Что происходит?
На фоне санкций Россию покинули многочисленные иностранные IT-компании (поставщики техники и разработчики ПО), продуктами которых мы пользовались годами.
О приостановке продаж своего программного обеспечения в РФ объявила Microsoft, компания Adobe прекратила продажи, схожие шаги предприняли Cisco, Intel, AMD и многие другие.
Частично или полностью перестали работать (в большинстве случаев из-за блокировок Роскомнадзора) такие иностранные ресурсы, как Instagram, Facebook, Tik-Tok и Twitter. Обсуждается вопрос блокировки видеохостинга YouTube.
Теперь перед Россией стоит непростая задача по выстраиванию своего цифрового мира, не завязанного на иностранных IT-компаниях. «Снег» решил разобраться в том, есть ли у нас для этого необходимые ресурсы, и как Татарстан, давно наработавший себе славу «высокотехнологичного региона», может ускорить этот процесс.
Как видит ситуацию IT-бизнес
«Будущее IT-бизнеса в России и Татарстане - плюс-минус однозначное. Я исхожу из того, что у государства сейчас появилась хорошая возможность консолидировать работу IT-компаний для того, чтобы заместить все те информационные и вычислительные системы, которые нам поставляли с Запада, — комментирует основатель и генеральный директор ГК Innostage Айдар Гузаиров. — Сейчас необходимо полностью перестроить работу отрасли на то, чтобы максимально быстро поддержать наш экономический потенциал и заместить какие-то критические системы. Отмечу, что стоит большой вопрос доверия к западным системам, связанный как с информационной безопасностью, так и с гарантийными обязательствами. В целом, айтишники в России сейчас будут на вес золота».
В свою очередь, эксперт в IT-отрасли Рустем Гараев считает, что в условиях новой экономической реальности, IT-сектор вполне может стать для России драйвером развития: «У нас самые талантливые люди, в особенности, программисты и другие IT-специалисты. Обстановка, которая создается в стране, благоприятствует и способствует тому, чтобы отрасль (более того, при поддержке государства) сейчас выходила на первый план».
«С большей вероятностью в ближайшей перспективе следует ожидать удлинения цепочек поставки IT-оборудования и софтверных решений, которые станут обходными и непрямыми. Также ожидаема смена вектора при масштабировании российского бизнеса, выстраивании партнерских взаимодействий в сторону лояльных России регионов Азии, Ближнего Востока и постсоветского пространства», – делится своим прогнозом руководитель группы компаний ICL Виктор Дьячков.
Слышит ли айтишников государство?
По словам экс-советника президента РФ по развитию интернета Германа Клименко, судя по тому, что уже на четвертый день санкций были приняты льготы для IT-сектора, государство осознает важность отрасли: «Если мы говорим про интернет-индустрию, нам в принципе хватило бы отмены НДС, как у ресторанов. Собственно говоря, несколько даже обидно, потому что мы хуже ресторанов, получается. Единственное, что нам нужно — это отмена НДС, потому что у нас на пороге вопрос хоть какого-то выравнивания зарплат. С каждым скачком доллара мы становимся неконкурентоспособными, люди уезжают именно поэтому. Отмена НДС была бы очень разумным шагом, тем более не так велик этот кусок пирога, который приносит наш сектор».
По мнению Айдара Гузаирова, у руководства страны и республики есть понимание, что в нынешних условиях IT — одно из ключевых направлений развития российской экономики: «В небывало короткие сроки подписан указ президента о поддержке IT-отрасли. Я считаю, что первое лицо страны дало всем ясно понять о своих приоритетах. Это один из первых указов об отраслевых поддержках в России».
Генеральный директор группы компаний «Эттон» Ефим Климов считает, что меры поддержки отрасли за 20 лет ее существования можно назвать беспрецедентными: «Большой отклик среди сотрудников нашей компании нашли озвученные недавно правительством страны меры поддержки ИТ-специалистов. Сейчас важно получить пояснения и условия по каждому пункту, чтобы было точное понимание применения той или иной меры поддержки».
«Имеющиеся на сегодняшний день меры поддержки еще не такие сильные в части их фактического применения, — считает Рустем Гараев. — Думаю, они будут усиливаться по мере того, как наше республиканское и федеральное руководство будет все больше и больше убеждаться, что IT — важнейшая отрасль для всего: безопасности, функционирования, жизни и так далее. Цифровизация уже проникла во все сферы жизни, и невозможно ее не развивать. Уход с рынка некоторых функций и компаний показывает нам, сколько неудобств для граждан создает отсутствие отечественных разработок, необходимых для общества. Обязательно надо развивать IT-сферу, у нас нет другого выхода».
