В 19 лет тогда еще жительница Зеленодольска Лия Ямщикова перенесла бактериальное заболевание – инфекционный эндокардит. Тяжелое заболевание приводит к страшным осложнениям и даже смерти. Развиться инфекционный эндокардит, по словам врачей, может у людей с врожденным или приобретенным пороком сердца, протезированным клапаном, пролапсом клапанов и другими отклонениями.
Где могла подхватить страшную инфекцию Лия даже сегодня не может объяснить. Заболевание, полагают врачи, возникло при стечении нескольких обстоятельств – инфекции, снижения иммунитета и стресса.
«Она много училась, ездила постоянно в общественном транспорте из Зеленодольска в Казань и обратно. Могла простудиться, и на фоне ослабления защитных сил организма у нее случилась вот эта внутрисердечная инфекция», – отметил заведующий отделением кардиохирургии № 2 Межрегионального клинико-диагностического центра Ильдар Вагизов.
На свое самочувствие молодая девушка внимания не обратила и пустила заболевание на самотек. В итоге Лия на «Скорой» была доставлена из центральной районной больницы Зеленодольска в МКДЦ с сильнейшим отеком легких.
«Девушка поступила вечером. Инфекция, из-за которой произошел отек, поразила митральный клапан. В эту же ночь мы ее прооперировали, операция была длительная и тяжелая. Но надо отдать должное, что девочка молодая, организм сильный, справился. Тогда мы поставили биологический митральный клапан, с перспективой на новую операцию, конечно. Лия была без сознания, принимать решение нужно было быстро, обсудив все с ее мамой, мы приступили», –рассказал заведующий отделением кардиохирургии № 2 МКДЦ Ильдар Вагизов.
Когда человеку требуется замена сердечного клапана, перед врачами всегда встает выбор: механический или биологический протез. Первый срока годности не имеет, однако обязывает человека принимать специальные лекарства.
Механический протез сделан из пероксида углерода. Клапан не вызывает никакого отторжения, но как любое инородное тело, погруженное в кровь, вызывает каскад тромбообразования. Предотвратить образование тромбов возможно только применением антикоагулянтов, которые получают все наши пациенты на протяжении всей своей жизни после протезирования. Однако прием антикоагулянтов накладывает ряд ограничений в жизни пациентов, в частности, женщинам бывает сложно забеременеть и выносить ребенка», – объяснил медик.
Биологические клапаны сделаны из тканей животных, и в отличии от своего искусственного аналога, не вызывают тромбообразования. Как правило, срок годности биологических протезов – 10 лет. Далее клапан разрушается, и пациенту снова требуется операция на сердце. Лия, надеялись врачи, за эти 10 лет успела бы выйти замуж и родить одного или нескольких детей.
После операции девушка быстро восстановилась и вернулась к полноценной жизни. Через несколько лет Лия вышла замуж, а в январе этого года забеременела.
«Она забеременела и сразу, как узнала, позвонила мне. У нее появились первые признаки дисфункции в работе клапана (нарушение нормального функционирования. – Ред.). Совместно мы решили не прекращать беременность. Лия должна была выносить малыша, после чего мы бы заменили клапан», – подчеркнул ИльдарВагизов.
Летом врач, который вел беременность Лии, направил будущую маму к кардиологу – митральный клапан давал о себе знать все чаще, появились нарушения сердечного ритма.
«Я приехала снова к своему хирургу в МКДЦ. Он сказал, что срочно нужно будет рожать и оперировать сердце. Меня сразу начали готовить к преждевременным родам. Дали какое-то лекарство, чтобы малыш сразу задышал, как только появится на свет. Еще дали специальные таблетки, чтобы пропало грудное молоко – кормить сына я бы не смогла после операции. Получилось, что я легла в больницу на 30-й неделе, и уже на 31-й врачи решили делать кесарево сечение», – рассказала молодая мама.
В сложной смешанной операции участвовали около двадцати врачей и медицинского персонала из трех республиканских больниц. Специалисты перинатального центра Республиканской клинической больницы отвечали за роды, за здоровье малыша - реаниматологи ДРКБ, а врачи МКДЦ непосредственно за реимплантацию клапана. В таком составе врачи трех высокотехнологичных клиник работали уже не раз.
«Здесь каждый занимался своим делом. Акушеры-гинекологи РКБ занимались родами, реаниматологи занимались своей работой, мы своей. В этой ситуации мультидисциплинарность была с лихвой оправдана: бригады разных клиник работали совместно с одним пациентом. До операции мы два раза собирались всем составом специалистов, обговаривали кто, что и во сколько делает. У нас были продуманы несколько вариантов исхода ситуации, все варианты осложнений, ко всему были готовы. Как только кесарево сечение сделали, к работе уже приступили мы. Вся операция длилась 9 часов 25 минут. Под наркозом Лия находилась около 11 часов. Эта пятая подобная операция для нас», – сообщил заведующий отделением кардиохирургии № 2 МКДЦ.
Мальчик Ваня весом в 2190 граммов появился на свет абсолютно здоровым в первый же час операции. Малыша сразу же перевезли в перинатальный центр, где он провел чуть больше недели, пока Лию не выписали из больницы.
Чтобы хоть как-то восполнить пустоту и отпустить переживания молодой мамы, медики РКБ проводили периодический фото- и видеоотчет о первых днях жизни маленького Вани. Сегодня в телефоне у Лии Ямщиковой хранятся десятки фотографий и видеозаписей с момента рождения ее сына и до выписки малыша из роддома.
Нет комментариев-