Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Альбина Насырова: «Дети-билингвы более креативны, лучше учатся в школе и открыты миру»

Альбина Насырова: «Дети-билингвы более креативны, лучше учатся в школе и открыты миру»
В интервью ИА «Татар-информ» генеральный директор сети полилингвальных детских садов и Кембриджской международной школы «Бала-Сити» Альбина Насырова рассказала о преимуществах изучения сразу нескольких языков с раннего детства, особенностях детей-билингвов, методиках их развития и воспитания.


В раннем возрасте мозг ребенка готов изучать любой язык 

Как вам пришла идея основать билингвальный детский сад? 

— Начиналось все очень просто, но в то же время интересно. Я из семьи педагогов. Моя мама — доктор педагогических наук, она всю жизнь посвятила подготовке будущих учителей. Бабушка — педагог. Когда встал вопрос по поводу развития собственных детей, мы долго выбирали детский сад, думали: какой же выбрать, что же лучше? 

В результате мы решили создать свой небольшой семейный детский сад для одной группы. Перед открытием садика я думала: что нужно моему ребенку прежде всего? Что обеспечит ему в будущей жизни востребованность и успешность? 

Наша семья является билингвальной — с раннего возраста мы разговариваем с детьми на родном татарском языке, русском и английском. 

Мы изучили международный и российский опыт дошкольного развития и решили, что это будет серьезный образовательный проект, связанный с билингвальным и мультилингвальным развитием детей. 

На сегодняшний день это очень актуальная тема, над ней работают ведущие ученые и университеты мира. Билингвизм изучается в рамках психолингвистики, социолингвистики и нейролингвистики. Результаты практических исследований поражают. Мы опирались на опыт Массачусетского технологического института (MIT), ученые которого в своих исследованиях доказали, что изучение языков — это инструментарий интеллектуального развития: у детей-билингвов и мультилингвов более развиты математическое и креативное мышление, логика. Они лучше учатся в школе и открыты миру.

Все эти факторы мы учли на практике при открытии нашего первого детского сада, в котором в течение дня с детьми педагоги-носители языка говорили на английском, русском и на татарском языках. 

Сегодня нашему образовательному учреждению 6 лет. У нас уже есть опыт, на который мы опираемся, и реальные результаты, которым радуемся. Сегодня в детских садах «Бала-Сити» 500 воспитанников. Три года работает Кембриджская международная школа «Бала-Сити», в которой учатся 90 учеников. Дети растут, и мы растем и развиваемся вместе с ними. В следующем году нас станет в два раза больше. 

С какого возраста вы начинаете учить детей языку? 

— Мы принимаем детей с полутора лет и с этого возраста начинаем погружать в языковую среду. Практика показывает: чем раньше ребенок попадает в наше образовательное учреждение, тем выше у него результаты. 

Очень важно обучать детей языкам с самого раннего возраста. Мозг ребенка принимает любой язык, даже самый сложный с точки зрения взрослых. Он все сохраняет, как жесткий диск компьютера, запоминает на фонетическом уровне особенности языка, его мелодику. Поэтому очень важно разговаривать с носителем языка, чтобы выучить и запомнить диалектные и интонационные особенности языка. В будущем такой ребенок будет успешным в изучении иностранных языков и говорить без акцента. 

Сейчас у нас есть воспитанники, которые пришли с двух лет и обучаются в международных группах уже второй год. За это время они стали активными билингвами — переключаются с одного языка на другой и третий — русский, татарский, английский. Безусловно, их результаты нас очень радуют.

Дети должны понимать, что мир не имеет границ 

Куда идти ребенку после мультилингвального садика? Не во всех школах реализуются подобные программы. 

— Такой вопрос встает у каждого второго родителя после выпуска ребенка из садика. Поэтому все естественным образом привело к тому, что вслед за детским садом мы открыли свою школу. Основной контингент выпускников «Бала-Сити» гармонично переходит из детского садика в нашу школу. Нужно сказать, что в английской системе школьное образование начинается с 5 лет. Поэтому с этого же возраста начинается кембриджская программа и подготовка к школе в детских садах «Бала-Сити». 

Более того, в нашем филиале «Дубрава» работает образовательный центр, где ребята из других детских садов могут подготовиться к школе, изучать иностранные языки (английский, китайский, испанский) и поступать к нам. Некоторые дети попадают к нам через летние смены и фестивали. Например, математический праздник или фестиваль технического творчества «Робосабантуй». 

Лозунг нашей школы: «Фантазируйте, придумывайте, мечтайте! Все, о чем ты мечтаешь, можно воплотить в жизнь!» Сейчас в современном мире такая тенденция, что многие специалисты работают по инструкции и шаблону. Остро не хватает лидеров, людей-локомотивов с креативным, дизайнерским или инженерным мышлением. В нашей программе практикуются STEM-образование, междисциплинарные проекты, интегрированные уроки, игропрактика, они как раз направлены на развитие этих качеств. Есть интересный курс эффективного школьника, где ученики решают открытые задачи, на которые можно получить разные ответы и все они будут правильными.

Мультилингвальные детские сады и школы — это уникальный опыт для республики? 

— В Татарстане мы открыли первый мультилингвальный детский сад. На сегодняшний день «Бала-Сити» — первая и единственная аккредитованная Кембриджская международная школа в республике. Наши ученики занимаются по двум программам: российской и кембриджской. Российская программа полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Нам важно, чтобы наши ребята успешно сдали ЕГЭ и получили российский диплом, участвовали в российских олимпиадах, фестивалях и конкурсах. 

В то же время дети должны в совершенстве владеть английским языком. У нас нет задачи готовить лингвистов, переводчиков и филологов. Мы хотим, чтобы выпускники «Бала-Сити» овладели иностранным языком, были конкурентоспособными не только в масштабе своей страны, но и мира. Без английского языка это невозможно: он должен стать для наших детей вторым родным языком. 

Кроме того, сегодня очень важно еще развивать у детей компетенции будущего так называемые навыки (soft skills). В современном мире необходимо уметь решать сложные задачи, обладать критическим мышлением, креативностью, навыками координации и эффективного взаимодействия с другими людьми, иметь высокий эмоциональный интеллект, обладать когнитивной гибкостью и уметь работать с цифровыми технологиями и медиа. 

В Кембриджской образовательной программе естественнонаучный курс ведется носителем языка на английском языке. Благодаря педагогам- носителям иностранных языков у нас есть связи и мосты между нашей школой и школами США и Европы. Наши ученики общаются, дружат, отправляют друг другу письма, посылки, делятся интересными проектами и новостями. 

Мы воспитываем в детях понимание того, что современный мир — это мир без границ. Сегодня неважно, в какой стране ты живешь. Благодаря тому, что ты в совершенстве владеешь языком, ты можешь общаться с коллегами из других стран, искать и находить новую информацию, дружить и работать. 

Как вы получили аккредитацию Кембриджа?Насколько это важно, зачем ее получать? 

— Кембриджская образовательная программа одна из самых известных и авторитетных в мире. А кроме того, Кембриджский университет обеспечивает полную методическую поддержку и диагностику результатов обучения. Это дает нашим выпускникам возможность расширить горизонты — поступать не только в российские, но и в зарубежные вузы. Диплом, аккредитованный Кембриджем, принимается в 99% университетов мира. Конечно, это не говорит о том, что все дети планируют куда-то уезжать, абсолютно нет. Есть дети, которые рассматривают российские вузы, например Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие высокорейтинговые вузы РФ. 


Татарский язык учат и греки, и китайцы, и русские 

Какие планы у вас на этот год? 

— Мы растем и развиваемся вместе с нашими детьми. У нас открывается среднее образовательное звено — 5 – 6 классы, дальше планируем расти до 11 класса, сдавать выпускные экзамены, участвовать в различных фестивалях и олимпиадах не только на российском, но и на международном уровне. Запускаем летние смены — математические программы, научный фестиваль. Уже сегодня очень много желающих участвовать в них. 

Третий год мы реализуем летнюю татарскую смену. В этом году мы принимаем заявки из разных стран. К нам приедут татары из США, Германии, учащиеся начальных классов и дошкольники. Есть желание провести татарскую смену в Финляндии, США и Канаде. 

Мы много путешествуем, видим, что татар очень много. Более того, в этом году мы запустили проект по обучению татарскому языку онлайн. Дети из других стран выходят на онлайн-обучение с нашими учителями и занимаются в течение всего учебного года. 

Татарский язык в ваших садиках и школах является обязательным предметом? 

— Да, он входит в основную программу. Все наши воспитанники изучают татарский язык: и греки, и китайцы, и русские. В наших детсадах есть татарские группы, где вся образовательная программа ведется на татарском языке. 

В первую очередь любой язык развивает ребенка, является своеобразным тренажером для головного мозга. Татарский входит в группу тюркских языков. Зная татарский, ребенку будет легче выучить турецкий и другие тюркские языки. 

Я сама выпускница казанской татарской гимназии, успешно сдала экзамены и поступила в университет на направление «Русская филология», долгое время работала на ТНВ: вела детские программы и программу «В мире культуры» на татарском языке. Для меня было очень важно знать, сохранить и передать татарский язык своим детям. 

Очень важно, чтобы при преподавании языка учитель не переключался с одного языка на другой. Это правило билингвизма и мультилингвизма: один язык — один учитель. Наш педагог татарского языка никогда не говорит с детьми на русском языке, только на татарском. Дети это прекрасно понимают и пытаются войти в диалог, начинают общаться. Также с английским языком. Воспитатели-англичане не знают русского, поэтому говорят только на английском языке. Некоторые дети даже удивляются: «Разве мисс Марина знает русский язык?» 

Главное — создание языковой среды, чтобы дети говорили на иностранном языке не только на уроке, но и во время прогулки, игр, на футбольной площадке, во время приема пищи и т.д. 


Учитель иностранного языка должен быть эмоциональным и позитивным, способным поиграть с детьми и попеть 

Какова роль преподавателя в изучении языка? 

— В изучении любого языка важен педагог-профессионал, который живет своим делом, любит язык, который преподает. Он должен быть эмоциональным, улыбчивым, позитивным, способным с детьми играть, петь, смеяться. Дети это очень ценят и на подсознательном уровне «считывают» такое поведение. Если детям нравится педагог, то и язык им, безусловно, понравится. 

Нам повезло с учителями — это молодой, креативный и творческий коллектив, люди, которые уважают личность ребенка, готовы меняться сами и менять мир к лучшему. Наверное, один из самых важных и ценных компонентов нашего проекта — команда педагогов-профессионалов. 

Сегодня уже многие знают о нас, хотят сотрудничать и работать в «Бала-Сити». У нас сформирована команда единомышленников. Свой вклад в общую идею вносят педагоги-иностранцы, которые делятся своими методическими находками, технологиями. Куратор международной части Кембриджской программы в школе и детских садах приехал из Англии. Наши российские педагоги учатся у него, используя кембриджские методики у себя на занятиях. 

Также мы активно сотрудничаем с Казанским федеральным университетом, реализуя магистерскую программу по педагогическому образованию «Мультилингвальные технологии раннего развития детей». Филологи с высшим педагогическим образованием, но не имеющие специального дошкольного образования, могут пройти обучение по данной магистерской программе. 

Программа рассчитана на 3,5 года и реализуется в форме заочного обучения. Многие наши педагоги являются выпускниками данной магистерской программы, в том числе и я. Это уникальная возможность для тех, кто хорошо владеет языком и хочет работать в этом направлении с детьми младшего возраста. 

Как в рамках программы мультилингвизма вы сотрудничаете с ЮНЕСКО? 

— Мы вошли в Ассоциацию школ ЮНЕСКО. В наших детсадах и школе пять иностранных языков — все они входят в программу языков ЮНЕСКО. Это испанский, китайский, немецкий, французский, английский. Два основных — китайский и английский, остальные — на выбор. Второй и третий иностранные языки изучаются гораздо легче, когда уже есть основа английского языка. 

Апрель для нас — очень активный месяц. Мы отмечаем дни татарского, китайского и английского языка, планируем мультикультурное мероприятие с детьми. 

У нас подписан договор о билингвальной образовательной программе с Министерством образования Испании. Наши дети, которые выбирают вторым иностранным языком испанский, изучают его по специальной программе с педагогами-носителями языка и в будущем, после окончания школы, могут поступать на бюджетные места в университеты Испании. 


Инновации нужны не только в экономике и производстве, но и в образовании 

Недавно в Казани прошел всероссийский образовательный форум EDU Russia, где вы были активным участником. Расскажите, как получилось, что «Бала-Сити» стал интеллектуальным партнером данного мероприятия? 

— Мы открыты к сотрудничеству: много ездим сами, перенимаем опыт лучших образовательных учреждений мира. Например, недавно мы были на одной крупной конференции Bett Show в Лондоне. 

Нам и самим есть чем поделиться. Я считаю, что нельзя вариться в собственном соку, обязательно нужно обмениваться опытом. Инновации нужны не только в экономике и производстве, но и в образовании. Очень приятно, что в нашей республике большое внимание уделяется образованию, особенно дошкольному, и поддерживаются различные образовательные учреждения, в том числе и частные. 

Мы сотрудничаем с Министерством образования и науки РТ, Управлением образования Казани. Когда поступило предложение провести совместно конференцию и представить секцию дошкольного образования, мы с удовольствием поддержали эту идею. Нам было важно не только рассказать о своем опыте, но и привести в Казань интересных спикеров из США, Нидерландов. 

Кто-то уже заинтересовался вашим опытом в России и за рубежом? 

— Да. Поступает много вопросов о нашей программе. Мы часто принимаем гостей, ученых российских и зарубежных университетов, практиков-мастеров, делимся педагогическим и методическим опытом, проводим обучающие курсы — к нам приезжают воспитатели, педагоги из других городов. Поступают предложения и по поводу франшизы, но этот вопрос пока для нас открыт.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев