Татарский язык в игровой форме с использованием интерактивных материалов, красочных учебников и рабочих тетрадей с раскрасками изучают русскоязычные ученики начальной школы в Татарстане. Уникальность методики заключается в ее простоте.
«Мы включили в программу минимум грамматики. Что это значит? За первый класс лексический материал составляют всего 150 слов и 30 выражений. Зато они максимально используются в разных ситуациях. Оперируя ими, дети могут рассказать о себе и поддержать разговор на разные темы», – рассказала педагог татарского языка и литературы казанской школы № 39 Рушания Гаппасова.
Собеседница ИА «Татар-информ» проработала педагогом татарского языка и литературы 24 года. Она стала соавтором методики «Салям». Учебно-методический комплект состоит из интерактивных игр, аудиозаписей, ярких учебников, рабочих тетрадей с картинками для детей, а также книги учителя и карточек с наглядным материалом для работы на уроках.
Нас пригласили в начале 2016 года. В группу разработчиков сначала вошли пять человек, сейчас нас уже восемь. Это преподаватели татарского языка из разных школ города. 39-й лицей представлен двумя педагогами – мной и Гульназ Кашафутдиновой, есть представители 2-го лицея, 33-й и 9-й школ. За год мы написали учебник для первого класса, разработали учебник для второго класса. Уже закончили работу над учебниками для третьего и четвертого классов. Сейчас над ними работают дизайнеры», – сказала Рушания Гаппасова.
Впервые апробация новых учебных комплектов для ребят из Татарстана прошла в прошлом учебном году. По учебникам «Салям» занимались 150 казанских первоклашек. С ними работали 11 педагогов, которые прошли специальное обучение. Программа получила положительные отклики родителей ребят. Взрослые заметили интерес малышей к предмету. В этом году те же самые дети и учителя продолжают апробацию учебно-методических комплектов, только уже во вторых классах. В настоящее время аналогичные комплекты разрабатываются для учеников 5 - 6 классов. В ближайших планах – разработка учебников для татароязычных групп.
Дети не могли самостоятельно выполнять домашнюю работу
Авторы инновационной методики обучения татарскому языку в начальной школе разработали красочный сайт sealam.tatar. Ресурс по достоинству оценили школьники и их родители. Здесь ребята могут закрепить пройденный в школе материал в игровой форме, послушать понравившиеся песни.
«Раньше было много жалоб от родителей на то, что дети не могут делать домашнюю работу сами. Наша разработка позволяет ученикам начальной школы выполнять домашние задания без помощи взрослых. На уроках мы мало пишем и много говорим. Занятия основаны на игровых и коммуникативных технологиях, жизненных ситуациях. Детям не остается ничего, кроме того, как говорить на татарском. Они должны говорить, используя те слова и выражения, которые знают», – пояснила педагог школы № 39.
По словам одного из разработчиков методики «Салям», задания в рабочих тетрадях направлены на развитие детской фантазии. Они очень простые. Дети пишут о себе, рисуют, а потом об этом рассказывают. Бывают уроки, на которых школьники не только фантазируют, но и выражают свои мечты посредством тех слов, которые уже знают.
«Один мой ученик нарисовал планету в виде чашки. Летом здесь вместо дождя с неба падают мандарины, а зимой – огурцы и печенье. На уроках мы поем песни, которые легко запоминаются. Ребята не только поют, но и выполняют простые танцевальные движения. Иногда они надевают костюмы», – продолжает рассказ Рушания Гаппасова.
На уроке ребенок говорит не менее двух минут
Есть одно обязательное условие – на каждом уроке каждый ребенок должен говорить не менее двух минут. Так дети учатся общаться. На занятиях ребята не только слушают речь учителя, но и аудиозаписи с голосами взрослых, детей, животных.
«Считаю, что у ребенка можно пробудить интерес и любовь к татарскому языку. Чтобы уроки были интересными, учитель должен приходить на них хорошо подготовленным. Нужно постоянно быть в движении, мотивировать детей к новым знаниям», – отметила преподаватель татарского языка.
Рушания Гаппасова призналась, что ее всегда волновал вопрос – почему дети после учебы в школе не разговаривают на татарском языке? Педагог считает, что проблема в отсутствии должной мотивации и языковой среды. Русскоязычные дети разговаривают на татарском языке только на уроках. Дома и в кругу друзей они разговаривают на русском языке.
Сейчас по программе “Салям” в нашей школе занимаются пять первых классов, в одном втором классе проводится апробация. В этом году родителям детей был предоставлен выбор. Во 2 “Б” классе ни один родитель не отказался от изучения татарского языка. Программа очень интересная, захватывающая, и все видят результаты. Дети разговаривают на татарском, поют песни, понимают татарскую речь», – сообщила учительница.
Сейчас для второклашек 39-й школы уроки татарского языка проходят два раза в неделю вместо четырех уроков, как это было раньше. Собеседница ИА «Татар-информ» считает, что этого недостаточно для того, чтобы дети хорошо освоили второй государственный язык.
Мнения детей
Ученик 2 "Б" класса казанской школы № 39 Макар Емельянов:
Мне нравится на уроках татарского языка. Мы играем в разные игры, учим классные песенки и работаем. Я уже знаю много слов: алма – это яблоко, куян – это заяц, а аю – это медведь. Я очень люблю татарские сказки. Особенно мне нравится «Шурале».
Ученица 2 "Б" класса казанской школы № 39 Климентина Петренко:
Татарский язык – это мой любимый урок в школе. Мы на уроке учим песни, играем, что-то пишем, узнаем новое. Я знаю много песен на татарском языке и татарские сказки про Водяную и Шурале.
Ученица 2 "Б" класса казанской школы № 39 Кира Тарасова:
Я люблю татарский язык. Мне он нравится потому, что изучать его интересно. У нас есть в рабочих тетрадях разные разукрашки. На уроках всегда интересно. Мы отвечаем на вопросы учителя, читаем стихи, поем песни.
Нет комментариев-