Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

17-кратная батыр сабантуев Фания Залялова: «Хоть привяжи меня — сердце рвется на ковер!»

17-кратная батыр сабантуев Фания Залялова: «Хоть привяжи меня — сердце рвется на ковер!»
В татарской деревне Кугарчино в Рыбно-Слободском районе есть уникальная традиция — женщины наряду с мужчинами занимаются национальной борьбой на поясах. На местном Сабантуе проходят и мужской, и женский турниры. Уже почти 20 лет титул батыра ежегодно забирает Фания Залялова.

«Операция в мае, а в июне иду на майдан» 

Село Кугарчино — одна из самых крупных и знаменитых деревень Татарстана со своей богатой историей и традициями. Особенно летом название этого села на слуху — из-за его жительниц, которые наряду с мужчинами любят состязаться в татарской национальной борьбе на поясах. Это не какая-то шутка или шоу, женская борьба в этом селе существует еще с 1986 года и проходит по всем правилам. Фания Залялова почти 20 лет не пропускает ни одного турнира и почти каждый год побеждает. Всего два раза ей пришлось уступить первенство — как сама говорит, по объективным причинам.

«Очень люблю борьбу! Безумно! — признается Фания апа. — Каждый год обещаю себе — не пойду, не буду участвовать, но стоит оказаться на празднике, тут уже хоть привяжи меня — сердце рвется на ковер!»

Фания апа внешне совсем не похожа на борца: худенькая, хрупкая, весит всего 66 килограммов. Но это не мешает ей каждый год практически без подготовки проходить все поединки, одним движением бросать соперниц на землю и уносить на плечах традиционный приз — упитанного барашка.

«В нашем селе женская борьба стала традицией. Я уже 19 лет участвую, а борьбу устраивали еще за много лет до этого. В этом году собиралась отметить 20-летний юбилей, но вот из-за пандемии Сабантуй отменили. Всего два раза становилась вторым батыром. Один раз вышла против мастера спорта, а второй раз уступила из-за травмы ноги», — рассказывает она.

По словам спортсменки, очень часто ей приходится выходить на ковер после операции или какой-нибудь травмы. Но даже рискуя здоровьем, она не может отказаться от удовольствия еще раз поучаствовать в соревновании. «Три-четыре года подряд, все время после операции. Операция в мае, а в июне иду на майдан. На Сабантуе Салавата Фатхутдинова было так же. Перед этим перенесла очень опасную операцию, чуть не умерла. Но ведь сердце просит, хочется! Так хочется на борьбу, аж до слез. И я вышла! И среди 24 женщин взяла первое место! Кого там только не было, со всей округи были участницы», — вспоминает она.

На следующий год в мае ей прооперировали палец. В татарской борьбе на поясах борцы плотно наматывают полотенца на кисть руки. Фание апа из-за пальца пришлось привязать это полотенце к предплечью.

«Конечно, было опасно. Меня все отговаривали. Подошел певец Ильназ Минвалиев, говорит: “Фания апа, сейчас я тебя закрою в машине, привяжу за руки. Не пойдешь на борьбу! Почему ты себя не бережешь?” А я говорю: “Привяжешь — разорву, даже не старайтесь”. Это было неудержимое желание», — рассказывает она.

«Мама, прости, я опять боролась»

Кугарчино — родное село Фании Залиловой. Она выросла в семье, где было семеро детей. Братья все были борцами, а папа — судьей на всех сабантуях. После того как дочь начала заниматься борьбой и выходить на ковер, отец ушел из судейства, чтобы не говорили, что подыгрывает дочери.

В Кугарчино женская борьба проходит на таком же уровне, как и мужская. И призы равноценные, и традиционный барашек абсолютному батыру предусмотрен. Фания апа до сих пор помнит, как однажды ей достался племенной баран весом в центнер — несколько мужчин подняли и уложили барашка ей на плечи, и под таким весом 66-килограммовая Фания апа обошла весь майдан.

«Как-то соперница попросила — давай в этот раз ты мне уступишь первое место. А я говорю — хорошо, но ты сначала попробуй меня повалить, тогда получишь первое место, — вспоминает Фания апа. — Но, может быть, дальше и не получится так же участвовать, и возраст ведь идет. Я обещала себе, что 20 лет буду бороться. Если бы не эта пауза из-за пандемии, то сдержала бы слово. Что будет дальше — увидим. Но стоит пойти на Сабантуй, удержаться не могу, хочется хотя бы полотенце потрогать», — признается она.

Односельчане, родные переживают за спортсменку, боятся за ее здоровье. «Мамочка покойная просила — хватит, дочка, больше не ходи». Я ей клялась, что не пойду, а сама не могла устоять и участвовала в турнире. Прихожу домой, маме говорю — прости, я опять боролась. Она мне говорит: “Дочка, я не ругаю за то, что боролась, просто боюсь, что повредишь себе что-нибудь”», — вспоминает наша героиня.

Она сетует, что сейчас борьба проходит не на траве, а на матах. «На матах не так "вкусно”. Вот ты попробуй шлепнуться на траву! Вот это настоящая татарская борьба. А на матах — поскользнулась, упала на мягкое. На траве даже запах борьбы вкусный! Именно так я люблю», — говорит она.

«И пошла со своими 66 кг против 120-килограммовой»

Несмотря на существующие правила, на женскую борьбу в селе Кугарчино допускают и представительниц других районов и деревень. «Сельчане были против участия чужаков. Это ведь наш Сабантуй. Но все равно пустили. Была женщина — мастер спорта. Я дала ей себя поднять и вышла с майдана. Они ведь знают все приемы. Выходят в защитном обмундировании. А мы что? Я утром приходила с работы, оттуда шла на Сабантуй. Никогда не готовилась заранее, никаких тренировок.

Но однажды меня к себе позвал борец Байрамгул абый и показал несколько приемов. Один из них я до сих пор использую», — рассказывает она.

В 2011 году в Мензелинске на Играх сельской молодежи Фания апа заняла третье место по республике. Она вышла против борчихи весом в 120 килограммов. «Это была борьба на поясах, в таком виде борьбы участвовала впервые. И борьбу такую увидела только там. Никогда не занималась борьбой на поясах», — вспоминает она.

По словам Фании апа, именно в Мензелинске был ее самый сложный и тяжелый поединок. Победа ей далась очень нелегко. «Был мучительный поединок. В деревне я так не старалась. Я выходила, поднимала и бросала. Все происходило быстро. Первенство никому не уступила. Если бы не травма ноги и не мастер спорта, я бы и их победила. В Мензелинске даже судьи, даже Рафкат Минниханов, подходили, уговаривали: “Фания, не ходи, она тебя покалечит”. Я сказала: “Все равно пойду”. И пошла со своими 66 кг против 120-килограммовой. Еще под ней осталась, выбралась и села на нее. Там все были в шоке», — рассказывает Фания апа.

На знаменитом на всю республику Сабантуе в селе Зюри Мамадышского района ей снова пришлось состязаться с мастерами спорта. Она заняла третье место в своей весовой категории. «Боролись очень страшно. У нас в Кугарчино не так. У нас все проходит душевно, красиво», — говорит она.

«Одним языком не победишь»

Фания апа, вам же известно, как относятся мужчины к женской борьбе. На пресс-конференции республиканского турнира «Манзара» журналист Айдар Шаймарданов в шутку сказал: «Женщине можно и не бороться, она и языком своим может победить». Он прав?

Нет, просто языком мужчину не победишь. Нас, женщин, не хотели пускать в татарскую борьбу, якобы не женское это дело. А вы представьте — в любом виде спорта есть женщины. Прочему татарская борьба должна быть исключением?

А сейчас и мужчины не соблюдают все правила — например, борются по времени. А ты борись, пока не упадешь без сил! Я не считаю правильным бороться с полотенцем, привязанным вокруг поясницы, борьбу с отсчетом времени.

Люди, может быть, осуждают, но я люблю борьбу. Пусть говорят что хотят. Вот две дочки мои борьбой заниматься не захотели. И на Сабантуй идут или после того, как я поучаствую, или вообще не приезжают. Говорят, что боятся за меня, вдруг травмируюсь или людей насмешу. А я им говорю: «Пока жива-здорова, никогда посмешищем не стану».

Некоторые мужчины объясняют свою позицию так: женщина — существо нежное, ей нельзя тяжелое поднимать.

Да, верно. Может быть, такие мужчины тоже есть, но я всегда сама тащила жизнь на своих плечах. Не хуже других. Сама зарабатывала, всем обеспечивала, на двух работах работала. Никогда не слышала, чтобы мужчины говорили: «Не работай, тебе тяжело». Поэтому такое отношение для меня немного необычно. Двух дочерей вырастила сама, слава богу.

Говорят, мужчины боятся сильных женщин. Боятся?

Иногда говорят: «Ты же борчиха, с тобой ругаться нельзя». Я им говорю, что никогда никому плохого не делала и не сделаю. Никогда не хвасталась, что борьбой занимаюсь. Иногда вот так сидишь, и вдруг кто-то скажет: «Эй, много не болтай. Она борчиха, возьмет и поколотит». Иногда мне не нравится, что меня называют борцом, получается, как будто хвастаюсь. Иногда могут взять и потрогать бицепсы. Думают, что у борца руки другие. Я им говорю — все равно я женщина.

«Унижают женщин, заставляя бороться в платье»

В некоторых селах женщины на борьбу выходят в юбке. Так правильно? Вы человек опытный, скажите, как должна одеваться женщина на борьбу?

Я тоже смотрела эти видео. Мне было очень стыдно. Почему ты выходишь на ковер и позоришь женщин? Сама в платье, все нижнее белье видно. Это же не борьба! Это просто издеваются, смеются над женщинами! Сельские советы неправильно поступили, устроив такое шоу. Там же видно, все зрители смеются.

А у нас такого нет. У меня есть своя форма для соревнований, спортивные костюмы. Председатель сельского самоуправления Альберт абый заказал специальные формы для женщин. Под тем видео кто-то написал: «Видимо, это женщины села Кугарчино». Я ответила этому человеку: «У нас нет таких бесстыжих женщин». У нас в юбке даже не пускают на майдан и сами женщины в таком виде не приходят. Есть пока совесть.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев