Казахстан, ОДКБ и российская экономика
- Протестные события недельной давности в Казахстане могут каким-то образом отразиться на экономике России?
- Я думаю, что события в Казахстане очень сильно переоценены. Все пытаются примерить к ним какие-то паттерны, которые недавно видели. У всех, конечно в голове белорусские события и, некоторые видят в этом определенные параллели. Но эти события совершенно не похожи, ни по масштабу, ни по причинам, ни по структуре. И судя по тому, что мы сейчас видим – он [протест], в общем, уже закончился. Но это было краткосрочное явление, которое унесло какой-то объем денег из ВВП, какой-то объем активов, также потрепало нервы инвесторам.
На мой взгляд, в Казахстане был локальный экономический протест, который перерос в беспорядки. Беспорядки привели к перестановкам во власти. И на этом все закончилось. Поэтому, говорить о влиянии бунтов на экономику самого Казахстана особенно не приходится, а про какое-то воздействие этих событий на экономику России даже речи идти не может.
- А может ли получиться так, что даже краткосрочный ввод в Казахстан войск ОДКБ, станет триггером для Запада и Россию ждут новые санкции?
- Эти события воспринимаются на Западе, в основном, как беспорядки. Я не видел ни ни одного заявления чиновника об угрозе демократии в Казахстане или о подавлении народных выступлений. И нигде не было заявлений о нарушении международных конвенций или договоренностей. В основном все пишут, что беспорядки – это следствие закоренелой коррупции в стране и несменяемости власти, но никаких прямых коннотаций, как в Белоруссии никто не делает. Ни Назарбаев, ни Токаев не потеряли своих очков – отношение к ним на Западе - ровное и спокойное. И введение войск ОДКБ не бросило никакой тени на Россию.
Все это воспринимается как вещи сами собой разумеющиеся и рутинные. Никакие последствия [в связи с протестами в Казахстане] Россию не ждут.
- Вчера Всемирный банк опубликовал доклад из которого можно узнать, что ожидания по росту ВВП России в 2022 году составят - 2,4%, а Казахстана - 3,7%. Что эти цифры означают для обычного россиянина?
- Ничего. ВВП – это, грубо говоря, совокупная прибыль всех экономических субъектов страны. А россиянин так сильно отличается от всех экономических субъектов России, что для него это не имеет никакого значения. Другое дело, если у страны быстрорастущий ВВП и этот подъем продолжается много лет (например, как в Китае), то вторичные эффекты положительно влияют на каждого жителя. Но поскольку, ВВП Российской Федерации много лет практически не растет, цифры очень низкие и, это на фоне падения в 2020 году, то для обывателя это не означает вообще ничего.
- А почему у Казахстана, который гораздо меньше по сравнению с Россией в территориальном и ресурсном значении, рост ВВП все-таки выше?
- Казахстан не враждует с внешним миром. И наоборот - достаточно хорошо умеет кооперироваться с Китаем, с Западом и Россией. К тому же, в Казахстане сделано много интересных вещей, которые у нас так и не сумели создать. Например, Международный финансовый центр – пространство, где существует аналог британского права, в котором есть независимый суд, в котором можно регистрировать компании с льготным налогообложением. Это фактический аналог Свободной экономической зоны Дубай в ОАЭ.
В этом смысле казахи во многом опережают россиян по конструкции построения экономики и бизнеса.
Судьба рубля и отключение от SWIFT
- Что ждет рубль в 2022 году? Можно ли ожидать обвал курса за психологическую отметку – 100 рублей за доллар или евро?
- Рубль, когда-нибудь, безусловно, будет стоить меньше, чем один цент. Соотношение 100 к 1 однажды будет достигнуто. Просто потому, что инфляция в Америке всегда ниже, чем в России. Исходя из эконометрики, рубль будет дешеветь к доллару и дальше. Другой вопрос, что этот процесс будет длиться очень долго. Это может быть растянуто по времени в связи с тем, что мы получаем большую валютную выручку за счет продажи углеводородов.
Более того, сейчас Россия ограничивает продажу газа, а это соответственно повышает его цену.
