Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Алтын йорт для чеканщика-самородка»: художник из Татарстана ищет учеников, помещения для выставки и мастерской

«Алтын йорт для чеканщика-самородка»: художник из Татарстана ищет учеников, помещения для выставки и мастерской
Корреспондент «Татар-информ» побывала в мастерской единственного художника-чеканщика из Татарстана, создавшего уникальную авторскую экспозицию из 120 работ, посвященных истории, татарскому эпосу, охоте, религии, ужасам и звездным войнам.

Более 120 авторских оригинальных произведений из металла создал за свою жизнь художник-чеканщик из Татарстана Александр Иванов. Над некоторыми металлическими полотнами длиной более двух метров автор трудился бессонными ночами более года. Искусствоведы называют творчество Александра Андреевича ювелирной работой, которая показывает историю России и Татарстана, произведения Пушкина и Тукая, сцены из охотничьей жизни, астрологию и философию, легенды и религию, ужасы и звездные войны.

«По образованию я монтажник. До армии учился в училище, а после армии не стал работать по специальности. Как-то раз попал в гости к художникам, увидел чеканные работы и с тех пор остался в этом искусстве, где работаю уже 45 лет. Мне повезло, я учился у Арчуашвили Георгия Владимировича, это известный чеканщик. Он из Казани переехал в Нижнекамск, там мы с ним и познакомились. Он дал мне инструменты и стол, и с этого все началось. Через месяц я устроил мастерскую там, где жил, и начал работать», – рассказал Александр Иванов.

Выставка достаточно редкого на сегодняшний день вида декоративно-прикладного творчества находится на первом этаже в доме Марджани в центре Казани. Это привлекательное для туристов и гостей столицы Татарстана место художнику временно выделила префектура Татарской Слободы. В небольшом зале представлено 50 работ. Рядом находится крохотная мастерская, где на свет появляются новые шедевры. Работы, не поместившиеся в выставочной экспозиции, также находятся в мастерской художника-самородка.

Первая мастерская в комнате общежития

«Я вырос в Тукаевском районе, в деревне Мартыш. В нашей семье было пять детей, никто чеканкой не занимался, отец увлекался художественным свистом. Во времена молодости я работал в пожарной охране и жил в общежитии Нижнекамска, где и устроил свою первую мастерскую. Иногда летом работал до утра. Представляете: ночь, тишина, у всех открыты окна, а я все стучу… Как к этому относились соседи? Я сам всегда этому удивляюсь. Просто мы все тогда были молодыми. Через четыре месяца меня за прогулы уволили из пожарной охраны, но я этому был только рад», – продолжил делиться воспоминаниями собеседник.

Художник переехал в Казань из Нижнекамска полтора года назад. Сначала его работы находились в подвальном помещении Союза писателей РТ, а потом переехали на Кабан. Эскизы для своих произведений художник-чеканщик разрабатывает сам и воплощает их в жизнь на металле. Созданные в технике ковки медные панно с высоким рельефом удивляют своими разнообразными сюжетами.

«У меня примерно есть примерно 15-16 тем, центральная из которых – Татарстан. Есть сборник из пяти работ: две работы посвящены Булгарскому времени, еще две – Казанскому ханству и одна – современному Татарстану. Также представлена охотничья тематика. Это сцены из жизни первобытных людей. Мною запечатлены фрагменты поединка между зверем и человеком. Человек в этом поединке с обнаженным торсом и первобытными орудиями, а зверь огромный, страшный, но человек побеждает», – рассказал о своем творчестве художник.


От Габдуллы Тукая до звездных войн

В серии татарских народных сказок представлено семь работ. Три работы посвящены творчеству Габдуллы Тукая, на которых изображены коза и баран, Шурале, Водяная. Отдельные работы посвящены философской и религиозной тематике, астрологии, мифам, геральдике и даже космосу, звездным войнам. На сегодняшний день художник провел 31 персональную выставку в разных городах России – Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Уфе, Ульяновске, Йошкар-Оле, Ижевске, Тольятти.

У меня нет любимых работ, они все – мои дети и прошли через меня. Каждая из них выполнена в единственном экземпляре. В моей жизни нет ничего, кроме моих работ. Туристы посещают выставку бесплатно. Когда они заходят в мою мастерскую, у них меняется сознание, они уходят совсем другими. У людей появляются какие-то высокие замыслы», – добавил собеседник «Татар-информ».

В творчестве Александра Иванова присутствуют не только национальная культура, но и вселенские мотивы. Это не только объемные рисунки на металле в формате картин, но и предметы интерьера – часы, сундуки. Что касается последних, то автор за всю свою жизнь сделал всего два сундука. Первый был подарен на юбилей первому Президенту РТ.


Сундук для первого Президента Татарстана

«Первый сундук я сделал в 1997 году в Нижнекамске. Генеральный директор химкомбината Сахапов, в мастерской которого я тогда трудился, решил на 60-летие Минтимера Шаймиева подарить сундук, который я сделал. Минтимер Шарипович мне тоже подарил свою книгу. Сейчас этот сундук стоит в Казанском Кремле, в выставочном зале. Он полностью был сделан по сюжетам татарских народных сказок. Внутренняя отделка сундука – кожа, живопись. Работал над ним в целом около двух лет», – поделился Иванов.

Александр Андреевич за 45 лет творчества успел сделать второй сундук, который сейчас находится в выставочном зале в доме Марджани. Эта работа посвящена астрологии. На сундуке изображены 12 знаков зодиака, а в самом центре – женщина с ребенком, символизирующая Землю и Солнце. Чеканка – один из наиболее интересных и в тоже время сложных видов декоративно-прикладного искусства. Она требует необычайного трудолюбия и усидчивости, говорит он.


«Над одной работой тружусь от одного месяца до года. Сначала разрабатываю эскиз, потом его снимаю на кальку, а через кальку перевожу на металл. Потом начинается кропотливая работа. Рисунок набиваю при помощи чеканов – металлических «карандашей» разного диаметра и небольшого молоточка. У меня есть работы высотой в два метра, над ними трудился более года. Работаю я по 15-16 часов в день», – говорит художник.

Автор создает произведения на собственные средства, сам закупает медь и все необходимые инструменты. Даже выставки перевозит в другие города чаще всего за свой счет. Свои работы Александр Андреевич категорически отказывается распродавать отдельно. Считает, что коллекция должна остаться цельной.

«Я хотел бы свои работы продать в одни руки, чтобы они остались в Татарстане. Думаю, что со временем они станут золотым фондом республики», – говорит Иванов.

Кроме того, художник всю свою жизнь скитается со своими тяжеловесными произведениями с места на место. Говорит, что в доме Марджани ему разрешили разместиться временно, до ремонта здания. Куда он переедет потом – покажет время. Также мастер хочет передать свои навыки и умения потомкам.

Моему сыну 21 год, но он не проявляет интереса к моему творчеству. У меня должна быть своя мастерская, и я бы хотел набрать учеников. Многие ребята хотят заниматься, но для этого нужна отдельная комната, столы и поддержка на уровне республики. Мне все говорят, что мои работы оцениваются на международном уровне, а в Татарстане вообще нет профессиональных чеканщиков», – заключил Александр Иванов.

Мнения

Старший научный сотрудник института языка, литературы и искусства Академии наук РТ Людмила Шкляева:

«Чеканка – это свой язык образов. Эту коллекцию ни в коем случае нельзя расчленять на отдельные фрагменты, чтобы она рассеялась. Они должны храниться в отдельном музее или помещении. Творчество Александра Иванова глубоко национальное. Он развивает традиции, которые были присущи и татарскому, и русскому народу. Народные традиции возникают недаром, они составляют основу любой культуры. В работах Александра Иванова присутствует ювелирная проработка деталей, это элитарное искусство. Здесь также раскрыта тема семьи, характерные черты времени. Одно из основных качеств работ – достоверность изображаемого.

Присутствует и тема ужасов. Я думаю, что достаточно безмятежное состояние нашего общества рухнуло в 1990-е годы. Началась перестройка, людей охватило безумие, кто-то совершенно растерялся и не мог собраться. Даже успешные люди просто выпали, а кто-то, наоборот, решил, что оседлает коня и стал буквально ходить по головам других людей. Это безумие не могло не отразиться на художественных впечатлениях творческих людей. Это работы, отражающие внутреннее состояние души художника».

Казанский искусствовед, заслуженный деятель искусств РТ Розалина Шагеева:

«Считаю, что у художника должен быть свой Алтын йорт на этой или другой территории. Чеканка – это древнее мастерство, неотрывное от Казани. Помните «Легенду о казанских сокровищах?». Все поисковики и ученые ищут сокровища Сююмбике на дне Кабана…

Великие традиции татарского народа должны жить. Александр Иванов продолжил, приумножил и поднял эти традиции. Поэтому ему место здесь, на Кабане или на архиерейской даче. Он - пример удивительного трудолюбия. Когда я первый раз сюда пришла, у меня было ощущение, что я попала в сказочный дом, подземное царство. Это волшебный уголок, где я соприкоснулась с легендарными героями татарского эпоса. Сколько нужно трудолюбия и времени, чтобы такие работы воплотить в жизнь. Я оценила значимость того, что им создано, и думаю, что наш долг в том, чтобы создать Алытн йорт. Культура нуждается в опеке. Культура должна пронизывать все структуры нашей современной жизни».

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев