Владелец электротипографии «Умид», что располагалась на улице Захарьевской (ныне — Каюма Насыри), в доме Галиевых, Камиль Фатыхович Баширов вряд ли полагал, что детище его проживет более века и станет частью Госархива сегодня. Выпуская книжицу, он преследовал лишь одну цель — заработать. И судя по объему рекламы на пожелтевших страничках, Камиль-эфенде весьма в этом деле преуспел.
«Люди не всегда готовы распрощаться с такими вещами»
Путеводитель обнаружил первый директор музея Габдуллы Тукая Усман Хабибуллин в маленькой деревне Чури-Бураш в Апастовском районе Татарстана в 1970 году. Работал он тогда в Институте языка, литературы и искусств имени Галимджана Ибрагимова в отделе истории, а потому ходил в археографические экспедиции на поиски подобных вещиц. Занимались экспедициями, рассказывают в Госархиве, лишь три организации: КФУ, Национальная библиотека РТ и институт имени Ибрагимова.
«Таких документов по территории Татарстана в экспедициях было найдено довольно много. Передала этот путеводитель в руки Усмана Акрамовича жительница Чури-Бураш Малика Хасанова, — рассказывает главный архивист отдела по исполнению запросов генеалогического характера Госархива РТ Рузаль Файзрахманов. — Знаете, люди ведь не всегда отдают такие вещи. Нужно уметь разговаривать с ними, чтобы они доверились и отдали столь уникальные документы. Усман Акрамович это умел».
Татарский, который трудно прочесть
Арабская графика, на которой в путеводителе написан татарский текст, была для книги спасением. Сегодня, да и лет тридцать назад, уже мало кто мог прочесть «дореволюционные» тексты на татарском. А поэтому нередко записывали книги в ранг священных, сродни Корану, и бережно хранили десятилетиями, а то и больше.
«В деревне находится эта книга у этой женщины — и она знать не знает, что это за книга в принципе. Для них вся эта графика — удивительная, обязательно какая-то религиозная. Слышали историю про Башкирию, где семья больше 100 лет поклонялась Уголовному кодексу в арабской графике, считая его старинным Кораном? Я думаю, это был не единичный случай», — отмечает Рузаль Файзрахманов.
Потрепанная книжица, полная арабской вязи и рекламных рисунков, пролежала у Усмана Хабибуллина до его смерти. Семья ученого в числе других документов передала ее в архив.
Рассказы о Казанском ханстве, расписание проповедей и реклама пивоваренного завода
Обложка путеводителя «Вся Казань в кармане» открывается в непривычную для всех, кто читает слева направо, сторону. И начинается справочник с основ — на первых страницах рассказывается о Казанском ханстве. Можно увидеть фото Казанского кремля 1914 года. Есть глава и о взятии города Иваном Грозным.
Как и положено справочнику, на страницах — информация об основных достопримечательностях города. Путеводитель предлагает посетить башню Сююмбике, Спасскую башню, музеи. Пара страниц, посвященных Суконной слободе, рассказ о Старо-Татарской. Список мечетей, которые действуют в Казани, и перечень тех, где проводятся проповеди по пятницам, с фотографией мечети Сенного базара и под оглавлением «Места только для мусульман».
Не смущало, видно, издателей соседство списка мечетей и рекламы пивоваренного завода. Товарищество «Жигулевскаго» завода со страниц справочника хвасталось, как бы сейчас сказали, мощностью производства — более «трехъ миллiоновъ ведеръ въ годъ». Хотя, отмечает Рузаль Файзрахманов, путеводитель также иллюстрирован, а ведь в исламе изображения, в первую очередь людей, запрещены.
Вот на странице, отведенной под рекламу готового платья товарищества Либас коммерсанта Хамматова, нарисован татарский денди при параде. Текст обещает: «Мужские пальто от 12 рублей. Англейский драповый пальто, модный рисунок. Прием заказов на всевозможные формы по парижским журналам». А вот еще господа в цилиндрах рекламируют фотоаппараты Генриха Герингслаке.
Заметно, что аудиторией своей издатель выбрал явно не приезжих, не туристов, ведь в справочнике — информация, необходимая в первую очередь жителям города. Есть адреса объектов государственного управления. В списке этих адресов на первом месте адрес губернской канцелярии и адрес квартиры губернатора в Кремле. Есть и телефон приемной. А еще — расписание пригородных поездов.
Казанская реклама начала века
Рассматривая рекламные страницы, невольно проводишь параллели с нынешним продвижением. Вот слоган на татарском арабской графикой «Зачем мы платим больше?» сразу напоминает о навязчивом современном: «А если не видно разницы, зачем платить больше?»
Несколько разворотов выкупили для рекламы своих услуг женщины-врачи. Принадлежность доктора к женскому полу подчеркивалась особо — ведь это обеспечивало поток пациенток-мусульманок. Врач с фамилией Девлетгельдеева указывает и телефонный номер: 10-13. Прогресс, да и только.
Кроме рекламы одежды, обуви, канцелярских товаров, фотоаппаратов, швейных машинок и услуг, особняком на многие страницы растянулось продвижение, как бы сегодня сказали, «коучей». Людей, которые продают свои знания, и порой в весьма экстравагантных направлениях.
Например, некто Шиллер-Школьник предлагает обучиться курсам гипнотизма всего за два рубля вместо 12. В обширной программе обучения, кстати, значится и урок по чтению мыслей. «Коуч», который называет себя психо-френологом, обещает сертификат с «золотымъ тиснениемъ» и приводит благодарности тех, кто курсы прошел (совсем как некоторые в Instagram). Казимир М. Росало из Батума шлет психо-френологу сердечную благодарность за сей курс гипнотизма — в путеводителе размещен его отзыв.
Еще один господин предлагает услуги распознавания характера по почерку и тоже приводит отзывы тех, кто анализ по почерку уже получил. Наставница пансиона «Мишке» П. П. Кейвъ, судя по настоящему отзыву, просто в восторге.
Есть и продажа книг. Например, 2 тома «Путь к счастливому супружеству» (проблема, актуальная и по нашим временам) за 50 копеек помогут исключительно удачно выбрать мужа или жену. А за 1 рубль можно было купить «Новую кабалистическую астрологию».
Такие документы дают толчок для дальнейших исследований. Если будешь делать историю какого-нибудь дома, всегда можно узнать, что там находилось ранее. Мы узнали из этой книги, что адмиралтейство существовало в Казани до 1893 годаРузаль Файзрахманов
Цена путеводителя в те времена составляла 12 копеек. Но сегодня его ценность еще не определена, отмечают в Госархиве РТ.
Нет комментариев-