33-летний Яркин был одним из соорганизаторов мастер-класса, который голкипер «Рубина» Юрий Дюпин организовал несколько дней назад на родине для юных вратарей со всего Алтайского края. Корреспондент ИА «Татар-информ» связался с бывшим нападающим «Рубина».
— Александр, болельщики со стажем помнят вас в составе «Рубина» в 2006 и 2007 годах. Да, вы сыграли за казанский клуб не так много матчей, но Казань наверняка оставила определенный след в вашей карьере. Следите ли вы сейчас за «Рубином»? Как оцениваете последние изменения в клубе?
— За «Рубином» всегда следил, ведь это клуб, который мне многое дал, в котором я начал играть в премьер-лиге. Сейчас стал следить еще пристальнее, так как в нём играет мой лучший друг — Юрий Дюпин.
Не мне судить о переменах в «Рубине». Я ведь не знаю Романа Шаронова как тренера, но знаю его как футболиста. Это преданный человек, любящий футбол и свой клуб. К сожалению, тренерская работа такова, что если у тебя не идёт — тебя меняют. Если говорить о Слуцком, то, конечно, это великолепный специалист, который, надеюсь, вернет Казань на былые позиции вверху таблицы.
— Как считаете, были ли у вас, тогда 19-летнего футболиста, реальные шансы закрепиться в «Рубине» в те времена, ведь тогда в команде была достаточно мощная атакующая линия: Бухаров, Домингес, Ральф, Байрамов?
— Закрепиться, то есть стать игроком основного состава в том «Рубине», конечно, было тяжело. Но получить опыт под руководством Курбана Бекиевича Бердыева — это было бесценно. Его тренировки, советы, плюс те люди, которые окружали меня в команде — и игроки, и тренерский персонал, способствовали тому, что мой личный уровень как футболиста возрос в разы.
— Чем вас удивил Бердыев?
— Могу привести один пример, который говорит о многом. Будучи сам одним из гуру тренерского цеха, он всегда стремится учиться чему-то новому, у него всегда есть стремление развиваться. Это показатель. Как-то между двумя тренировочными сборами «Рубина» он не поехал домой отдыхать, а полетел к Арсену Венгеру на стажировку. Помню, что у Бердыева было миллион кассет с играми, которые он просматривал круглыми сутками.
У нас существуют тренеры старой закалки, у которых есть одно мнение, и они считают его правильным и единственным. А вспомните команды Бердыева: был «Рубин» оборонительный и «Рубин» атакующий, был «Ростов» оборонительный и был атакующий. Это говорит о том, что человек так развит в футболе, что он может поставить любой команде любую тактическую модель игры.
Бердыев — это тренер, который хочет прогрессировать и никогда не стоит на месте. Весь его тренировочный процесс — это интересно. Все его слова и подсказки окончательно формируют картинку в твоей голове. Для меня Бердыев был и остается тренером № 1 в России.
— С кем были наиболее дружны в «Рубине» тех лет?
— Да со многими ребятами. Больше всего, конечно, с Сергеем Нестеренко — с ним на базе вместе жили, он тоже воспитанник барнаульского футбола. Опытные Ансар Аюпов и Андрей Фёдоров мне много помогали, по-отечески опекали, можно сказать. Вообще, вся команды была дружная.
— Как вы оказались в «Рубине»?
— Меня заметили селекционеры «Рубина» на турнире «Надежда», в котором принимали участие сборные различных дивизионов команд второй лиги. Ко мне подошел один из тренеров «Рубина» Владимир Раимович Ежуров и пригласил на просмотр.
— По-вашему, лимит на отечественных игроков в нашем футболе — это зло? Или наоборот, если бы не было лимита, то клубы заполонили бы иностранные игроки среднего класса и пробиться в составы клубов молодым россиянам стало бы тяжелее?
— Трудно ответить на этот вопрос. Мне кажется, что показатель тут может быть следующим: качество игроков, которые попадают в сборную России. Для кого-то лимит — это хорошо. Например, если благодаря лимиту молодой пацан попадает в основу, но понимает это и будет еще больше работать над собой, это благо. А есть те, кто знают, что играют благодаря лимиту и «якорь кидают», перестают развиваться, это другая сторона.
— Интересный момент: на Алтае никогда не было клуба уровня премьер-лиги, но, тем не менее, местные воспитанники регулярно играют на высшем уровне: до вас это был Алексей Смертин, сейчас — Юрий Дюпин в «Рубине», Александр Соболев в «Крыльях Советов», Александр Ерохин в «Зените». Откуда такие футбольные традиции?
— Если бы знали, в чём секрет, то таких игроков было бы ещё больше (смеется). Наверное, сам регион влияет на человека. Сибирь немного отличается от центральных регионов России. У нас изначально не было условий, играли на гаревых полях и в дождь, и в снег, и в -20, и в -30 градусов. Это закаляет характер.
— Сейчас вы детский тренер в барнаульской футбольной школе «Темп» и уделяете большое внимание развитию детского футбола. На днях смотрел передачу с вашим участием, где вы высказывали очень интересные взгляды на развитие детского футбола, на методики тренировочного процесса у детей. Вы сами пришли к этому через свою карьеру?
— Я год работаю с детьми и как бывший футболист какие-то вещи чувствую сам, стараюсь думать и анализировать — как лучше развивать юных футболистов. Прочитал много литературы по развитию детско-юношеского футбола в странах Европы.
У каждой страны там свой подход, но в итоге вывод один — нам надо растить личности. На первых порах давать больше индивидуальной работы с мячом, прививать навыки обыгрыша один в один, чувство мяча. Зачем учить семилетнего ребенка переводить мяч с фланга на фланг? Его не нужно загружать этой информацией, он должен просто играть в футбол. Играть, обыгрывать, забивать голы, радоваться этому.
А пока в детском футболе идёт одна борьба. Кто сильнее пнёт мяч, у кого вратарь дальше из ворот мяч вынесет — тем лучше. Но в чём плюс будет этому ребенку? Почему Аршавин таким великим в России был? Потому что он спокойно ломал линии за счёт дриблинга и за счёт понимания игры.
— Таким же нестандартным игроком в «Рубине» был Домингес?
— О, да. Я даже не знаю таких слов, чтобы обозначить, насколько он выделялся в «Рубине». Он был футбольным уникумом. И человек он великолепный, часто помогал.
— Вспомните какой-нибудь курьезный эпизод, случившийся в «Рубине» при вас.
— Я помню, как-то у нас было теоретическое занятие перед тренировкой. Мы долго сидели в зале, и Курбан Бекиевич долго объяснял нам, какие упражнения приготовил для нас на тренировку. Много двигал фишки и много всего рассказывал. В конце спросил: «Понятно?». Тут встаёт Сибайя и с акцентом спрашивает: «Тренировка будет?» И все засмеялись. Этот момент очень хорошо отложился в памяти. А вообще, в «Рубине» было здорово. Ощущалась очень хорошая атмосфера внутри команды. И потом, когда уже поработал в других командах с другими тренерами, окончательно понял, насколько высоким был уровень всего тренерского штаба Курбана Бердыева.
Нет комментариев-