Билеты в «Мастеровые» надо заказывать за месяц
«Мастеровые» — театр с богатой историей, которая отчасти дублирует биографию Набережных Челнов и КАМАЗа. На спектаклях «Мастеровых» воспитывались многие челнинцы, на них всегда аншлаги — билеты не достанешь, если не забронировать места за месяц вперед. В стенах театра свои работы показывают известные режиссеры из Санкт-Петербурга и Москвы. «Режиссерский бум» стал возможен после прихода в театр нового директора — Армандо Диамантэ. Премьера в «Мастеровых» — большое событие в городе, ибо здесь никогда не бывает «проходняка», каждая постановка подается оригинально, свежо и по-авторски. Средства на приглашение топовых режиссеров театр зарабатывает сам. Кстати, это самое доходное культурное учреждение в Челнах, которое имеет многомиллионную годовую прибыль.
Театр признан не только в родном городе, но и за его пределами. Так, в 2017 году экспертный совет Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» включил челнинский спектакль «Кроличья нора» в свой лонг-лист. До и после этого события «Мастеровые» неоднократно становились лауреатами международных фестивалей. А в 2020 году как победители должны были принять Фестиваль театров малых городов. Но пандемия не дала сбыться грандиозному событию…
Не всегда театр жил на широкую ногу. Как многие провинциальные театры, начинал жизнь на подмостках ДК, ютился в подвале общежития и только в 2005 году перебрался в бывший камазовский Интерклуб. Благодаря усилиям главного художника «Мастеровых» Елены Сорочайкиной произошло преображение серого здания в настоящий дом Мельпомены. Красное дерево на фасаде, символизирующее кровеносную систему театра, стало его символом.
Однако здание не отличалось просторностью. Про челнинский театр обычно говорят: уютно, но тесно. На строительство же своего здания труппа заняла очередь за татарским театром. У коллег дела обстояли еще хуже — они ютились в бывшем горкоме комсомола.
Свет в конце тоннеля появился в 2019 году. Во время встречи общественности с Президентом России Владимиром Путиным в Казани челнинец Максим Федоров заявил, что в Челнах нет настоящего театра, имея в виду типовое здание. «От лица всего полумиллионного города хочу вас попросить построить русский драматический театр», — сказал он Путину. «Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!» — ответил Президент РФ.
На днях депутат Госдумы РФ Альфия Когогина сообщила о выделении средств из федерального бюджета на строительство театра.
«Титаническая работа по включению строительства нового здания для русского драматического театра „Мастеровые“, которую мы проделали с Министерством культуры РТ под руководством Рустама Нургалиевича Минниханова, получила свой результат. 1 млрд 80 млн рублей включены в федеральную адресную инвестиционную программу на два года. Это отличная новость — у челнинцев будет новый русский драматический театр! Я всех поздравляю!»Альфия Когогина
Стало известно, что под театр выделен участок площадью в 3,8 гектара рядом с ЗАГСом и там уже начались земляные работы. Театр на новое место должен переехать в 2022 году.
«Мы разочарованы, нас не услышали…»
Но, как оказалось, предстоящее новоселье не радует «Мастеровых». Главный художник театра Елена Сорочайкина объяснила корреспонденту агентства, почему труппа не хочет принимать проект театра в том виде, в каком его преподносят.
Сорочайкина подчеркнула, что сам факт строительства специализированного здания для театра, который предусматривает наличие Большого и Малого залов, роскошного фойе, репетиционного зала, гримерок, мест для хранения декораций и многих других сопутствующих удобств, не может не радовать. Но, по ее словам, в объекте нет ничего от театра. «Многие, кто видел эскизы, говорят, что здание похоже на торговый центр. А я в этом „аквариуме“ из стекла и бетона вижу бассейн. И, как бы нас ни убеждали, мы понимаем — внутри этого здания тоже будет мало от искусства», — утверждает представитель культурного учреждения.
Главный художник отметила, что, несмотря на загруженность (в «Мастеровых» всегда много премьер, всегда цейтнот), будущие новоселы к проектированию «будущего дома» отнеслись весьма серьезно. Ездили в Казань на встречи с архитекторами, общались, хотели донести свое понимание театра. Более того, «Мастеровые» изучили мировой и российский опыт в части строительства подобных зданий, даже специально отправились в командировку в Воронеж. Позже казанский архитектор создал 3D-проект с учетом всех пожеланий «Мастеровых».
«Этот вариант проекта пришелся нам по душе, но его не утвердили, чиновникам понравился безликий „аквариум“. А он сделан без сердца, в нем нет ничего, что выделяло бы здание. Нет в нем театральности! Когда мы стали возражать против увиденного, сказали: „Ваш вариант не отвечает архитектурной стилистике города. Челны строились в 70-х годах, ваш основной цвет — белый, у вас имидж города-технократа, нельзя его ломать“. И что теперь? Мы обречены влачить „хайтековское“ существование, потому что полвека назад так было задумано?» — недоумевает Сорочайкина.
По словам Елены Анатольевны, она и другие в «Мастеровых» тяжело переживают происходящее.
«Я как художник работаю во многих российских театрах. Мне есть с чем сравнивать. Театры обычно располагаются в сердце мегаполиса, куда можно приехать с любой точки. И это, как правило, выразительные, выделяющиеся здания. Они прекрасны! К ним хочется приходить раз за разом. Вы думаете, к „бассейну“ у окраины леса будут ехать люди со всех районов Челнов? Я так не думаю. Ладно, пусть будет лес рядом, но его же нужно как-то обыграть, отразить в облике здания. Этого в утвержденном варианте нет».Елена Сорочайкина
Елена Анатольевна уверена: непродуманный экстерьер может оттолкнуть зрителя. «Театры посещают 7-9% жителей. Но и этот процент мы можем потерять. Конечно, публика едет на спектакль, режиссуру, артистов, но и облик здания тоже важен», — утверждает Сорочайкина.