«Для того, чтобы сейчас создать новый продукт и выпустить его на российский рынок, требуются колоссальные временные расходы и большие инвестиции, и любой предприниматель должен отдавать себе отчет, как он эти инвестиции отобьет. Если государство сможет выступить неким инициатором для гарантированного спроса, оно очень сильно поддержит отрасль. Насколько я знаю, это уже обсуждается и на уровне Минцифры России, и на уровне крупных госкорпораций», - констатирует Айдар Гузаиров.
Татарстанский флаг цифровизации
«Наши компании участвовали в реализации государственных ИТ-проектов и цифровизации промышленности. Это можно тиражировать по всей стране, — предлагает Ефим Климов. — В текущей ситуации республиканская ИТ-отрасль должна выступить неким фундаментом. Все-таки многие процессы завязаны на цифровых технологиях, которые нуждаются в срочном импортозамещении».
«Татарстан уже давно поднял для себя флаг цифровизации и, безусловно, выделяется среди других регионов России. Важно, что наша республика готовит кадры для IT-отрасли, — комментирует Айдар Гузаиров. — Мало того, что здесь много IT-компаний, которые работали как на зарубежный рынок, так и, преимущественно, на российский, а не только татарстанский, есть еще и приток свежих кадров.
Какое время нам понадобится для того, чтобы угнаться за западными технологиями — самый важный вопрос. Это точно не месяцы. Но все, что сделано Западом - сделано людьми, и мы тоже способны сделать многое. Проблема в том, что рынок России значительно меньше, чем мировой, поэтому нужно думать о консолидации и государственной поддержке, другого выбора у нас нет. В будущем, надеюсь, образуется экспортный потенциал, если мы научимся работать в новых условиях».
«В Татарстане неплохой университет и ряд других учебных заведений. Вас нельзя назвать самыми лучшими, Москва все-таки помощнее, но если убрать Москву, то вы вполне смотритесь, — говорит Герман Клименко. — На мой взгляд, вы одинаково хорошо выглядите по сравнению с лидерами. Татарстан — достаточно успешный регион в этой отрасли, вы не противоречите никаким законам урбанистики».
«Татарстан всегда был оплотом айтишного развития, чего стоит технопарк «Идея» или Иннополис. Все IT-движения всегда поддерживались республиканским руководством и компаниями. Поэтому Татарстан может быть драйвером для всей страны», - резюмирует Гараев.
Более детально о конкурентных преимуществах Татарстана высказался руководитель группы компаний ICL Виктор Дьячков. Он перечислил следующие факторы:
- Высокий уровень подготовки квалифицированных кадров в области IT. Если говорить о фундаментальных исследованиях, то в Татарстане представлена сильная школа, родоначальником которой можно считать Н.И. Лобачевского. Она базируется в Казанском федеральном университете. Базовые навыки в области разработки и внедрения ИИ также осваиваются на учебных программах Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева. Прикладные исследования на уровне разработки и апробации технологий проводятся в университете «Иннополис».
- В Татарстане функционируют зрелые IT-компании, которые занимаются апробацией и внедрением технологий ИИ.
- В республике имеется большой комплекс предприятий и организаций, где существуют свои центры, которые занимаются доработкой и внедрением IT. К таким отраслям можно отнести нефтяной комплекс, которые, к примеру, активно создают мощные центры обработки данных для решения внутренних задач. В машиностроении есть кейсы по автоматизации процессов, внедрению ИИ для ERP-систем, в области прикладного ПО. В банковском секторе присутствует внедрение роботизации, автоматизация банковских процессов, начиная от обработки чеков до оптимизации рутинных операций. ИИ активно внедряется в ритейле, а также в области аграрного сектора, где разработки находятся на стыке промышленного интернета вещей и обработки больших данных.
- Поддержка со стороны региональных органов власти. В регионе есть Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи, которое предпринимает большие усилия по развитию ИИ в работе государственных органов, одним из которых является и весомый PR отрасли, направленный на привлечение молодёжи, компаний в республику, пропагандирование значимости ITдля решения огромного спектра задач.
Фото на постере: Владимир Васильев