Есть хорошие новости и для клиентов банков. У них появился виртуальный помощник. Технология искусственного интеллекта дает быстрые ответы на вопросы людей в мобильных приложениях. Новинка позволит сократить персонал контакт-центров почти на треть. По аналогичной схеме разрабатывается проект «виртуальные брокерские услуги». В будущем роботы будут отвечать на вопросы клиентов по телефону. Это и многое другое скоро перейдет из области фантастики в привычную реальность.
Идея №1 «Умные» приборы учета в ЖКХ
Совместная разработка специалистов инновационного центра Иннополиса и ПАО «Таттелеком» используется в ЖКХ для автоматического контроля показаний приборов учета. В Иннополисе разработана система удаленного мониторинга и диспетчеризации жилых и промышленных объектов на базе беспроводных LoRaWan-сетей.
«Таттелеком» выступает оператором, а мы представляем устройство. LoRaWan-сети – это новый стандарт связи для «интернета вещей». У нашей разработки низкое энергопотребление. Датчик может работать от батарейки до пяти лет. Радиомодули могут передавать данные на расстояние до 15 км», – рассказала ИА «Татар-инфом» менеджер проекта Иннополис-сити Юлия Кузнецова.
Модемы устанавливаются на счетчики воды и электричества в жилых домах. Такая разработка уже активно используется жителями Иннополиса. Умное устройство ведет учет электроэнергии, воды, газа и тепла. Его разработчики считают, что проект нужно внедрять повсеместно.
«Со всех счетчиков данные в автоматическом режиме передаются в управляющие компании. На основе этого делается аналитика, и сразу видно – где и какие проблемы существуют. Первые исследования у нас начались в 2015 году. В дальнейшем были разработаны модификации в зависимости от потребности рынка. В частности, мы разработали модификацию таких устройств для «Татнефти», – добавила собеседница.
Это устройство можно применять на промышленных предприятиях. К примеру, на станциях контрольной защиты. Такие станции нужны для защиты трубопроводов от коррозии металла. Модем фиксирует факты вскрытия станций людьми, возможные сбои в работе, может быть приспособлен под другие задачи предприятия.
«Жильцы домов благодаря устройству видят показатели потребления энергоресурсов и внештатные подключения. Теперь люди могут быть спокойны, что платят только за себя. Такие споры часто возникают при оплате коммунальных услуг за общедомовые нужды», – пояснила Юлия Кузнецова.
Идея №2 Виртуальная презентация «КАМАЗа» и 3D уроки истории
Воспитанники детского технопарка Кванториум представили на выставке сразу три проекта. Первая из них – виртуальная презентация автомобиля «КАМАЗ». Дети разрабатывают 3D-модели большегрузов. При помощи специальных очков можно совершить виртуальную экскурсию по машине, обойти вокруг нее, залезть в кабину.
При помощи нашей разработки можно представлять клиентам разные модели «КАМАЗов» в дилерских центрах. Весь модельный ряд не нужно пригонять заказчику, машины вплодь до мелких деталей демонстрируются в виртуальном мире. ПАО «КАМАЗ» выступает одним из наших учредителей, и мы пытаемся реализовать их идеи. Надеюсь, что проект будет востребован», – сказала директор детского технопарка Кванториум в Набережных Челнах Юлия Фукина.
Второй проект направлен на развитие мелкой моторики у малышей. Юные воспитанники Кванториума своими руками мастерят детские кубы, наполненные разными играми и головоломками. Сделать такую игрушку непросто, это сложная конструкторская разработка для ребенка. «Умные» игрушки изготовлены из дерева, с использованием лазерных устройств. Некоторые модели оснащены звуковым и световым сопровождением. Деревянные поделки Кванториум дарит в детские дома и ребятам из малообеспеченных семей, которые нуждаются в развивающих играх.
Третий проект называется «Интерактивный конструктор туристических маршрутов». Это виртуальная альтернатива школьных уроков истории. Зарегистрировавшиеся в приложении пользователи могут самостоятельно строить маршруты по родному краю. На виртуальной карте указаны памятники, музеи, храмы, архитектурные комплексы и другие достопримечательности.
«При помощи 3D-панорамы в 360 градусов можно подробно рассмотреть любые объекты. Экскурсии для детей проходят в виде увлекательных квестов. На уроке ребенок изучает исторические объекты в виртуальном мире, отвечает на вопросы, как в игре «Что? Где? Когда?». У него есть возможность побывать в таких местах, которые в реальности закрыты для посещения», -– отметила собеседница.
Идея №3 Электронные больничные
С июля прошлого года медицинские организации начали выдавать не только бумажные, но и электронные листки нетрудоспособности. Это делается с письменного согласия пациента. Основная цель проекта заключается в экономии времени медицинских работников и заболевших людей. При этом исключена любая возможность подделки документа. Обмен сведениями о страховых случаях происходит между страховщиком, страхователем и медицинскими организациями.
Пациент получает не бумажный носитель, а номер электронного больничного. Этот номер он может отправить по электронной почте или передать своему работодателю. Бухгалтер вводит данные в нашей программе, получает больничный в электронном виде, делает расчет и отправляет в ФСС с электронной подписью. После этого в течение трех дней работник получает на свой счет выплату», – рассказал о механизме работы новинки заместитель гендиректора по разработке и техническому сопровождению Taxnet Дмитрий Чекашев.
По мнению управляющего региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РТ Рамиля Гайзатуллина, преимущества электронного документа очевидны. Ранее в интервью «Татар-информ» эксперт сообщил, что для пациентов это намного удобнее, чем оформлять бумажные документы. Больше не нужно стоять в очереди за подписями врачей, исключается возможность потери и порчи бланка. В «личном кабинете» на сайте ФСС РФ по РТ люди могут отслеживать данные о положенных пособиях.