Главный художник выразила готовность участвовать в разработке интерьера. «Я боюсь, что и здесь мы получим результат, далекий от желаемого. В свое время, когда переделывали Интерклуб, я добилась того, чтобы меня включили в рабочую группу. При создании внутреннего убранства мне удалось уберечь нынешний театр от формализма, попробуем и сейчас», — заметила Сорочайкина.
Председатель Союза архитекторов Набережных Челнов Ринат Сафиуллин выразил свою солидарность с позицией коллектива театра. «Я аплодирую „Мастеровым“ за то, что они решились публично критиковать проект. Он очень значим для города. Как заявлял недавно мэр Челнов, „театры строятся раз в сто лет“. Неужели мы допустим, чтобы нам подсунули проходной вариант, по которому будут судить о нашей жизни, уровне культуры через десятилетия? Считаю, что такие объекты должны проходить публичное обсуждение», — поделился мыслями известный челнинец.
По словам Сафиуллина, вызывает вопрос и выбор места для театра: окраина, лес, район с плохим трафиком. «Архитектурный комплекс там формируют тремя объектами: ЗАГС, театр и… АЗС. Они не имеют между собой смысловой связи. Я предлагал повернуть театр „лицом“ к ЗАГСу и соединить два учреждения единой площадью. Меня не услышали. Впрочем, удачная композиция вряд ли бы спасла проект. По сути, перед нами обыкновенная студенческая работа, ничего в ней интересного нет. Правы те, кто говорит, что нарисовали торговый центр. Хотя встречались и более интересные ТЦ. Это выбор чиновников, а не общественности», — сказал Сафиуллин.
Как заявила архитектор Марианна Корсакова, проект она обсуждать не будет, а вот место размещения ей откровенно не нравится. «Не могу сказать, что я большой театрал. Раньше с ребенком часто ходила в „Мастеровые“, сейчас реже выбираемся. Из последних работ я смотрела „Варшавскую мелодию“, спектакль понравился. Когда еще выберусь — не знаю. Знаю одно: поход в театр всегда событие. Женщины вытаскивают из гардероба лучшие наряды, делают прически, встают на каблуки. И вот такие красивые теперь мы будем отправляться в парк, если следовать замыслу городского начальства. Это неправильно! Прибрежный — это прогулки, пикники, блуждание по тропам, но никак не вылазка в театр», — считает челнинка.
«Театр должен находиться на бойком месте, рядом с остановкой общественного транспорта и кафе. Тогда зритель, выйдя под впечатлением от спектакля, сможет выпить ароматный напиток и пойти по тихому городу, глядя на звезды и напевая что-то под нос. Или спокойно уехать домой с ближайшей остановки, не расплескав праздничное настроение»Марианна Корсакова
В части локации культурных точек Корсакова предлагает брать пример с московских архитекторов, которые полвека назад проектировали Набережные Челны. Все местные ДК расположены на основных проспектах.
Театр имеет градообразующее значение, это элемент культуры, он важен для Набережных Челнов, утверждает и заслуженный архитектор России Владимир Нестеренко. «Сама архитектура, которая демонстрируется в данном проекте, примитивна. Нет мысли, нет идеи, совершенно отсутствует образ театра. Нет в ней ничего интересного, не за что зацепиться глазу. Будешь ехать мимо, даже не поймешь, что проехал театр. Потом, когда мы осознаем этот провал, будет обидно, что упустили шанс создать настоящее украшение города», — рассуждает Нестеренко.
Кстати, Нестеренко в свое время занимался проектированием театра. «Это было несколько десятков лет назад, еще при Раисе Беляеве. Место для него власти отвели в центре — где сейчас расположен ТЦ „Палитра“. Тогда я объездил много городов в поисках образа театра, встречался с режиссером театра на Таганке Юрием Любимовым, консультировался с лучшими технологами. Но тогда идея не воплотилась в жизнь. Отложили… Не хотелось бы получить дурной сон вместо воплощенной мечты», — говорит известный горожанин.
«Мы рады такому бурному обсуждению»
А вот что по поводу развернувшейся дискуссии сообщили агентству в проектной организации, ГУП «Татинвестгражданпроект».
«При проектировании этого объекта мы в первую очередь ориентировались на зрителя — его ощущения и эмоции, — сообщили в проектной организации. — Использование стекла подразумевает прозрачность, свежесть, чистоту и готовность быть в прямом диалоге со зрителем. Плюс немаловажным стало и само расположение объекта. Набережные Челны — молодой, динамичный город, и проект отображает современное настроение Автограда. Также при проектировании ориентировались на опыт западных коллег. Да, были и другие варианты оформления фасада здания, в том числе предложенные и самим руководством театра. Тем не менее, по мнению Министерства культуры РТ, наш вариант оказался более эстетичным».
В ТИГП заявили, что им нравится развернувшаяся дискуссия. Там отметили: «Здорово, что в Набережных Челнах появится новое здание театра, что наша республика активно поддерживает это направление. Нам же очень приятно, что проект вызвал такой резонанс. Хорошо, когда есть отклик у общественности».
Нет комментариев-