Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Альфия Авзалова: «Я словно растворилась в песне!»

Альфия Авзалова: «Я словно растворилась в песне!»
Заслуженная артистка Татарской АССР и РСФСР, Народная артистка Татарской АССР, Лауреат премии имени Габдуллы Тукая, кавалер Ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» Альфия Авзаловна Авзалова ушла из жизни в ночь с 14 на 15 июня, в дни священного месяца Рамазан.

Мусульмане верят, что умершие в месяц поста попадают в рай. Народная любимица обладала уникальным тембром голоса – альтом полного диапазона, а также незаурядным характером и оставила после себя не только множество песен, но и анекдотов. На Казанской аллее звёзд заложена её именная звезда.

Альфия Авзалова родилась 15 января 1933 года в селе Актаныш Актанышского района Республики Татарстан. Рано лишилась родителей. Мамы не стало, когда Альфие было пять лет. Отец погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Заботу о сестрах Авзаловых взяла на себя сестра матери. Альфия вспоминает, как они с тетей «воровали» зерно. Чувство телесной боли от колющихся и царапающих зерен Альфия ощущала всю свою жизнь. Она считала, что ее «мон» родом из детства – от нищего сиротства («мон» – это непереводимое с татарского языка понятие, касающееся пения. В приблизительном переводе – «дар петь с душой» – прим ред.). «Дочки мои на всем готовом жили. Пытались петь. Не получилось», – вспоминала она.

Еще в Актаныше Альфия выступала с песнями. Своими первыми наставниками Альфия Авзаловна считает баянистов Марзию Юнусову, Масхута Ахметшина. Именно они научили ее песням, сопутствующим ей всю жизнь: «Салкын чишмэ», «Гульджамал», «Аллюки»...

Тяга к театру проявилась у Альфии в четвертом классе. Она играла в школьных спектаклях, мечтая стать актрисой драматического театра. Театр был для нее сказкой, а песня, с которой она шла по жизни, – реальностью. Мечта об актерстве привела ее из деревни в Казань. Первый секретарь Актанышского райкома партии, услышав пение Альфии, заявил: «Альфия, все, к чему ты стремишься, тебе даст твой голос».

Слова песни помогали Альфие Авзаловой полностью войти в образ. «В народной песне важны слова, а не музыка», – считала певица.  Одна из ее программ названа «Наша родина — земля». В этих словах, выражена жизненная позиция певицы.

В 1952 году Альфия Авзалова была приглашена на работу в Татарский ансамбль песни и танца в качестве солистки. Обладая редким по красоте тембра голосом (альт полного диапазона), она вскоре стала одной из ведущих солисток Государственного ансамбля песни и танца Татарии. В годы работы в ансамбле певица мастерски исполняла самые сложные произведения С.Габаши, А.Ключарёва, М. Музафарова, 3. Хабибуллина и многих других композиторов, а также старинные и современные народные песни. Любимым романсом А.Авзаловой в те годы стал романс Султана Габаши «Кукушка».

С благодарностью вспоминала Альфия Авзаловна руководителей ансамбля: Разию Тимерханову и Зулейху Ахметову. Она не раз вспоминала о том, что тогдашний руководитель Татгосфилармонии Раиса Волкова поставила ей голос и научила нотной грамоте.

Проработав в филармонии один год, Альфия Авзалова поступила в музыкальное училище, где, проучившись восемь месяцев, сорвала голос –певице с народным голосом небезопасно было заниматься в классе колоратурного сопрано. Восстановив его, начала заниматься самообразованием: прослушивала и анализировала песни известных исполнителей. Сначала пела «горлом», перегружая голосовые связки, от этого уставала. С годами пришло понимание тонкостей вокального мастерства.

Потом по рекомендации художественного руководства Татгосфилармонии Авзалова создала свою концертную группу, в которую вошёл аккомпанирующий эстрадный инструментальный ансамбль «Казан утлары», состоящий из органа, гитары, клавишных и синтезатора под руководством Карима Габидуллина, а также танцевальная группа.

Работая в течение многих лет с эстрадной бригадой, певица гастролировала по республикам Средней Азии и Прибалтики, побывала в Москве, Ленинграде и во многих городах России, выступала перед нефтяниками Татарстана и Башкортостана, перед строителями КАМАЗа, перед тружениками села. За один выезд по селам и деревням она могла дать более сотни концертов за два месяца. Выступления эстрадной бригады Альфии Авзаловой были невероятно популярны.

Певица с уважением относилась к соседним национальным культурам, поэтому в репертуар включала песню того региона, в котором выступала. «В Баку пою «Сурею», в Ташкенте — «Яр-яр», после этого мои родные татарские песни зрители принимают ближе к сердцу», – делилась секретом успеха артистка.

Во время гастролей по республикам и городам Советского Союза А.Авзалова собирала множество забытых неизвестных песен разных народов, которые в её исполнении обрели новую жизнь, стали достоянием широкого круга слушателей. Певица всегда была в тесном творческом контакте с ведущими современными композиторами, поэтами и другими деятелями искусств. Она брала уроки у всемирно известной исполнительницы песен мира Ирмы Петровны Яунзем.

Первый большой успех певица завоевала на выступлении на Декаде татарского искусства и литературы в Москве в 1957 году. В Москве Альфия Авзалова научилась петь на тринадцати языках. И в репертуаре «повелительницы мон» появилась программа «Песни народов мира»: индийские, арабские, китайские, еврейские, афганские и т.д. С концертной программой, подготовленной вместе с Ирмой Яунзем, татарская солистка выступала во многих уголках Советского Союза и за рубежом. За пропаганду песен народов мира ей была вручена Почётная грамота Советского комитета защиты мира «За активную деятельность по укреплению мира между народами» (1960 год).

Как вспоминала Альфия Авзалова, однажды во время отдыха на курорте произошла такая история. На вечере танцев между Альфией Авзаловой и пригласившим ее на танец мужчиной завязался разговор:

Популярная народная певица была окружена множеством анекдотов и баек в артистической среде. Она была остра на язык и за словом в карман не лезла.

В конце 90-х Альфия Авзалова лечилась от онкологии. Лечение дало хороший результат, но последствия были тяжелыми. У артистки пропал голос, выпали волосы. Со временем голос вернулся, волосы отросли. Остались лишь скачки давления и боли в сердце. Но Альфия Авзаловна была снова в строю и выступала на сцене.

С 1997 года Рабит Батулла записывал то на магнитофон, то на любительскую видеокамеру материал для своего будущего фильма о певице. Беседы проходили в непринужденной домашней обстановке. Батулла и Авзалова по-соседски беседовали на всевозможные темы. Эти записи легли в основу фильма «Мон патшабикэсе» («Царица песни»). Позже к работе подключился кинорежиссер Энвер Габдрахманов. Материал, снятый на любительскую камеру Рабита Батуллы, дополнился кадрами, полученными с профессиональной камеры Габдрахманова.

2 ноября 2010 года в кинотеатре «Мир» состоялась презентация документальной кинокартины «Мон патшабикэсе». На презентацию были приглашены журналисты, деятели культуры и искусства. Для широкой аудитории премьерный показ состоялся в Актанышском районе. Первыми зрителями картины стали земляки Альфии Авзаловой из села Актаныш.

Фильм был снят студией «Тан» при поддержке Государственного учреждения «Татаркино». Автор сценария и сорежиссер – Рабит Батулла, писатель, драматург, Заслуженный деятель искусств Татарстана; режиссеры – Рабит Батулла, режиссер и оператор картины – Энвер Габдрахманов, член Союза кинематографистов РФ. Роль молодой Альфии в фильме сыграла Элиза Хайретдинова, режиссер Актанышского Дома культуры, а в роли ее друзей выступили ученики Актанышской средней школы. Фильм «Мон патшабикэсе» вышел на татарском языке длительностью 50 минут.

На презентации картины Рабит Батулла заметил: «Альфия Авзалова с 8 лет на сцене. Ее официальный стаж составляет 53 года, а неофициальный – 68. У какого народа еще есть такая певица? Одно только это достижение заслуживает занесения в Книгу рекордов Гиннеса».

