Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

А не зря ли ругаем? Какие проекты представила в финале I молодежной биеннале казанская архитектурная школа

А не зря ли ругаем? Какие проекты представила в финале I молодежной биеннале казанская архитектурная школа
В Иннополисе третий день продолжает работу I российская молодежная архитектурная биеннале. Накануне осмотрели конкурсные проекты финалистов и приняли участие в пленарном заседании выставки Президент РТ Рустам Минниханов и министр строительства России Михаил Мень.

Познакомившись с идеями молодого поколения архитекторов, глава Татарстана пришел к выводу, что в противоположность им, как и представления об архитектуре большинства, взгляд и подход к образованию будущих градостроителей в классических вузах устарел, поэтому специализированным учебным заведениям необходимо поменяться сообразно требованиям времени.

Корреспондент «Татар-информ» попыталась выяснить степень соответствия или, наоборот, несоответствия архитектурно-строительного образования в Татарстане современным веяниям.

Итак, российская молодежная архитектурная биеннале проводится впервые. Она организована по инициативе и при поддержке Министерства строительства России, а также Правительства Республики Татарстан ради вовлечения в практическое градостроение молодых архитекторов

В Иннополисе представлены 29 проектов-концепций современных комфортных жилых кварталов, выполненных финалистами конкурса из 12 регионов России. Всего организаторы рассмотрели 377 заявок из России и 11 иностранных государств.

По условиям конкурса, его участниками могли стать архитекторы не старше 35 лет с дипломами не ниже бакалавра. Каждый из них получил по 200 тыс. рублей на разработку и визуализацию своей идеи по общему для всех конкурсантов заданию – создать современную концепцию жилого квартала для комфортного города. Над проектами архитекторы работали в течение двух месяцев. Один из 30 первоначально отобранных в финал претендентов был дисквалифицирован и сошел с дистанции (команда из Санкт-Петербурга).

В сухом остатке как высокие гости, так и посетители биеннале могут познакомиться с 12 концепциями архитекторов и архитектурных коллективов из Москвы, 5 из Санкт-Петербурга, 3 из Уфы, 2 из Казани, по одному проекту представили участники из  Иркутска, Курска, Новосибирска, Владикавказа, Воронежа, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга.

Казанский архитекторский коллектив Владислава Куликовского, Арсена Хаирова, Михаила Капитонова и Тимура Степанова решил задачу комфортной жилой застройки с помощью создания разных по форме и композиции небольших кварталов с собственными небольшими дворами, но при этом одной общей пешеходной зоной с прудом и спортивными площадками в центре. По мнению авторов, такой подход позволит одновременно сделать квартал интересным для разных групп населения и сосредоточить весь шумовой фон в одном месте, причем так, чтоб он не мешал жителям каждого из микрокварталов. К слову, результатом архитекторской мысли этой команды является и сам Иннополис, в котором проводится I российская архитектурная биеннале.

Очень хорошей работой во время экскурсии по биеннале для Президента РТ и министра строительства России назвал председатель жюри, московский и немецкий архитектор Сергей Чобан концепцию еще одного финалиста из Казани – Анастасии Яременко.

Здесь, с одной стороны, речь идет об очень интересных внутренних дворах – непрямых, нерациональных, а таких вот живописных, красивых. И макет интересно сделан – ближе к зиме. Видно на самих чертежах, что в структурах домов идет поиск традиций исторического города Казани. Исследование на эту тему можно переместить на застройку новых кварталов, новых фасадов», – пояснил Сергей Чобан.

Помощник Президента РТ, содиректор I российской молодежной архбиеннале Наталия Фишман, со своей стороны, подчеркнула, что самое главное общественное место в районе в этом проекте – бассейный комплекс с сауной и прочими атрибутами. Так что проект по сути возрождает общественные бани.

Я хочу обратить внимание на этот проект, потому что он важен, поскольку зимний. Это очень важное решение: сколько архитекторов ни спросишь проект, все время летние. А летом все хорошо смотрится. Но у нас три месяца лето – сделайте так, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть зимой», – отметил плюс идеи Анастасии Яременко и министр строительства России Михаил Мень.



Официально этими двумя концепциями число казанских архитекторов, вышедших в финал биеннале, исчерпано. Однако, как удалось выяснить корреспонденту ИА «Татар-информ», презентующий свою идею от Москвы тандем Натальи Саблиной и Тимура Черкасова не является московским даже наполовину. Наталья – выпускница Казанского государственного архитектурно-строительного университета, а ныне основатель своего архитектурного бюро, а Тимур – архитектор родом из украинской Полтавы.

Фактически казанско-полтавский проект оказался одной из трех футуристических идей среди 29 концепций-финалистов. Визуально, он стал самым оригинальным решением биеннале, напоминающим не то художественно разорванный лоскут, не то нервную клетку.

«Здесь некое решение сделать внутренние дворы оазисами между домами и создать систему коммуникаций между ними. Коммуникации идут не только по земле, а на двух уровнях – есть на уровне земли связь между кварталами и есть по воздуху. Это такое красивое интересное решение, но, конечно, не для сегодняшней жизни. Это одна из трех работ в визионерском решении», – прокомментировал к тому же еще и подсвечивающийся макет Сергей Чобан.

Как пояснила корреспонденту «Татар-информ» Наталья Саблина, этот удивительный и удивляющий проект стал результатом накопленного опыта ребят по участию в различных конкурсах и уже реализованных проектов. При этом, как подчеркнула собеседница, макет представляет собой не полностью готовый облик квартала, а лишь модель циклофизического гибрида. Чтобы объяснить задумку авторов более доступно, была бы очень кстати проекция в виртуальной реальности, но, увы, у ребят не хватило времени подготовить еще и ее к биеннале. А то можно было надеть очки и погулять по уже существующим домам с окошками, террасированием, крышами.

Это внедрение инновационного квартала в экстремальные условия – затухающая природа, например, или квартал, который окружен промышленным кольцом. В общем, в негативные условия, где люди живут в девяти- или пятиэтажках. Наш квартал, как стволовая клетка, внедряется и начинает регенерацию и реновацию архитектуры и рекультивацию природы, чтобы оживить все окружающее пространство. Концепция абсолютно оправдана, все технологии известны. Так, мы говорим о том, что вся существующая архитектура является пищей для городов будущего. И не должно быть такого, чтобы просто снести и вывезти на помойку. Мы должны зациклить наши процессы, сделав так, чтобы вся существующая архитектура работала на создание новой архитектуры. Поэтому у нас идет вторичное использование материала девятиэтажек для строительства новых домов. Здесь мы показали фазу, когда остается только два этажа – 6 метров, а также все, что остается от этих многоэтажек, потому что была проделана огромная работа (вырыты котлованы, поставлен фундамент), и было бы странно отказываться от этого преимущества, которое существует на территории. Эти объекты мы полностью трансформируем под социальные, общественные пространства. А из б/у материалов строят что-то новое. Например, лестничные пролеты, лестничные клетки можно использовать полностью в новых домах панели – тоже. Все остальное, что не используется (например, колонны), перерабатывается и создаются новые конструкции для строительства новых домов», – заинтриговала действительно оригинальным подходом Наталья Саблина.

Внедрение подразумевает и трансформацию одного из промышленных заводов неблагополучного квартала в завод переработки строительных элементов, а также создание лаборатории вблизи от него, где ученые будут изучать и проводить рекультивацию территории и реновацию архитектуры.

«Всегда существует природный ресурс вокруг выбранной территории – река, поляна, роща, какой-либо парк. Первый уровень нашей экосистемы – внедрение жилого квартала в природный ресурс. На первом этапе максимально общественное пространство, где кипит вся жизнь, проходят коворкинги и т. д. И обязательно соединение с другими жилыми кварталами, существующими вдалеке или рядом. Второй уровень экосистемы – это соединение общественных пространств, более приватных для этих новых домов, то есть создание нового сообщества на всех уровнях. Второй и третий уровни экосистемы материальны (визуальны после реализации проекта)»,  – попыталась разъяснить собеседница полет архитектурной мысли дуэта.

К слову, Наталья полагает, что футуристический вид концепции не скажется на шансах тандема на победу. Тем не менее, конкурсного смотра проекта ждала с большим волнением. Не меньше и ожидание встречи со своими преподавателями из КГАСУ: девушка не сообщала им о своем участии в биеннале, но предполагает, что в силу своих интересов они могут прийти и увидеть ее работу среди 28 других концепций.  С особой благодарностью теперь уже москвичка Наталья Саблина вспоминает старшего преподавателя кафедры графического моделирования Ильнара Ахтямова, доцента кафедры архитектурного проектирования, кандидата архитектуры Марину Забрускову и заведующую кафедрой «Теория и практика архитектуры» Галину Айдарову.

Три проекта молодых проектировщиков из Татарстана, вышедшие в финал из 377 изначально поданных заявок, это целых 10 процентов от итогового количества реальных претендентов на звание лучшего молодого архитектора страны. Учитывая, что только российских субъектов 85, а заявки на участие в конкурсе подавали также представители 11 зарубежных стран (ни один из которых, кстати, не вышел в финал), архитектурное образование республики не кажется таким уже устаревшим и неконкурентоспособным в современном мире.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев