Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Андерс Петерсен: «В черно-белой фотографии гораздо больше цвета, чем в цветной»

Андерс Петерсен: «В черно-белой фотографии гораздо больше цвета, чем в цветной»
В Казани, состоялось торжественное открытие выставки серии снимков «Кафе „Лемитц“» Андерса Петерсена.

Корреспондент ИА «Татар-информ» посетил выставку фотографий завсегдатаев гамбургского бара, а также пообщался с организаторами мероприятия, узнав о жизни фотомастера из Стокгольма.

Андерс Петерсен — шведский фотограф, прославившийся своей серией снимков гамбургского кафе «Лемитц» шестидесятых годов. Фотографии были созданы на протяжении трех лет — фотограф жил в Германии с 1967 по 1970 год, фотографируя завсегдатаев необычного, по его мнению, заведения. Организаторами данной выставки выступили арт-директор Новосибирской международной биеннале современной фотографии Different Dimension Андрей Мартынов, а также атташе по культуре Посольства Швеции в Москве Стефан Ингварссон.

Как рассказал Андрей Мартынов, первоначально выставка «Кафе „Лемитц“» должна была отправиться на фотографический фестиваль в России, ради которого арт-директор и поехал в Стокгольм весной прошлого года договариваться с Петерсеном о проведении масштабного мероприятия. Однако из-за недостатка времени для подготовки фотографий для фестиваля, серия снимков гамбургского бара туда не попала. После этого организатор договорился с фотохудожником уже о проведении выставочного турне по России. Старт был дан в Красноярске 15 декабря 2016 года, Казань же стала пятым городом, в котором проводят выставку шведского фотографа.

В преддверии первой выставки мастер приезжал в Москву, чтобы подготовить и отобрать снимки, однако позже вернулся на родину по состоянию здоровья. Как рассказал Андрей Мартынов, врачи посоветовали фотографу не отправляться в длительные путешествия. Но организаторы вышли из положения — они привозят на выставки кроме коллекции снимков два небольших документальных фильма, которые гости смогли посмотреть и на открытии выставки в Казани. В этих фильмах Петерсен рассказывает о том, где он черпает вдохновение и почему почти все его фотография черно-белые.

«Я предпочитаю работать с черно-белой фотографией просто потому, что я привык к ней. В черно-белой фотографии гораздо больше цвета, чем в цветной», — рассказал Андерс Петерсен с телеэкрана.

Что же до людей на фотографиях в его серии снимков «Кафе „Лемитц“» гамбургского бара, то это смесь самых разных личностей, среди которых не элегантные дамы в кашемировых манто или деловые мужчины в смокингах, а портовые работники, биндюжники, а также представители социального дна — пьяницы и наркоманы.

Мастер стал снимать этих людей чисто случайно — по совету своей давней немецкой знакомой Гертруды. Он поинтересовался, где можно пофотографировать необычных людей и она сразу же направила его в кафе «Лемитц», где Андерс провел свои последующие три года, становясь с посетителями бара одним целым. Он пытался «разбить стекло», что разделяло его от завсегдатаев кафе, желая как можно ближе узнать их с другой, не внешней, стороны. И это у него получилось. Все фотография Петерсена были сделаны не в постановочной съемке, а в момент, когда посетители бара и не догадывались, что их снимают, а если и замечали это, то не придавали никакого значения, потому что Андерс за совершенно короткое время стал для них своим — они никогда не стеснялись его фотокамеры.

«В кругу его близких знакомых из этого кафе было порядка сорока человек, а потом уже около двухсот. Многие фотографы постоянно задаются вопросом, как снять среду, как передать чувства общества через камеру, как выйти с ними на тот доверительный уровень отношений, когда они раскрепощены и им нечего от тебя скрывать — так вот, Андерс смог найти ответ на этот вопрос», — подчеркнул Андрей Мартынов в разговоре с корреспондентом ИА «Татар-информ».