Как рассказали бывшие сослуживцы певицы, навещавшие ее, в последние годы жизни артистка болела, но была под наблюдением врачей и в заботливых руках своих дочерей Гузель и Зульфии. Накануне смерти после реанимации в РКБ-2 артистка лежала в Городской клинической больнице №7. Она находилась в хороших условиях, с удовольствием смотрела телевизор, подаренный руководством Татгосфилармонии.

Друг и коллега по сцене, легендарный певец татарской эстрады Ильхам Шакиров в последний раз встречался с Альфией Авзаловой 19 июля 2016 года. «Я посчитал своим долгом организовать эту встречу. Альфия-апа пришла с дочерьми Зульфией и Гузель. Это не были какие-то серьезные разговоры, все очень легко и непринужденно. Теплая встреча, посиделки с песнями и воспоминаниями. Илхам-абый запоет, Альфия-апа подхватит… Очень душевная встреча. Они уже перешагнули 80-летний рубеж, поэтому, наверное, осознавали, что это их последняя встреча. Но все же пока Альфия-апа чувствовала себя не так плохо, они время от времени созванивались», –рассказал помощник Ильхама Шакирова Ильхам Хажиев. О смерти Альфии Авзаловой он узнал одним из первых – около трех часов ночи. «Что поделаешь, братец», – сказал артист и много времени провел в раздумьях.

Композитор Резеда Ахиярова: В последнее время я часто слушала романс «Сагындыра» («Скучаю») в ее исполнении. Я написала его на стихи Рената Хариса в 1980-е годы. Она сама дала такое название песне, которая до этого называлась «Кар сулары» («Талая вода»). В этом произведении она раскрывается совершенно по-другому. Меня потрясла весть об ее кончине. Она была очень простой и открытой, общение с ней оставила яркий след в моей душе. До сих пор помню, как на скрипке играл Рустем Абязов, за роялем – Марат Сиразитдинов. И приучастие троих великих татар родилась эта песня. Были те, кто говорил, когда мы записывали ее на радио, что Альфия-апа не захочет исполнять эту песню. Но она исполняла ее так, как будто о себе самой. Пропустила романс через сердце, глубоко прочувствовав смысл. Поэтому произвела глубокое впечатление на публику. Романс хорошо принимают даже те, кто не знает татарского языка. И я этим очень горжусь.

Поэт Ренат Харис: В апреле-мае 1983 года мне позвонила Резеда Ахиярова и рассказала о том, что написала романс на мои стихи «Киттен инде» («Ты ушла»). На эти стихи уже был написан романс Рустемом Яхиным. Этот романс открывает цикл «Солнечный дождь», созданный на мои стихотворения. Музыка Резеды Ахияровой меня также потрясла – я услышал в ней безутешность страдающей души, и на эту музыку написал новый текст. мы долго решали, кому предложить этот романс. И Резеда отдала его Альфие Авзаловой, потому что его мог донести только человек с непростым жизненным опытом. Этот романс прославленная певица приняла с большим волнением и изъявила желание разучить его с автором. Резеда Ахиярова, конечно, не стала противиться и пару раз съездила к певице на квартиру, чтобы аккомпанировать ей. По ходу репетиций Альфия Авзалова предложила изменить название на «Сагындыра», и я согласился с этим. На трагический голос Альфии Авзаловой хорошо легли скрипка Рустема Абязова и фортепиано Марата Сиразетдинова, и этот романс как будто превратился в музыкальную драму. 

Альфия Авзалова в книге «О себе»: Когда я слушаю песни, которые я спела за свою творческую жизнь, я испытываю странные противоречивые чувства. Прошедшие годы молодости, любимые близкие люди, друзья по сцене встают перед глазами и душа начинает болеть. Не так давно по радио передавали песню «Мэхэббэтем» («Любовь моя»), которую я любила исполнять. Я слушала ее, затаив дыхание, слезы навернулись на глаза. Словно сильное цветущее дерево вырвали с корнем. Словно что-то с корнем вырвали из сердца, я была охвачена какими-то странными чувствами. Словно бы эта песня отражает всю мою жизнь, в этой песне и моя ушедшая молодость, и разлука с любимым, и печаль – все, все... Мне показалось, что я растворилась в этой песне, что я не человек, что я превратилась в песню...

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев