Кто чаще всего становится жертвой мошенников?
«Мы сейчас живем в информационном пространстве. И чаще всего информационное пространство, виртуальное, неотделимо от реального. И все механизмы, которые используют мошенники, клише и алгоритмы действий – одинаковы. Это принцип работы манипулятора», – поделилась доцент кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ Инна Кротова.
По мнению Инны Кротовой, мошенники манипулируют информацией и сознанием жертвы. В первую очередь преступник привлекает внимание человека. Как правило, делает он это очень ярко и эмоционально, чтобы найти отклик в душе.
«Мошенник обращается к эмоциям – к эмоциям страха, к ощущению того, что я не могу контролировать ситуацию, эмоциям опасности. Человек начинает испытывать неуверенность в себе», – отметила Инна Кротова.
Мошенник может безошибочно выделить в толпе человека с заниженной самооценкой или неуверенного в себе. Такие люди зачастую и становятся жертвами преступлений. Как правило, мошенник манипулирует новой информацией, которую до этого человек не знал, это позволяет злоумышленнику втереться в доверие.
Для убедительности мошенники используют образы, цифры и в обязательном порядке – выводы. И в конечном итоге они требуют от жертвы срочно принять решение, чтобы у человека не было возможности обдумать происходящее и все взвесить.
«Необходимо попытаться определить, от кого исходит информация – действительно ли от доверенного круга лиц. Необходимо попытаться контролировать эмоциональное состояние, хотя бы попытаться. Есть приемы – контроль дыхания, да даже досчитать до десяти – это уже будет сосредоточивание на внутренней способности к саморегуляции и регуляции в целом. Нужно подвергать сомнению те фразы, которые подаются как истина, и, конечно, не действовать сразу», – подчеркнула психолог.
Распространенные способы обмана
Полицейские отмечают: несмотря на то что мошенники изобретают новые схемы, сейчас их не так много.
Например, человек размещает объявление в Интернете. Злоумышленник набирает номер, говорит, что хочет купить товар, и предлагает внести стопроцентную предоплату. Для этого спрашивает данные банковской карты продавца, в том числе и секретный код, указанный сзади.
Полицейские в январе задержали казанца, который таким образом обманул 13 человек на 450 тысяч рублей.
«Для выполнения операции по переводу денег с карты на карту необходим только шестнадцатизначный номер карты. Остальная информация с банковской карты дает возможность мошенникам получить доступ к счету и списать деньги», – напомнил временно исполняющий обязанности начальника отделения по раскрытию мошенничеств УР УМВД по Казани Раиль Куряков.
Чтобы получить доступ к банковским данным, злоумышленники рассылают сообщения, содержащие ссылку на вирус. Когда вирус попадает в смартфон жертвы, он автоматически перехватывает данные с банковских приложений и передает их преступнику.
«Чтобы обезопасить себя от подобных мошеннических атак, необходимо установить на мобильный телефон надежную антивирусную программу. В объявлениях на различных сайтах указывать номер телефона, не подключенный к мобильному банку. Игнорировать СМС от неизвестных абонентов с таким содержанием, как: "Для вас подарок", "Смотри, какие фото я нашел", "Обмен" и т. д. Они, вероятнее всего, содержат в себе ссылки на вредоносные программы», – подчеркнул Раиль Куряков.
Жительница Казани обманула 17 человек – звонила по объявлениям о продаже одежды и украшений, назначала встречу. В процессе разговора показывала продавцу сообщение на своем телефоне, в котором говорилось, что деньги якобы переведены. Однако на счет продавца средства так и не попадали.
Если подключена услуга СМС-оповещения, то необходимо дождаться сообщения от банка либо же требовать оплатить товар наличными.
Еще один способ обмана связан с популярными сайтами. Злоумышленники создают клон сайта, но в адресной строке добавляют разные символы. При этом дизайн сайта полностью скопирован с оригинала. В этом случае необходимо обращать внимание на адресную строку.
«Пользователи могут заказать товар с подобного сайта и оплатить его, однако товар так и не поступает», – рассказал Раиль Куряков.
До сих пор люди попадаются на звонки мошенников, которые кричат в трубку: «Мама, я попал в аварию!» или представляются сотрудниками пенсионного фонда и сообщают о реформе.
В первом случае мошенник, как правило, случайно набирает номер и начинает кричать навзрыд. Истории разные, но сценарий один и тот же – злоумышленник представляется родственником, говорит, что у него проблемы, и просит деньги на взятку полицейским.
В такой ситуации, советуют полицейские, необходимо прекращать разговор и связываться непосредственно с родственником.
В отделе полиции «Гвардейский» возбуждено уголовное дело. 22-летнему парню написал в социальной сети друг и попросил денег в долг. Как выяснилось позже, страница друга была взломана. Жертва сообщил мошенникам данные своей карты – в итоге у него украли более 100 тысяч рублей.
В таких случаях, опять же, стоило связаться с другом любым другим доступным способом и выяснить, он ли просит о помощи или от его имени это делают мошенники.
Лжесотрудники пенсионного фонда, попадая на номер пенсионера, рассказывают ему о якобы случившейся реформе в ПФР и о причитающихся пенсионеру деньгах. Далее, следуя инструкциям звонящего, жертва идет и добровольно перечисляет деньги мошеннику.
Полицейские напоминают – настоящие сотрудники пенсионного фонда России никогда не будут по телефону выяснять личные данные человека.
Отдельный вид мошенничества – мошенничество в сфере грузоперевозок. Злоумышленник звонит от лица владельца груза водителю и меняет адрес выгрузки. На месте с водителем полностью рассчитываются, а товар забирают себе.
Либо же злоумышленник на сайте находит объявление о грузоперевозке и звонит в организацию, чтобы уточнить условия. После этого, действуя от имени организации, мошенник сообщает место и время погрузки, а также заведомо ложное место выгрузки товара. Таким образом, действуя от имени организации, вслепую координируя водителя, похищает товар.
В январе этого года полицейские задержали 27-летнего жителя Удмуртской Республики. Он получил информацию о клиентах на сайте грузоперевозок, подделал доверенность от лица руководителя фирмы-получателя и забрал товар.
«Предотвратить данный вид мошенничества достаточно просто – необходимо в момент погрузки произвести сверку абонентских номеров водителя и логиста организации. При выявлении расхождений немедленно обратиться в полицию. Также на протяжении всего периода транспортировки груза необходимо поддерживать связь с водителем транспортного средства, предварительно взяв у него паспортные данные и номер телефона», – отметил начальник следственной части СУ УМВД России по Казани Руслан Кяляшов.
Получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Эксперты напоминают, что каждый человек в первую очередь должен быть бдительным и стараться не попадаться на удочки мошенников. Всегда перепроверять информацию и не доверять незнакомцам.
Нет комментариев-