Дмитрий Чекашев добавил, что с 1 февраля к пилотному проекту подключатся еще 25 медицинских организаций республики, а с 1 апреля – все остальные. Но это не говорит о том, что все больничные будут только в электронном виде. Пациент медицинских учреждений вправе выбирать, какой вид больничного листа для него удобен.
Идея №4 Голосовое заполнение медицинских карт
Программа голосового заполнения медицинских документов Voice2Med разработана Центром речевых технологий. Это разработчик инновационных систем в сфере мультимодальной биометрии, распознавания и синтеза речи, многоканальной записи, обработки и анализа аудио- и видеоинформации. Решение облегчит и ускорит процесс заполнения медицинских карт врачами, повыситьобъем и качество предоставляемых медицинских услуг. Голосовые данные вносятся напрямую в электронную карту, которая обеспечивает доступность и сохранность истории болезни пациента. Качество распознавания речи при этом составляет более 95 процентов.
Пилотный проект успешно реализуется в Детской республиканской клинической больнице. Технологии распознавания профессиональной речи врачей тестировались в течение трех месяцев в отделении лучевой диагностики медицинского учреждения. Специалисты отделения использовали голосовое заполнение при описании исследований компьютерной томографии головного мозга пациентов. В рамках проекта две рабочие станции ДРКБ оснащены программным обеспечением Voice2Med, а врачи прошли обучающий курс по использованию системы.
Особенность Voice2Med заключается в том, что врач заполняет протоколы голосом непосредственно в интерфейсе единой государственной информационной системы «Электронное здравоохранение РТ». Врачу не нужно обучаться работе с новым программным обеспечением. Данные вносятся напрямую в электронную карту. Лечащий врач может получить все необходимые данные об обследовании и лечении пациента в любом муниципальном образовании республики»,– уточнили в пресс-службе Минсвязи РТ.
Модуль распознавания Voice2Med ориентирован на распознавание профессиональной речи врачей. Для этого специалисты ЦРТ составили и встроили в систему словари медицинской речи. Для повышения точности распознавания систему дополнительно доработали на протоколах ДРКБ. Для этого было обработано более десяти тысяч заполненных медицинских документов. Сотрудники ДРКБ отмечают высокую точность распознавания речи и удобство использования голосового метода ввода в сочетании с клавиатурным.
Идея №5 Автоматический поиск попавшего в беду человека
В Татарстане в 2017 году разработана технология автоматического определения местонахождения человека, позвонившего по номеру 112. Это делается благодаря системе «ГЛОНАСС+112» проекта «Безопасный Татарстан». Теперь операторы республиканского центра обработки вызовов «112», принимая сигнал о помощи, могут сразу определить геолокацию человека в зоне происшествия. На поиски абонента затрачивается всего 1,23 секунды. Технически это удалось реализовать благодаря передаче данных от операторов связи о местонахождении абонентов в единую информационную систему.
«Когда абонент звонит по номеру 112, оператор сразу передает в систему его координаты. Помимо координат абонента, мы можем посмотреть ближайшие камеры видеонаблюдения. К системе подключено более 21 тыс. камер», — сообщил руководитель департамента геоинформатики и мониторинга ЦИТ РТ Георгий Цой.
Проект реализуется в республике с 2009 года, но каждый год развивается и дорабатывается. Так, в прошлом году был создан реестр камер видеонаблюдения. Всего их в республике установлено около 52 тысяч. При этом 95 процентов видеокамер являются придомовыми. Для более оперативного поиска участников происшествий в дальнейшем число подключенных к системе видеокамер будет увеличено.
«Американские игры в санкции» не мешают инновациям Татарстана
Сразу после выставки и коллегии глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров сообщил журналистам, что представители отрасли связи страны не чувствуют проблем с международным сотрудничеством. Представленные недавно списки санкций США, в которые попал сам Николай Никифоров, никак не могут повлиять на дальнейшие планы. Эксперт считает, что строительство цифровой экономики России не может зависеть ни от одной другой страны мира.
«Американские игры в санкции – это, скорее всего, навсегда. Мы не рассматриваем, строя свою стратегию, что они как-то завершатся или изменятся, но в тоже время выражаем нашу заинтересованность в работе с европейскими коллегами. У нас общая история, культура. Нам нужно идти вместе», — сказал Николай Никифоров.
Выставка новинок ИТ-индустрии Татарстана демонстрирует новые возможности. Самые сложные преступления в республике раскрываются благодаря системе «Безопасный город». Она будет развиваться и дальше. Электронные услуги упрощают жизнь людей. В этом году система будет модернизирована, и в первую очередь разработчики планируют наладить обратную связь с людьми.
«Необходимо наладить обратную связь в системе «Народный контроль». Реализуя проект, мы понимаем, какие сложности у людей возникают», – поручил Президент РТ Рустам Минниханов представителям отрасли связи.
Отдельно глава республики поблагодарил экс-министра информатизации и связи РТ, а ныне главу Минкомсязи России Николая Никифорова за заботу и внимание к Татарстану.
«Вы уехали в Москву, но половина вашего сердца – в Татарстане. Вы всегда и во всем помогаете, поддерживаете нас», – сказал лидер республики.
Рустам Минниханов отметил, что без «воплощения цифры» в республике невозможны рост экономики, дальнейшее улучшение социального климата и развитие системы образования. Поэтому впереди перед специалистами Минсвязи РТ стоит немало важных задач.
Нет комментариев-