но любой механизм нужно смазывать. Редакциям необходимы ресурсы, чтобы развиваться, закупать оборудование, повышать зарплату журналистам. К сотрудникам редакций не должны относиться как к обслуге.

Мы выполняем государственные задачи, но государственное финансирование не менялось с 2008 года. За эти 10 лет состояние экономики сильно изменилось, стоимость бумаги и доставки изданий, ставки тарифов взлетели в разы. Благодаря государственному финансированию мы, конечно, находимся в более благоприятных условиях, чем частные СМИ, но с каждым годом все наши преимущества становятся менее заметными на фоне повышения цен, налогов, курсов валют и так далее.   

– Расходы вы перекладываете на плечи читателей? 

– Мы уже не имеем ни физической, ни моральной возможности поднимать стоимость подписки. Через «Почту России» она превысила 700 рублей за полгода, при этом почтовики не отказывают себе в удовольствии регулярно увеличивать цены. Так же растут расходы на бумагу по 15% в год. Нам приходится в этих условиях продолжать оптимизацию и наращивать доходы.

Одной из форм привлечения дополнительных средств стали федеральные и региональные гранты. В течении 2018 года филиалам была направлена информация по 61 конкурсу, которые проводятся в России и в Татарстане. Редакции получают этот список и смотрят, на какие гранты могут претендовать. Анализируют, в чем они сильны, как лучше отработать тему.

В 2018 году наши филиалы получили гранты на общую сумму более 4,2 млн рублей. Для сравнения, в 2017 году сумма от грантов и субсидий составляла лишь 1,2 млн рублей. Наиболее активно привлекают гранты «Зеленодольская правда», телекомпания «Зеленый Дол». «Нурлат- информ», «Мамадыш-информ», телекомпания «Чаллы-ТВ».

Гранты – это серьезная подпитка для бюджета редакцией, источник прибавки к зарплате журналистов. Буквально на днях мы с министром экономики РТ награждали победителей журналистского конкурса, направленного на продвижение предпринимательства. Порядка 5 филиалов «Татмедиа» стали лауреатами этого конкурса, получили денежные призы грамоты. Журналисты, победившие в конкурсе, стали обладателями премий на сумму около 30 тыс. рублей. Привлечение грантов мы обсуждаем на еженедельных совещаниях, на балансовых комиссиях в «Татмедиа», стимулируем и контролируем подачу заявок на конкурсы. 

– Мы обсудили электронные и печатные СМИ, а как развивается телевизионный блок «Татмедиа», в частности, проект «Татарстан-24»? Каковы планы по развитию сети вещания на 2019 год?

– Проект «Татарстан-24» развивается успешно, к единой платформе подключены 13 телекомпаний, буквально на днях к сети присоединились Пестрецы и Муслюмово. В этом на году на канале «Татарстан 24» вышло более 7 тыс. сюжетов, подготовленных нашими филиалами. Сегодня сеть телевещания нуждается не столько в развитии, сколько в глубокой модернизации. Видеокамеры, монтажные комплексы морально устарели, в ряде районов мы не можем передавать изображение HD-качества. Я обратился за помощью к руководству республики, понимание есть.

Я очень надеюсь, что 2019 год пройдет под знаком модернизации наших региональных телекомпаний. Телеканал «Татарстан-24» очень востребован. Я знаю некоторых глав районов, у которых он включен целый день. Эти руководители внимательно отслеживают на местах работу редакций, дают комментарии журналистам, помогают телекомпаниям. Вместе с тем, по моему мнению, сегодня многие так называемые аналитики недооценивают влияние телевидения, делают слишком большую ставку на интернет в борьбе за умы и настроение граждан.

В то же время профессиональные исследования во всем мире, в том числе в Европе и США, показывают, что телесмотрение даже со стороны молодежной аудитории не снижается. Поэтому телевидение остаётся самым весомым рычагом влияния. Можно увлекаться Telegram-каналами, соцсетями, считать количество лайков, копаться в грязи, которую выливают на власть и друг на друга анонимные комментаторы. Но телевизионные сюжеты доходят до людей гораздо эффективнее, чем вся эта возня в Интернете.

Влияние телевидения гораздо сильнее хотя бы потому, что у него шире аудитория, а контент наиболее прост и привычен для восприятия самыми разными людьми.

В конце я хотел бы поблагодарить наши редакции за то, что в этих непростых условиях они остаются современными, продвинутыми, профессиональными, уверенными в будущем. На днях мы провели итоговое совещание, где были награждены лучшие филиалы. А газета «Челнинские известия» получила переходящее знамя лучшей редакции 2018 года.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев