Для первого собрания кредиторов Татфондбанка (ТФБ) был выбран «Баскет-холл». Место однозначно удачное, за счет расположения в центре города, хорошей акустики и достаточного количества сидячих мест для пришедших кредиторов.
На входе — проверка безопасности, то есть проход через металлические рамки и досмотр личных вещей. Две женщины после проверки обменялись мнениями: «И чего нас проверять?» — «Да, все уже вытащили, еще чего-то ищут».
Главный вопрос на повестке дня — определение состава кредиторов. Принять участие в голосовании могут только зарегистрированные кредиторы. Для этого в холле выставили в ряд несколько столов, где можно было оставить свои данные и взять бюллетени для голосования.
Часть отметившихся людей проходили в зал, где могли занять места в центре арены или по бокам, на трибунах. Другие обменивались мнениями о проходящем собрании в кафе, а третьи дошли до информационного стенда. Там разместили отчет конкурсного управляющего, коим является Агентство страхования вкладов (АСВ), на 1 июля 2017 года. Здесь же кредиторы оставляли адреса электронной почты, чтобы ознакомиться с результатами отчета дома.
Обстановка в зале напряженная — все ждут прихода представителей конкурсного управляющего. Стол для них поставили в центре арены, а по бокам сидят охранники и четыре работника «Скорой».
С опозданием в 15 минут собрание началось. За главного в президиуме из четырех человек — Андрей Кортиков. Он объяснил присутствовавшим стандартную процедуру ведения подобных мероприятий — объявление требований законодательства по каждому вопросу повестки, а после — добровольные выступления кредиторов.
Факт первый. 13 триллионов копеек Татфондбанка
В самом начале 5-часового собрания вкладчиков ТФБ заместитель директора департамента сопровождения ликвидационных процедур АСВ Андрей Кортиков рассказал о масштабах проблемы. По его словам, в настоящее время насчитывается 15 тыс. 265 кредиторов Татфондбанка 1 и 3 очереди, а общая сумма их требований составила 130 млрд рублей. Андрей Кортиков объяснил, что в соответствии с этой суммой АСВ установило принцип голосования кредиторов, при котором 1 голос равен 1 копейке. Таким образом, общее количество голосов оказалось равно 13 трлн (копеек).Факт 2. На момент банкротства ТФБ имел активов почти на 215 млрд рублей
Представитель АСВ Михаил Захваткин рассказал кредиторам ТФБ о работе конкурсного управляющего банка и огласил те данные, на которые опирается Агентство по страхованию вкладов при принятии решений в отношении Татфондбанка. По его словам, на 11 апреля 2017 года у Татфондбанка было 88 обособленных подразделений, в том числе 5 филиалов, 32 операционных офиса, из них к 1 июля закрылись 79 структурных подразделений.В то же время, балансовая стоимость активов ТФБ составляла 214 млрд 780 млн 98 тыс. рублей. Также Захваткин коснулся и темы кредитного портфеля Татфондбанка. «По состоянию на 1 июня 2017 года кредитный портфель банка состоит из 78 тыс. 449 кредитов общей стоимостью 113 млрд 387 млн 602 тыс. рублей. Из них юридическим лицам предоставлено 1539 кредитов, остальные кредиты были выданы физлицам. За период конкурсного производства полностью погашена задолженность по 2 тыс. 197 кредитам на сумму 1 млрд 31 млн 468 тыс. рублей», — заявил Захваткин. Что стало с этими богатствами выступающий не объяснил.
Многие кредиторы начали покидать зал, устав от монотонного голоса докладчика из АСВ и большого количества цифр в документации. Думается, что бывшие вкладчики знают этот отчет наизусть, а на собрание пришли ради голосования.
После отчета к микрофонам подтянулись выступающие, многие из которых порядком утомили присутствующих. Увидев, что кредиторы расходятся, представители АСВ не раз обращались оставаться в зале и подождать разбора основного вопроса — кто же войдет в состав кредиторов.
Факт 3. Первые выплаты кредиторам начнутся в конце сентября, «превышенцы» в приоритете
Помимо статистики, Михаил Захваткин рассказал и о том, когда вкладчики смогут вернуть свои деньги. «Выплаты кредиторам должны начаться в конце сентября текущего года», — рассказал представитель АСВ.Первыми деньги получат физические лица, у которых на счетах в ТФБ было более 1,4 млн рублей. (Суммы до 1,4 млн рублей автоматически страхует АСВ, — прим. ТИ). После них деньги должны вернуть сотрудникам самого ТФБ, которым недоплатили зарплату, также начнутся выплаты по решениям судов. Затем очередь должна дойти и до юридических лиц, многие из которых являются предпринимателями.
Факт 4. Комитет кредиторов будет состоять из пяти человек
Одним из самых дискуссионных вопросов стал количественный состав комитета кредиторов ТФБ.На собрании кредиторов Татфондбанка изначально обсуждались различное количество мест в комитете кредиторов, при этом АСВ установило ограничения — в комитете должно было быть от 3 до 11 мест. Представитель «Союза пострадавших клиентов ТФБ и Интехбанка» Александра Юманова сразу предложила максимально возможный вариант — 11 мест. За расширение состава высказался и представитель Республиканского фонда помощи (РФП). По его словам, большее количество мест должно было помочь в более полном соблюдении прав кредиторов. Также прозвучало и предложение о 7 местах в комитете.
«Татфондбанк — банк большой, и сегодня пришло очень много народа. Только 15 тысяч (человек) подало требования до 22 мая. Мне кажется, целесообразно сформировать комитет из 11 членов. Наши татарстанцы — люди сознательные, присутствовать в комитете кредиторов обязательно будут, работать с ними можно», — отметила Александра Юманова из «Союз пострадавших клиентов Татфондбанка и Интехбанка».
В голосовании принимали участие кредиторы 1 и 3 очереди реестра, которые предъявили требования до 22 мая включительно, здесь работал принцип «1 копейка требования равна одному голосу».
Однако по результатам голосования было решено создать комитет кредиторов из 5 мест. По словам представителя АСВ Андрея Кортикова, для подсчета было сдано 610 бюллетеней, 2 из них признали недействительными. Вариант из 5 человек набрал 61,38 процента требований, за комитет из 7 человек отдано 0,32 процента. Вариант комитета кредиторов, состоящего из 11 человек получил 4,85 процента требований, а из 9 человек — лишь 0,07 процента. Голосование проходило по ранее озвученному принципу «1 копейка равна 1 голосу», результаты озвучивались в процентах от общего реестра кредиторов банка.
Такой вариант одобрили не все. Например, Нерсес Григорян известный по борьбе с АСВ, сказал так: «Мы голосовали, АСВ решил». Напомним, в активе АСВ более 50 млрд рублей страховых выплат физическим лицам и ИП, которые сделали госкорпорацию одним из самых влиятельных голосующих кредиторов.
Факт 5. В комитете кредиторов Юманова, Татнефть и представитель анонимного вкладчика
Выставить свою кандидатуру на голосование мог любой кредитор, но большинство тех, кто хотел сам войти в состав комитета кредиторов, предлагали выбрать Александру Юманову.Она сама выступила перед кредиторами и сказала, что своей главной задачей видит абсолютную публичность действий комитета кредиторов. При этом она отметила, что хочет создать рабочую группу, куда войдут аудиторы, юристы, специалисты в банковской сфере.
Также микрофон взял Альберт Гордуков из Тольятти, крупный вкладчик ТФБ как физ. лицо и как юр. лицо: «Вы сюда не за этим пришли, и для того, чтобы вор, сидел в тюрьме... Не конкурсный управляющий должен этим заниматься. Задача всех присутствующих здесь — сделать все, чтобы вернуть свои вложенные средства. Регионы пострадали очень серьезно».
По словам Гордукова, что успех зависит от отношений с АСВ. «Как бы вы к ним не относились, без АСВ у нас ничего не получится», — подчеркнул кредитор.
Всего было подано 11 кандидатур: Дмитрий Артамонов из АСВ, Айдар Губайдуллин из ФНС, Александра Юманова от «Союза пострадавших клиентов Татфондбанка и Интехбанка», Альфия Хафизова от Татнефти, Радик Сафин из РФП, Венера Салахова из движения «Против преступности и беззакония» и ряд других.
Голосование по кандидатурам в комитет кредиторов оказалось самым длинным за все заседание и длилось больше 2 часов. Планировалось, что результаты озвучат спустя час после начала перерыва, в 17:00, однако представители АСВ несколько раз переносили оглашение. В итоге, о составе комитета кредиторы узнали лишь в седьмом часу вечера. По словам представителя АСВ, для голосования раздали 653 бюллетеня, с результатами голосования вернулось лишь 617 бюллетеней, при этом 14 из них оказались недействительными.
Как только были объявлены итоги голосования, АСВ распространила пресс-релиз, в котором сообщила, что еще до собрания кредиторов ТФБ между Агентством по страхованию вкладов (АСВ) и руководством Татарстана была достигнута договоренность о том, что в комитет кредиторов должен войти представитель пострадавших вкладчиков.
«В соответствии с договоренностью, достигнутой в результате рабочих встреч с руководством Республики Татарстан, Агентством обеспечено образование и наделение комитета кредиторов Банка в количестве пяти человек и прохождение в комитет кредиторов представителя реально пострадавших вкладчиков. Интересы вкладчиков будут представлены Александрой Юмановой», — сообщила пресс-служба АСВ.
Помимо Юмановой, в комитет кредиторов ТФБ вошли Дмитрий Артамонов (от Агентства по страхованию вкладов), Айдар Губайдуллин (от Федеральной налоговой службы), юрист из Татнефти Альфия Хафизова, а также Елена Комкова (от анонимных кредиторов).
Стоит отметить, что представитель Республиканского фонда поддержки в комитет кредиторов не прошел. 14 июля РФП удалось провести своего представителя в комитет кредиторов Интехбанка.
Не обошлось и без сюрпризов — в списках для голосования, которые получили кредиторы, значилось 11 человек, однако во время оглашения пятерки лидеров выяснилось, что в комитет войдет некая Елена Комкова. На вопрос корреспондента ИА «Татар-информ» представитель АСВ ответил, что Комкова — «представитель крупного кредитора».
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-