Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Александр Терентьев: Межнациональные отношения как воздух: его не замечают, но без него сложно жить

Александр Терентьев: Межнациональные отношения как воздух: его не замечают, но без него сложно жить
В последний месяц уходящего года Президент РФ своим указом утвердил изменения, вносимые в Стратегию государственной национальной политики России. О том, в чем заключаются главные отличия новой редакции от прежней и как новация повлияет на жизнь татарстанцев, корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказал заместитель руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан – руководитель Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев.
– Президент Татарстана Рустам Минниханов 14 декабря провел заседание Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям. На этом заседании редакция Стратегии с учетом внесенных в нее Указом Президента РФ изменений была названа удачной. Что она дает республике? 

– Межнациональные и межконфессиональные отношения – это очень тонкая материя. Это как воздух, которого никто не замечает. Но когда воздуха не хватает, люди понимают, что возникла проблема, и начинают искать выход. Добрые отношения между народами все воспринимают как естественные. Но когда появляются радикальные проявления, люди начинают чувствовать дискомфорт. 

В республике были подобные проблемы в 2012 году, когда произошло покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, а его заместитель Валиулла Якупов был убит. Прошло некое переосмысление ситуации у общества, у власти. Вопрос поднимался в Госсовете республики, в Правительстве РТ, был принят ряд управленческих решений, была создана система мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. Ее главная задача – дать возможность людям быстро отреагировать на возникающие проблемы в этой сфере, дать сигнал власти. 

Что дает Стратегия государственной национальной политики РФ простому татарстанцу? Возможность спокойно жить, работать, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих детей. Даст возможность не сталкиваться с притеснениями на национальной, религиозной почве. А если где-то возникают проблемы, то включится система мониторинга и профилактики конфликтов.



– Как работает эта система мониторинга, как люди могут ей воспользоваться? 

– Система включает множество элементов. Можно обратиться в полицию, позвонить по телефону экстренных вызовов 112, подключиться в Интернете к службе «Народный контроль» и сделать соответствующую запись. В «Народный контроль» можно обращаться анонимно, без каких-либо опасений. По этим каналам поступают десятки обращений в год. 

Нашей главной задачей было дать людям возможность быстро сообщить о проблеме. И таких инструментов в республике создано немало. В дополнение к этому мы регулярно проводим социологические исследования, анализируем информацию правоохранительных органов, муниципальных образований, общественных организаций. 

По сути, система мониторинга – это большая сеть, которая улавливает тревожные сигналы и дает возможность властям быстро отреагировать, принять управленческие решения.  В республике много межнациональных браков – это особенность нашего региона. И очень важно, что создаются условия для самореализации независимо от того, кто ты – русский, татарин, мариец, чуваш… Наша задача – сделать так, чтобы люди независимо от их веры и национальности чувствовали себя комфортно. 

По данным соцопросов, более 80% жителей Татарстана позитивно оценивают состояние межнациональных и межконфессиональных отношений. Для многонациональной республики это довольно хороший показатель. Еще один яркий пример – почти 70% иностранных граждан, которые приехали в нашу республику, хотят здесь остаться. Лишь 29% думают вернуться на родину. Это говорит о том, что среда в Татарстане очень дружелюбна для представителей разных национальностей и конфессий.

Оценки межнациональных отношений (в % от всех опрошенных)




– Если 80% татарстанцев оценивают межнациональные отношения положительно, то 20% сомневаются в этом? Позволит ли Стратегия сократить их число? 

– Стратегию нельзя рассматривать только через призму социологических исследований, к тому же показатели сильно меняются от региона к региону в силу специфики. Например, в Рязани живут 95% русских, и они менее терпимы к мигрантам, оценивают состояние межнациональных отношений значительно хуже. Всего 5% приезжих действуют на местных жителей как сильный раздражитель – это особенность региона. 

Совершенно другая ситуация в Чеченской Республике, где проживают 95% чеченцев. Они оценивают состояние межнациональных отношений очень высоко. Но это фактически оценка внутриэтнического состояния, так как 5% представителей других этносов не оказывают значительного влияния на положение дел.



В Татарстане соотношение русских и татар примерно одинаковое, остальные, около 10%, – люди других национальностей. Но картина сильно меняется от района к району, где-то русских больше, где-то татар, где-то массово проживают чуваши, удмурты, марийцы, мордва… Поэтому социологические исследования мы рассматриваем вместе с другими факторами, поскольку межнациональные отношения – это очень сложные процессы. 

Или взять религию. На нынешнюю территорию Татарстана ислам пришел мирным путем и был принят в качестве государственной религии. По-иному ситуация развивалась на Кавказе. В каждом регионе очень много нюансов. С одной стороны, есть некая данность, которую мы получили от предков, с другой стороны, нам необходимо постоянно поддерживать мир и согласие. Президент Татарстана Рустам Минниханов не раз говорил, что национальные и религиозные взгляды являются частью общественного сознания, а к этой сфере нужно относиться весьма бережно. Если плохо построен дом, его можно перестроить. Если не вырос урожай, можно пересеять. Если в душу человека попали радикальные, экстремистские взгляды, очень сложно потом повлиять на то, чтобы люди могли от них избавиться. Именно поэтому состояние межнациональных и межконфессиональных отношений и ряд других критериев вошли в показатели работы глав муниципальных образований. Власти на местах должны внимательно следить за состоянием этноконфессиональных отношений, поддерживать их добрососедский характер. 

Отношение к представителям других национальностей, живущим в Татарстане (в % от всех опрошенных)



– А как поменяется работа на местах с принятием новой редакции Стратегии государственной национальной политики РФ? 

– В нашей республике сегодня выстроена достаточно полная инфраструктура, способствующая реализации государственной национальной политики. Действуют три государственные программы, шесть подпрограмм. В Татарстане восемь Домов дружбы народов, а также 16 представительств и два филиала Ассамблеи народов Татарстана. Функционируют более 100 национально-культурных центров. Госпрограммы, информационное и ресурсное обеспечение позволяет нам достаточно эффективно решать все возникающие вопросы. 

При этом обновленная редакция Стратегии заметно расширяет наши возможности по выстраиванию более эффективной работы на всех уровнях власти. Дело в том, что Стратегия с учетом внесенных изменений четко определяет приоритетные направления, дает определение многих терминов, используемых в государственной национальной политике, она вводит единые подходы к решению многих вопросов. Также важно, что Стратегия дает ясные трактовки многих положений, по которым ранее отсутствовали единые подходы со стороны научного сообщества. Единое толкование и понимание основных терминов будет способствовать более продуктивной работе в сфере национальной политики, тем более что она носит ярко выраженный межведомственный характер.


 
– То есть сейчас Стратегия стала более прозрачной и понятной? 
 
– Она стала лаконичней, в ней четче выстроены цели и задачи. При этом в Стратегии учтены предложения Татарстана по вопросам национальных языков, культур, традиций, мер поддержки. В обновленной Стратегии появились задачи формирования у детей и молодежи на всех этапах образования общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, воспитания культуры межнационального общения. В итоге получился емкий и лаконичный документ. 
 
– Именно поэтому Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев назвал обновленную Стратегию очень удачной? 
 
– Безусловно, это так. Поскольку она отражает все аспекты, которые беспокоили и беспокоят жителей республики на сегодняшний день, отражает наши главные задачи по сохранению стабильных межнациональных и межконфессиональных отношений. Изначально мы исходили из того, что Татарстан является общим домом для представителей всех народов, проживающих в республике, и в то же время это особая форма государственности для татар, потому что представители татарского народа проживают во многих регионах России и в других странах мира. 



– Обновленная Стратегия наверняка потребует корректировки государственных программ Татарстана в области национальной политики? 

– Безусловно, будут внесены коррективы, разработан план по реализации Стратегии, в этой части уже даны поручения межведомственной рабочей группе. Предстоит внести изменения в Концепцию государственной национальной политики в РТ. Далее мы при необходимости внесем изменения в государственные программы. При этом стоит уточнить, что обновленная Стратегия только корректирует основные направления нашей деятельности, делает более осознанной и предметной работу, которой мы занимались. Это создание Домов дружбы народов, площадок для межнационального и межконфессионального диалога, развитие системы мониторинга этноконфессиональной сферы и предупреждения конфликтных ситуаций. Сейчас мы будем работать над совершенствованием программ. 



– Если не секрет, сколько Татарстан тратит средств на реализацию госпрограмм в области национальной политики и сколько на эти цели нашей республике выделяет федеральный центр? 

– Расходы татарстанского бюджета на эти цели ежегодно составляют более 330 млн рублей, а еще 30 млн рублей – субсидии на грантовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на реализацию государственной национальной политики. Расходы федерального центра в большей степени касаются решения задач и проектов общефедерального характера. В то же время мы получаем более 10 млн рублей субсидий в год на софинансирование реализации республиканских проектов и около 50 млн рублей на грантовую поддержку проектов общественных объединений. 

Хочу отметить, что точную сумму, выделяемую на реализацию государственной национальной политики, назвать весьма сложно, так как она носит межведомственный характер. Многие траты проходят по иным статьям расходов. Так, например, Дома дружбы народов финансируются по линии Министерства культуры. 

Главное – в республике есть понимание того, что межнациональные и межконфессиональные отношения – это не та сфера, на которой стоит экономить. Наша задача – обеспечивать комфортные условия для жизни и работы представителей всех народов и религий. В этом направлении мы будем наращивать свои усилия. И обновленная редакция Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года несомненно станет важным шагом именно такой работы в Российской Федерации в целом.




Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев