Дорожное строительство – работа для настоящих мужчин: тяжелая, но интересная. Ведь каждый мужчина обязательно должен уметь работать и руками, и головой, а также отвечать за результат своей работы, уверены в этой семье.
Сколько было построено и отремонтировано за трудовую жизнь километров дорог, члены семьи уже и не считают – давно сбились. Разве что Валерий Барсуков – единственный, кто работает не в старейшей дорожной компании республики «Татавтодор», а в ОАО «Алексеевскдорстрой» – попытался подсчитать: «Как-то возникала такая мысль: а сколько я все-таки мог бы построить, то есть построил к этому дню. Ну, где-то к 4 тыс. км приближается», – без особой уверенности в точности подсчетов сообщил он.
Именно с Валерия Игнатьевича в самом начале 1970-х годов началась связь семьи Барсуковых с профессией дорожного строителя. Правда, произошло это совершенно случайно: «Вообще-то дорожником я не планировал становиться. Если так взять – по честному. Но случай повернулся так, что после 10-го класса два моих друга пошли в дорожники учиться и позвали меня вместе поступать. Поступали трое, а поступил я один», – рассказал главный инженер «Алексеевскдорстроя». А уже в 1975 году Валерий Барсуков строил дороги профессионально.
Вторым дорожным строителем в династии стал родной брат Валерия Игнатьевича – Юрий. «Я жил в Челнах. Брат перешел из Ульяновской области в Каздорстрой и меня позвал», – пояснил он. Было это 36 лет назад. К настоящему моменту техники, на которой за более чем треть века не довелось бы поработать Юрию Игнатьевичу в системе дорожного строительства, просто не осталось: битумовозы, укладчик, автобус. Один из первых на тот момент во всем Советском Союзе импортных асфальтоукладчиков – «Титан-410» тоже достался водителю-асу. Сейчас Юрий работает в Пригородном филиале АО «Татавтодор», водит самосвал. В системе дорожного строительства работают и трое его сыновей.
«У нас, у двух братьев, шестеро детей. У него – три сына, у меня – три дочери. Мои дочери не пошли на дорожников, пошли только по другим специальностям. А трое сыновей его с детства влюбились в профессию дорожного строителя», – рассказал о брате Валерий Барсуков.
«Я в четыре года, в трусах в майке, в сандалиях, а когда и босиком, убегал от мамки, садился в "Татру" – на "Татрах" при Союзе возили асфальтобетон. Приезжал к нему, на укладчике укладывал. Помню термос вот такой из нержавейки, с пластмассовой крышкой (в Союзе у всех такой термос был, мне кажется, от министра до рабочего). Самое любимое было у отца на укладчике чаю из термоса попить, а потом обратно сесть в "Татру", приехать и дома от мамки получить. Мама тоже, кстати, работала в "Каздорстрое"», – поделился воспоминаниями Сергей Барсуков, сегодня возглавляющий Апастовский филиал «Татавтодора».
«Я в дорожную сферу пришел очень рано. Исполнилось мне, кажется, 13 лет, и летом меня каждый год отправляли на асфальтобетонный завод. И я уже с 13 лет (в 13, 14, 15 лет) работал уже, можно сказать, на производстве – на асфальтобетонном заводе. Потом поступил я в институт на заочное, перевелся на очное и уже начал работать непосредственно в этой сфере. Начал я с дорожного рабочего», – добавил в копилку семейных воспоминаний младший брат – Александр Барсуков, сегодня работающий главным инженером Мамадышского филиала «Татавтодора».
«Я работаю в системе "Татавтодора" (раньше это был «Дорожный сервис РТ») с 2005 года. В 2014 году был приглашен в московскую фирму для работы на федеральных дорогах. Проработал там два года. Ну и, работая все эти два года, скажем так, исколесил пол-России. Все равно какая-то ностальгия по "Татавтодору" была», – рассказал старший из трех сыновей Юрия Барсукова, Андрей. Сегодня он возглавляет Набережночелнинский филиал «Татавтодора». Теперь Андрей Барсуков вернулся обратно, в Татарстан.
Набережночелнинский филиал – не самый большой в «Татавтодоре», но задач для структуры хватает. «Даже если филиал и небольшой, то у нас очень много объектов единовременно, которые приходится производить. То есть здесь очень сильно влияет логистика в плане того, что большая нагрузка есть, может быть, у меня как у руководителя и у главного инженера. Нужно все механизмы, работников всех консолидировать, скажем так, на достижение результата. По множеству объектов. Поэтому, хотя выполнение у нас не такое значительное, но оно требует большой концентрации внимания по каждому объекту», – подчеркнул Андрей Барсуков.
Кроме того, много текущей работы, поделился он. Десять битумовозов MAN снабжают битумом все структуры «Татавтодора». Нельзя допустить ни малейшей заминки в их работе, это грозит простоем целых филиалов. Здесь же, в Набережных Челнах, налажено производство минерального порошка.
Сейчас завершается строительство новой базы. Как только работы будут окончены, филиал полностью переселится на эту площадку. Новая база, располагается неподалеку от старой, и это настоящий предмет гордости для Андрея Барсукова как руководителя. Идеальный порядок, где уже наносятся последние штрихи: завершаются работы по косметическому ремонту будущего офиса. Уже построены ремонтная мастерская и автовесовая. Для работников филиала обустроены раздевалки и душевые, есть где передохнуть водителям дежурной смены.
Серьезно обновлена база и Апастовского филиала Татавтодора, где руководителем работает средний брат – Сергей. В зоне ответственности филиала, где работают почти 500 человек, дороги шести районов республики. Самого директора съемочная группа застала за инспекцией последнего строящегося объекта сезона 2017 года.
«Объект называется "Каратун – Черемшан – Карагала – Большое Подберезье", протяженность – 5,8 км. Перспективное направление на соединение Кайбицкого и Апастовского районов. Исторически так сложилось, что люди здесь между районами постоянно курсируют. Осталось еще превратить в современную дорогу семикилометровый участок грунтовки. Я думаю, что на будущий год мы это перспективное направление соединим», – рассказал руководитель филиала.
Гордость всего дорожного хозяйства республики и предприятия «Татавтодор» в частности – самая современная техника, предназначенная для строительства дорог. И этот парк постоянно пополняется и обновляется. Именно Апастовсий филиал стал первым в Татарстане и третьим в России, где появилась мобильная бетонносмесительная установка, способная производить до 60 кубометров раствора в час.
«Отличная машина. Сначала скептически все как-то относились к этому: как пойдет, новые игрушки и прочее, и прочее. Но в этом году эта новая игрушка шесть районов подтянула так, что мы сезон намного быстрее закончили», – продемонстрировал новинку автопарка филиала Сергей Барсуков.
Сейчас «Татавтодор» активно готовится к летнему дорожно-строительному сезону 2018 года. В каждом филиале принимается материал, проводится его лабораторный анализ. Именно в лаборатории Мамадышского филиала журналисты агентства застали младшего Барсукова – главного инженера подразделения Александра.
«Инертный материал по приходу к нам обязательно каждый год проверяем, на все испытываем. В данный момент пришел щебень марки 800. Производим его испытание», – кратко объяснил происходящее в лаборатории Александр Барсуков. На самом деле это процесс долгий и трудоемкий: фракционность, влажность, плотность, прочность – десятки показателей, каждый из которых необходимо знать, чтобы гарантировать качество строящихся и ремонтируемых дорог.
Строительный сезон начинается в мае, а заканчивается в ноябре. Летний день долог, но дорога каждая минута. Потому и выходят дорожные строители на объекты с рассветом, а заканчивают работу уже в сумерках – ради того, чтобы дороги были удобными и безопасными.
Осенью прошлого года, во время открытия движения по полностью реконструированному и расширенному участку федеральной трассы М7 «Волга», Президент Татарстана Рустам Минниханов эмоций не сдерживал: «Нам же приятно: вот, мы смотрим – любая заграница отдыхает. Поэтому огромное спасибо дорожникам!». А помощник Президента России Игорь Левитин добавил: «То, что сегодня здесь произошло, – это большое событие! Не только для Татарстана. Здесь идет много транзитного транспорта. Я хочу поздравить водителей прежде всего, за такие условия, которые здесь создали дорожники».
Современная дорога – сложное техническое сооружение, где каждый метр особый: разный грунт, разный рельеф местности, даже климат и температурный режим разные. Тонкостей и нюансов столько, что скучной профессию дорожного строителя точно назвать не получится. И работа в этом хлопотном хозяйстве найдется и летом, и зимой. Именно на плечи дорожников ложатся все заботы по содержанию дорог в рабочем состоянии в период холодов: уборка снега и посторонних предметов с проезжей части, удаление льда, снижение скользкости дорожной поверхности. Круглосуточно и в любую погоду. Каждый сотрудник «Татавтодора» прекрасно осознает, что от того, насколько эффективно, быстро и качественно будет выполнена эта работа, зависит безопасность миллионов людей, каждый день отправляющихся в путь.
«Если движение бесперебойное и аварийность исключена, то дорожники зимой отработали на отлично», – коротко ответил на вопрос о том, что может считаться хорошей работой дорожников, Александр Барсуков.
К слову, семья Барсуковых – далеко не единственная династия в дорожном строительстве республики. Может быть, и не самая большая – пока. Новое поколение Барсуковых тоже выбирает дороги. «Оба сына говорят, что обязательно станут дорожниками, так же, как их отец, так же, как их дед, Я думаю, так и будет», – сказал Андрей Барсуков. «Сын и две дочки у меня. Сын старший. Рвется каждую неделю со мной на работу. Не всегда у него получается, потому что спортом занимается. А так у него в голове тоже: "Я буду дорожником"», – вторил брату Сергей.
Работа дорожного строителя жизненно необходима современному динамичному обществу: уверены все члены семейной династии Барсуковых. Дороги – артерии регионов и стран, одна из основ экономического и социального развития. Отрасль постоянно находится в развитии, а значит, нуждается в тех, кто будет ей по-настоящему увлечен. Тем, кто еще только выбирает профессию, стоит прислушаться к мнению таких людей, как Барсуковы. А они утверждают, что строительство дорог – это интересно, перспективно, зримо. Люди, выбирающие эту профессию, могут воочию видеть дело своих рук и, что очень важно, быть уверенными в завтрашнем дне, достойных условиях своего труда и его оплате.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-