В этом смысле рубль выглядит достаточно хорошо. Но это не значит, что он не может подешеветь к доллару в зависимости от политических вопросов, локального движения на нефть и т.д. Я никогда не был сторонником инвестиций в рублях, потому что периодически происходят резкие движения по 15-20%. Но у меня нет никаких оснований утверждать, что рубль в ближайшее время может сильно девальвировать. Конечно, могут быть какие угодно сюрпризы, но на данный момент не видно причин, из-за которых рубль может резко обвалиться.
- Россию регулярно пугают новыми санкциями. Например, отключением от международной межбанковской платежной системы SWIFT. Если это случится, чем это грозит для среднестатистического россиянина?
- Вместо системы SWIFT можно использовать телексную систему платежей [телекстная система использовалась до появления SWIFT и до сих пор во многих банках является резервной – прим. «Снег»]. Она хуже, медленнее, она более трудозатратная, но функционабельна. То есть, внутри России она вполне может использоваться и можно рассчитываться без всякого SWIFT.
Да, отключение международной системы может быть сигналом для иностранных инвесторов, что в России все плохо. Они станут продавать рубли, и наша валюта может немножко потерять. Но этот баланс быстро восстановится за счет внутреннего использования рублей. Поэтому, если это произойдет, то рубль потеряет в цене, но кратковременно и не сильно.
И я думаю, что этого не произойдет – потому что это больше испортит жизнь тем, кто покупает у нас нефть и газ, чем простому россиянину.
Недвижимость, золото и биткоин
- Где и в чем в 2022 году обычному жителю России лучше хранить свои сбережения? В российских банках, вкладываться в покупку недвижимости, акций, золота, автомобиля или, условно говоря – перевести все наличные в доллары и закопать их на даче?
- При нынешней ситуации с банковской системой в России – крупные государственные банки достаточно надежны. И, если выбирать между закапыванием денег на даче или обращением в крупный госбанк, то я бы предпочел последний вариант. Краткосрочно можно хранить в рублях. В долгосрочной перспективе – либо доллар, либо сочетание крупных валют.
Кстати, тут важно заметить, что не стоит строить иллюзий по поводу юаня. Есть такие, особенно в России, которые говорят: «Китай, Китай, юань, юань…». Но курс юаня искусственно удерживается, он управляем, и китайским властям выгодно, чтобы курс снижался, что создает определенные риски. Поэтому, я бы ставил на доллар и корзинку валют развитых стран.
С точки зрения активов – недвижимость в России оценивается в рублях. То есть, если человек вкладывается в недвижимость, то он вкладывается в рублевый актив. Плюс к этому в актив, который требует расходов. На мой взгляд, это не хорошая идея. Ну, а машина – это, вообще, не сбережение и не способ сохранения денег.
К золоту, я бы относился достаточно осторожно. И про акции могу сказать то же самое. Если вы не профессиональный инвестор и не хотите подвергаться рискам, то лучше покупать валютные облигации, зарабатывать не большой процент и сохранять деньги в валюте.
- А биткоин, можно рассматривать как вариант инвестиций?
- Биткоин – очень волатильный актив. Сейчас уже все договорились, что это не валюта, а актив типа золота. Только очень новый и без многовековых традиций. Он может расти на 50% в цене и падать на 50% за считанные дни. В каком-то смысле это лотерея. По этому поводу однажды хорошо сказал один американский инвестор. Только он говорил не про биткоин, а про нашу страну: «Если бы у меня было только сто долларов, то я бы все их вложил в Россию. А если бы у меня было сто тысяч долларов, то я бы все равно вложил в Россию только сто долларов». Тоже самое, я бы сказал про биткоин. То есть, какую-то мелочь вложить можно. Посмотреть, поиграть, а вдруг – повезет. Но вкладывать в биткоин все сбережения – это безумие.
_________
Андрей Мовчан окончил механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Финансовую академию при правительстве. Более 25 лет занимался экономикой и управлением. На протяжении шести лет работал исполнительным директором компании «Тройка Диалог». Основал и возглавлял правление группы «Ренессанс Управление инвестициями», был исполнительным директором банка «Ренессанс Кредит».
В 2006 году журнал Forbes назвал его самым успешным руководителем управляющей компании во всей России; а РБК в том же 2006 году — «Человеком года». Его проект, Renaissance Investment Management, также признавался финансовой компанией года. Дважды становился победителем конкурса деловой журналистики «Pressзвание».