«Андерс всегда приходил в кафе „Лемитц“ с камерой, но не всегда снимал. Бывало даже так, что посетители бара брали его фотокамеру, снимали себя сами или даже играли с ней. Благодаря этому получалось что-то органичное — посетители стали привыкать к фотоаппарату, считая его неотъемлемой частью их вечеров», — тут же добавил Стефан Ингварссон.

Также Андрей Мартынов рассказал, что Андерс даже ночевал в немецком кафе. Мастер хотел снять самые свежие и «живые» фотография завсегдатаев бара — он пытался уловить момент, когда они будут полностью открыты для того, чтобы он смог запечатлеть на своих снимках не их облик, а их душу, которая, по мнению творца, была переполнена добротой. Фотографируя наркоманов, проституток и сумасшедших, он не видел в них минусов, он видел в них красоту, которую пытался передать через свои работы. Также стоит отметить, что Петерсен настолько сильно сблизился с обитателями бара, что даже сейчас помнит их всех по именам, хотя прошло уже больше пятидесяти лет, что, несомненно, оправдывает название серии снимков — «Семья „Лемитц“».

«Отличие Андерса в том, что он в документальную фотографию вдохнул реальную жизнь. Обычные документальные фотография имеют немного иной вид. У Петерсена же свой взгляд на это — с высокой концентрацией гуманизма», — добавил Андрей Мартынов.

На самом открытии выставки, кроме ее организаторов, также присутствовал посол Швеции в России Петер Эриксон. Он выразил огромную благодарность гостям мероприятия, не скрыв удивления, что пришло так много народу. И правда, на открытие фотовыставки Андерса Петерсена пришло около ста человек совершенно разных поколений — они вдумчиво всматривались в лица на снимках, медленно передвигаясь по выставочному залу. На вопрос корреспондента ИА «Татар-информ» — понравилась ли им эта выставка — многие посетители отвечали положительно, одновременно и восторгаясь, и ужасаясь кричащими снимками. Так, к примеру, консул Венгрии в Казани Анна Халмош была в ужасе от того, на что посетители бара тратили свою жизнь.

«У меня еще не до конца сложилось мнение об этой выставке — нет окончательного ответа. Тематика сложновата и я не совсем понимаю — зачем все эти люди тратили свою жизнь на то, что можно увидеть на снимках. Но Петерсен показал нам то, что действительно существует и живет среди нас», — добавила Анна Халмош.

Мнения разделились. Кто-то стоял по несколько минут возле каждой фотографии, после чего охотно отвечал на вопросы, а кто-то отказывался от комментариев, обосновывая это тем, что не знает, как описать свои ощущения.

«Мне очень понравилась эта выставка. Прежде всего, мастер показывает характер людей. Да и сами сюжеты очень интересные — вроде фотографировал в одном кафе, а столько разных личностей», — ответила на вопрос корреспондента ИА «Татар-информ» гостья выставки Юлдыз Бакиева.

Выставка шведского фотографа-документалиста будет проходить в центре современной культуры «Смена» с 9 по 20 августа. Увидеть фотографии шестидесятых годов под названием «Семья „Лемитц“» может любой желающий ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход на выставку строит 100 рублей.

Андерс Петерсен родился в 1944 году в Стокгольме. Учился искусству фотографии в школе Кристера Стремхольма и Драматургическом институте. Входит в число лучших шведских фотографов. Его выставки побывали во многих уголках мира, в том числе и в России в 2006 году. Тогда посольство Швеции организовало мероприятие в Москве. Также один из снимков Андерса Петерсена из гамбургского бара «Лемитц» изображен на обложке музыкального альбома Тома Уэйтса «Rain Dogs». На данный момент фотограф живет в Стокгольме со своей русской женой и работает над новыми фотопроектами. Как отмечает Андрей Мартынов, сейчас мастер вынашивает идею создать фильм по мотивам своей нашумевшей коллекции «Семьи „Лемитц“».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев